ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока « Проценты»
ФИО (полностью) Бабенко Наталия Еманоиловна
Место работы МОУ « СОШ № 13» г. Воркута, республика Коми
Должность Учитель математики
Предмет Математика
Класс 5
Тема и номер урока в теме Проценты (Первый урок из пяти).
Тип урока Получения новых знаний
Базовый учебник Виленкин Н.Я, Жохов В.И, Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 23-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2008
Цель урока: вести понятие процента, научить переводить процентов в десятичную дробь и десятичные дроби в проценты; повторить правила умножения и деления на 100; уметь применять полученные знания при решение задач на проценты.
Планируемые результаты:
Предметные
Уметь записывать десятичные дроби в виде процентов и наоборот, находить несколько процентов от величины, величину по ее проценту, решать задачи на проценты.
Метапредметные
Уметь выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом; применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля по образцу решения; соотносить условия задачи с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель.
Личностные
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
обеспечить осознанное усвоение правила работы с процентами; обобщить и систематизировать знания учащихся в работе с десятичными и натуральными числами; проконтролировать степень усвоения основных правил умножения и деления на 100 и работа с процентами; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
• по источникам знаний: словесные, наглядные;
• по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
• относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
• относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно тест;
-оценивают себя и друг друга;
Необходимое оборудование: Учебники по математике, доска, раздаточный материал, (карточки с дополнительным заданием, таблица, карточки для самооценивания), проектор, компьютер, презентация выполнена программой Microsoft PowerPoint 2010.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения правил умножения и деления на 100. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 4 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы в жизни. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 5 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать как находится 1% от числа, как перевести в проценты десятичную дробь и наоборот. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами проверяют правильность решения. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся выполняют предложенный им тест, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 5 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 | |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Здравствуйте ребята! Проверьте готовность к уроку! Садитесь, обратите внимания, что у вас на партах лежит раздаточный материал, который пригодиться во время урока и карточка для самооценки, в которой вы оценивайте работу в течения всего урока. Сегодняшний урок, урок открытия новых знаний. Мы продолжим путешествие в мир чисел. Маршрут путешествия мы выберем чуть позже, а сейчас я предлагаю собрать для путешествия самое необходимое. А чтобы путешествие было веселым, нужно создать хорошую атмосферу. -Посмотрите, пожалуйста, на меня! Улыбнитесь! Как солнечно стало в классе! Сегодня вообще очень яркий и необычный день! | Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания и оценивают правильность выполненного ДЗ.
Вмести с учителем, создают благоприятную атмосферу для работы. |
2. Актуализация знаний | Я, думаю, согласитесь, что путешествовать надо с хорошим багажом знаний. (Слайд № 13) - Скажите, с какими числами в этом году мы знакомились? - Какие числа называем натуральными? - Самое наименьшее натуральное число? - Нуль является натуральным числом? Выберете на слайде лишнее. - Какие дробные числа вы знайте? - Какая дробь называется правильной? - Как записываем дробные числа? Проверим, как вы умеете выполнять действия с этими числами, предлагаю вам устный счет. (Слайд № 9) а) 0,3·3 е) 0,25 ·4 б) 1,6·5 ж)0,74+0,26 в) 1- 0,5 к) 0,69 ·100 г) 0,34+0,6 л) 15 ·0,01 д) 2,7 · 10 м) 38:100 Молодцы! Знания для путешествия у вас вполне достаточно осталось узнать маршрут. Ваша задача выполнить решения на карточке №1 ответы записать в таблице №2 в порядке возрастания и буквы соответственно. (Слайд № 10) | Учащиеся отвечают на вопросы. выполняют предложенные задания. 0,367; 5,76; 2; 0. Отвечают устно а) 0,9 е) 1 б) 8 ж)1 в) 0,5 к) 69 г) 0,94 л) 0,15 д) 27 м) 0,38 Работают с карточками п)0,01 р)0,04 т)0,5 о)0,08 е)0,2 ц)0,1 н)0,38 ы)0,85 ПРОЦЕНТЫ |
3. Этап изучение нового материала. | Откройте тетрадки и напишите тему нашего урока Проценты.(Слайд № 11) Маршрут выбран, осталось поставить цель и задачи путешествия. (Слайд № 12) А сейчас я предлагаю Вам поиграть в «Домино». (Слайд № 13) -Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью, делаем умозаключение, что одна сотая часть числа по-другому называется процентом. (Слайд № 14)
Историческая справка: ( учитель рассказывает, где возникли проценты и откуда произошел знак %).(Слайд № 15-16) Ребята расскажите, где в нашей жизни встречаются проценты.(Слайд № 17) С помощью электронного ресурса (Слайд № 18) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed8d1836-0757-43f4-99cd-20119f7ea6ef/?interface=pupil&class=47&subject=16 учитель объясняет, как перевести десятичную дробь в проценты. | Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
0знакомиться с понятием процент. Ввести понятие процента. Научится перевести десятичную дробь в проценты. Научиться перевести проценты в десятичную дробь. Показать: где и как применяется проценты в жизни. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний | - Итак, приступаем к работе с учебником. ( Слайд № 19) № 1561 - Как перевести проценты в десятичную дробь? № 1562 -как записать в процентах десятичную дробь? № 1563 № 1565 прочитайте задачи - Сколько книг в библиотеке? - Сколько книг прочитала Маша? - Как по-другому называется одна сотая часть? - Значит, сколько книг прочитала Маша? - Сравните эти две задачи. Что вы можете о них сказать? - Что можно сказать о количестве книг, которые прочли Маша и Сережа? Работа в парах заполняют Таблица № 3 | Отвечают на вопросы учителя и выполняют решения в тетрадках. - надо проценты разделить на 100. - надо десятичную дробь умножить на 100%. - В библиотеке 7000 книг. - Маша прочитала 70 книг. - Одну сотую называют, один процент. - Миша прочитал 70 книг. - Маша прочитала столько же книг, сколько и Сергей.
Отвечают устно |
Физпауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Этап закрепление изученного материала | Давайте попробуем сформулировать правила; (Слайд № 20) - Как перевести десятичную дробь в проценты? - Как перевести проценты в десятичную дробь? Предлагаю вам проверить ,как вы усвоили сегодняшнюю тему. (Слайд № 21-22) Выполните тест 1. (1 балл) Дробь 1/5 равна А) 20% Б) 30% В) 50% 2. (1 балл) 1% дециметра называют А) миллиметр Б) сантиметр В) метр 3. (2 балла) 30% от числа 800 равно А) 24 Б) 240 В) 2400 4 . (2 балла) 10% от числа 250 руб. равно А) 2,5 р. Б) 25 р. В) 5 р. Оцените выполненный вами тест в листочке самооценивания. | 1) Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100. 2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Дробь 1/5 равна А) 20% 2. 1% дециметра называют А) миллиметр 3. 30% от числа 800 равно Б) 240 4. 10% от числа 250 руб. равно Б) 25 р. |
Этап рефлексия | - Ребята наш урок подходит к концу, подведем итоги;(Слайд № 23) Что узнали нового на уроке? Что называется процентом? Какие действия вы сегодня выполняли? Где встречается проценты в жизни? Хочу прочесть вам цитату Т. Эдисона, (Слайд № 24) «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения». Вы все гении и пропотели сегодня на уроке на все 99 процентов. Молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач с процентами. |
Этап подведение итогов. Домашнее задание. | Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. (Слайд № 25) Домашнее задание: п. 40, № 1564, 1598, 1599. Дополнительно ознакомится с историей процента. (Слайд № 26) | Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Учащиеся знакомятся с домашним заданием, читают, задают вопросы. |