БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
п. Кугеси, 2016г.
Рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушения развития
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития грубо недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких учащихся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Обучение счету организуется на практической основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
По учебному плану БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
- считать, записывать, откладывать палочки заданного количества сравнивать числа в пределах 6, присчитывать, отсчитывать по 1, 2;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;
Счет в пределах 3. Образование и запись чисел в пределах 3.
Сложение и вычитание в пределах 6, решение примеров, работа со счетами.
Мера стоимости – 2 (руб.) 2 (коп.). Размен монеты в 2 (руб.) по 2 и по 1 (руб.).
Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (баз записи краткого ответа).
Геометрический материал: квадрат. Построением квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.
№ урока | Раздел, наименование | Тема урока | Дата | Ожидаемые личностные результаты | Возможные предметные результаты | Основные виды учебной деятельности по достижению планируемых результатов |
1 четверть |
1 | Пространственно-временные понятия, представления о величине, форме, цвете предметов | Цвет, назначение предметов | 01.09 | - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; - умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать; - умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности | Различать основные цвета, называть их, подбирать необходимый цвет карандаша | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» |
2 | Большой - маленький | 05.09 | Иметь представление о соотношении «большой - маленький». Уметь сравнивать предметы путём наложения и приложения, на глаз | Иметь представление о соотношении понятий «большой - маленький». |
3 | Круг | 08.09 | Усвоить понятие геометрической фигуры «круг», различать и находить среди других фигур круг, находить предметы круглой формы среди окружающих вещей | Геометрические фигуры. Предметы круглой формы. Обведение круга по шаблону |
4 | Одинаковые по величине | 12.09 | Уметь сравнивать предметы путём наложения и приложения, на глаз, находить одинаковые по размеру предметы | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов |
5 | Длинный - короткий | 15.09 | Усвоить понятия «длинный - короткий». Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения | Что может быть длинной и короткой? Сравнение предметов, находящиеся в классе |
6 | Одинаковые по длине | 19.09 | Уметь сравнивать предметы путём наложения и приложения, различать и находить среди других фигур одинаковые по длине предметы | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. |
7 | Широкий - узкий | 22.09 | Усвоить понятия «широкий – узкий. Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения | Широкий - узкий Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение путём наложения предметов разной или одинаковой ширины |
8 | Одинаковые по ширине | 26.09 | Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения находить одинаковые по ширине предметы | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов |
9 | Высокий - низкий | 29.09 | Усвоить понятия «высокий - низкий». Уметь соответствующе употреблять понятия «ниже, выше» | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение путём наложения предметов разной или одинаковой высоты |
10 | Одинаковые по высоте | 03.10 | Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения, находить одинаковые по высоте предметы | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов |
11 | Глубокий - мелкий | 06.10 | Усвоить понятия «глубокий - мелкий» | Соотношение понятий «глубокий - мелкий». |
12 | Одинаковые по глубине | 10.10 | Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения, находить одинаковые по глубине предметы | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые по глубине предметы |
13 | Толстый - тонкий | 13.10 | Усвоить понятия «толстый - тонкий», Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения, находить одинаковые по толщине предметы. Уметь соответствующе употреблять понятия «толще, тоньше» | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение путём наложения предметов разной или одинаковой толщины |
14 | Одинаковые по толщине | 17.10 | Усвоить понятия «толстый - тонкий», Уметь сравнивать на глаз и проверять предметы путём наложения и приложения, находить одинаковые по толщине предметы. Уметь соответствующе употреблять понятия «толще, тоньше» | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение путём наложения предметов разной или одинаковой толщины |
15 | Тяжёлый - лёгкий | 20.10 | Усвоить понятия «тяжёлый - лёгкий», Уметь сравнивать на вес и определять предметы тяжелее/легче. Уметь соответствующе употреблять понятия «тяжелее/легче» | Соотношение понятий «тяжелый - лёгкий». Сравнение на вес и определять предметы тяжелее/легче. Уметь соответствующе употреблять понятия «тяжелее/легче» |
16 | Одинаковые по тяжести | 24.10 | Усвоить понятия понятие «тяжёлый - лёгкий», Уметь сравнивать на вес и определять предметы тяжелее/легче. Уметь соответствующе употреблять понятия «тяжелее/легче» | Признаки сходства и различия сравниваемых предметов. Сравнение на вес и определять предметы тяжелее/легче. Уметь соответствующе употреблять понятия «тяжелее/легче» |
17 | Много - мало, столько же | 27.10 | Усвоить понятия «Много - мало, столько же», уметь соотносить предметы по количеству | Много - мало, столько же. Соотнесение предметов по количеству |
| 2 четверть |
1 | | Один - много | 10.11 | - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; - умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать | Усвоить понятия «Один - много», уметь соотносить предметы по количеству | Сравнение предметов |
2 | Поровну, столько же | 14.11 | Усвоить понятия «поровну, столько же» уметь соотносить предметы по количеству | Сравнение предметов различных групп, нахождение одинаковые по количеству предметов группы, использование понятий «поровну, столько же» |
3 | Близко - далеко | 17.11 | Усвоить понятия «Близко - далеко» Уметь показывать и называть местонахождение предмета | Пространственная ориентировка Определение, что находится близко /далеко |
4 | Верху - внизу | 21.11 | Усвоить понятия «Верху - внизу». Уметь показывать и называть местонахождение предмета | Пространственная ориентировка. Определение , что находится вверху/внизу |
5 | Рядом - около | 24.11 | Усвоить понятия «Рядом - около» Уметь показывать и называть местонахождение предмета | Пространственная ориентировка. Определение , что находится рядом с…/около … |
6 | Между | 28.11 | Усвоить понятия «Между» Уметь показывать и называть местонахождение предмета | Пространственная ориентировка Определение , что находится между… |
7 | Впереди - позади | 01.12 | Усвоить понятия «Впереди - позади» Уметь показывать и называть местонахождение предмета | Пространственная ориентировка Определение , что находится впереди/позади тебя |
8 | Квадрат. | 05.12 | Усвоить понятие «Квадрат» различать и находить среди других фигур квадрат, находить предметы квадратной формы среди окружающих вещей | Геометрические фигуры. Предметы квадратной формы. Обведение квадрата по шаблону. Признаки квадрата |
9 | Утро, день, вечер, ночь - сутки. | 08.12 | Усвоить понятие «сутки». | Единица времени – сутки. Части суток Изображение частей суток. Что мы делаем утром/днём/вечером/ ночью? |
10 | Сегодня, завтра, вчера | 12.12 | Усвоить понятия «Сегодня, завтра, вчера» | Что мы делали вчера? Что ели на завтрак сегодня? Какие уроки будут завтра? |
11 | Неделя | 15.12 | Усвоить понятие «Неделя» | Представления времени |
12 | Нумерация | Число и цифра 1 | 19.12 | Усвоить понятия «Число и цифра», «цифра 1», уметь соотносить предметы по количеству, количество и число, писать цифру 1 | Соотношение количества, числа и цифры |
13 | Крайний, первый, последний | 22.12 | Уметь правильно называть понятия, определять местонахождение предмета в ряду. | С краю – крайний. Первый, последний, средний. |
14 | Пространственно-временные понятия, | 26.12 | Усвоить пространственно-временные понятия., Уметь сравнивать предметы путём наложения и приложения, на глаз; различать и находить среди других фигур одинаковые по длине предметы | Местонахождение предмета. Использование понятий в речи |
15 | Представления о величине, форме, цвете предметов | 29.12 | Уметь сравнивать предметы путём наложения и приложения, различать и находить среди других фигур одинаковые | Характеристика предмета по названным параметрам |
3 четверть |
1-2 | | Понятия «было», «стало». Знак сложения | 12.01 16.01 | - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; - умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать; - умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности | Усвоить понятия «было», «стало». Знак сложения. | Смысл сложения, письмо знака «плюс» и «равно» |
3-4 | Понятия «было», «осталось». Знак вычитания | 19.01 23.01 | Усвоить понятия «было», «осталось».Знак вычитания | Смысл вычитания, письмо знака «минус» |
5 | Мера стоимости: 1 руб. 1коп. | 26.01 | Усвоить понятия «Мера стоимости: 1 руб. 1коп.» Иметь представление о покупке в магазине товара и оплате монетами, денежными купюрами. | Игра «В магазине». Монета. Купюра. |
6 | Сначала - потом | 30.01 | Усвоить понятия «Сначала - потом». Уметь записывать цифру 1 . | Временные представления «сначала – потом». Число и цифра 1. Соотношение количества и числа, цифры. |
7 | Утро, день, вечер, ночь - сутки. | 01.02 02.02 | Усвоить понятие «сутки» | Единица времени – сутки. Части суток Изображение частей суток. |
8 | Сегодня, завтра, вчера | 04.02 | Усвоить понятия «Сегодня, завтра, вчера» | Что мы делали вчера? Что ели на завтрак сегодня? Какие уроки будут завтра? |
9 | Число и цифра 2 | 06.02 | Усвоить понятия «Число и цифра», «цифра 2», уметь соотносить предметы по количеству, количество и число, писать цифру 2 | Соотношение количества , числа и цифры. |
10 | Счёт в пределах 2 | 09.02 | Уметь читать цифры1 и 2, соотносить их с количеством предметов. Усвоить понятие «обратный счёт». | Соотношение количества, числа и цифры. |
11 | Знак «равно» | 13.02 | Усвоить понятие «равно». | Смысл понятия «равно, одинаковое количество», Письмо знака «равно». |
12 | Понятие «примеры» | 16.02 | Усвоить понятие «примеры», правила оформления примера в тетради, | Оформление примеров в тетради. Использование счётного материала для решения примеров. |
13 | Знак сложения «плюс» и знак вычитания «минус» | 02.03 | Усвоить понятия | Смысл сложения и вычитания , письмо знаков «плюс» и «минус» |
14 | Понятие «задача» | 06.03 | Усвоить понятие «задача». Уметь оформлять задачу схематически, находить ответ на вопрос задачи | Структура задачи. Поиск ответа на вопрос задачи, схематическое оформление задачи |
15 | Геометрическая фигура «Точка» | 09.03 | Усвоить понятие «точка», Уметь ставить точку в заданном месте | Точка – это геометрическая фигура. Ориентировка на листе тетради, в пространстве. |
16 | Пара | 13.03 | Усвоить понятие «пара» | Понятие «пара». Что у нас на теле по паре? Образование пар из одинаковых предметов |
17 | Поровну | 16.03 | Усвоить понятие «поровну»: практическое усвоение | Понятия «больше - меньше», определение большего числа приёмом наложения предметов из двух групп |
18 | Больше - меньше | 20.03 | Усвоить понятия «Больше - меньше»: практическое усвоение | Понятия «больше - меньше», определение большего числа приёмом паресчитывания предметов в группах |
19 | Решение задач на нахождение суммы, остатка | 23.03 | Уметь решать примеры с помощью наглядного материала приёмами присчитывания и пересчитывания, отсчитывания | Структура задачи. Поиск ответа на вопрос задачи, схематическое оформление задачи. Конкретный смысл сложения |
4 четверть |
1 | Нумерация | Линия. Прямая линия. Линейка. Кривая линия. | 03.04 | - принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; - умение оценивать свои поступки по отношению к другим и рассказывать о них; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать; - умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности | Усвоить понятия «линия, прямая линия, кривая линия», «линейка»Усвоить правила пользования линейкой | Использование линейки для черчения прямых линий, правила пользования линейкой. «Где встречаются прямые и кривые линии?» |
2 | Прямоугольник | 06.04 | Усвоить понятие «прямоугольник» различать и находить его среди других фигур , находить предметы прямоугольной формы среди окружающих вещей | Предметы прямоугольной формы. Обведение по шаблону фигуры и раскрашивание. Признаки прямоугольника. Черчение прямой линии по линейке |
3 | Число и цифра 3 | 10.04 | Усвоить понятия «Число и цифра», «цифра 3», уметь соотносить предметы по количеству, количество и число, писать цифру 3 | Соотношение количества , числа и цифры. Запись цифры 3. |
4 | Счёт в пределах 3 | 13.04 | Усвоить счёт в пределах 3, уметь соотносить предметы по количеству, количество и число, писать цифру 3. Уметь читать цифры1 и 2, 3 соотносить их с количеством предметов | Состав числа 3. Соотношение количества , числа и цифры. |
5 | Обратный счёт в пределах 3 | 17.04 | Усвоить понятия «обратный счёт», Уметь считать в обратном порядке в пределах 3. | Состав числа 3. Соотношение количества , числа и цифры. |
6 | Решение примеров | 20.04 | Уметь решать примеры с помощью счётного материала | Запись примеров с доски и их решение. Состав числа 3. |
7 | Геометрические фигуры: точка, круг, прямоугольник, квадрат | 24.04 | Уметь различать и находить среди других фигур квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; находить предметы квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной формы среди окружающих вещей | Выбор фигуры по диктовке учителя и его зарисовка в тетради. Раскрашивание. Решение примеров |
8 | Мера стоимости. 2 рубля. Рубль | 27.04 | Усвоить понятия «Мера стоимости», «Рубль» Уметь заменять одни монеты другими Уметь узнавать и называть стоимость монеты | Замена 2-хрублёвой монеты двумя 1-рублёвыми. Состав числа 2. Стоимость в 2 рубля |
9 | Больше - меньше | 26.04 | Усвоить понятия «Больше - меньше», «Столько же» | Сравнение предметов, двух групп предметов. Найди большее число и подчеркни его Приём приложения предметов двух групп |
10 | Понятие «Числовой ряд» | 04.05 | Усвоить понятия «Числовой ряд»., что в обратном порядке числа уменьшаются, а в прямом порядке числа увеличиваются | Прямой и обратный счёт с помощью числового ряда. Уменьшение, Увеличение. |
11 | Между, перед, следует | 08.05 | Усвоить понятия «между, перед, следует» уметь находить и называть числа. | Ориентировка в числовом ряду. Понятия «между, перед, следует» |
12 | Понятия «предыдущий», «следующий» | 11.05 | Усвоить понятия «предыдущий», «следующий», уметь находить и называть предыдущее и следующее число названного | Понятия «предыдущий», «следующий» Ориентировка в числовом ряду. Понятия «между, перед, следует» |
13 | Решение задач на нахождение суммы | 15.05 | Уметь решать примеры с помощью наглядного материала приёмами присчитывания и пересчитывания | Структура задачи. Поиск ответа на вопрос задачи, схематическое оформление задачи. Конкретный смысл сложения |
14- 15 | Решение задач на нахождение остатка | 18.05,22.05 | Уметь решать примеры с помощью наглядного материала приёмами отсчитывния и пересчитывания | Структура задачи. Поиск ответа на вопрос задачи, схематическое оформление задачи конкретный смысл вычитания |
16 | Треугольник | 25.05 | Усвоить понятие «треугольник» различать и находить среди других фигур треугольник, находить предметы треугольной формы среди окружающих вещей Геометрические фигуры | Предметы треугольной формы. Обведение треугольника по шаблону. Признаки треугольника. Обведение по шаблону фигуры и раскрашивание Выбор фигуры по диктовке учителя и его зарисовка в тетради. Раскрашивание. Решение примеров |
17 | Геометрические фигуры | 29.05 | Уметь различать и находить среди других фигур квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; находить предметы квадратной, треугольной, круглой, прямоугольной формы среди окружающих вещей | Геометрические фигуры: точка, круг, прямоугольник, квадрат. Выбор фигуры по диктовке учителя и его зарисовка в тетради. Раскрашивание. Решение примеров |
– Магнитная доска.
– Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20.
– Наглядные пособия для изучения чисел I десятка.
– Набор геометрических фигур.
– Набор цифр, букв, знаков с магнитным креплением. Образцы цифр печатного и письменного варианта .
– Подвижные цифры, числовая линейка.
– Символы действия сложения, вычитания, равенства. Символы «больше, меньше».
– Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, мерки).
–Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины): квадраты (мерки), шаблоны, линейки.
– Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел; набор геометрических
–Демонстрационная таблица сложения и вычитания, состава чисел.
–Карточки с математическими заданиями.
–Наборы предметных и сюжетных картинок.
–Модели монет. Игра «Магазин».
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике: