kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговое повторение. Решение задач на проценты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Итоговое повторение. Решение задач на проценты.

Цели урока:

1.научить решать задачи на проценты с помощью формул «сложных процентов»; формировать умение решать  текстовые задачи на проценты из контрольно- измерительных материалов ЕГЭ.

2.Развивать логическое мышление обучающихся, умение самостоятельно работать, навыки взаимоконтроля.

3.выработать привычки к постоянной занятости, воспитывать отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.

 

Тип урока: урок комплексного применения новых и прежних знаний, умений и навыков.

Оборудование: индивидуальные карточки с условиями задач, таблица «Процент числа», слайды с формулами.

Ход урока.

I этап. Организационный момент (2 минуты).

Цель: Ознакомить обучающихся с темой и задачей урока, актуальностью изучаемого материала.

На этом этапе формируется у обучающихся мотив, желание работать на уроке.

II этап. Устная работа (разминка) (до 8 минут).

Перед устной работой повторяется определение «Проценты» с целью восстановления прежних знаний и навыков по теме «Проценты».  Для эффективности повторения используется таблица «Процент числа».

Задания для устной работы ( задания получает каждый ученик  в карточках, можно использовать кодоскоп)

1.Представьте данные десятичные дроби в процентах:

0,5; 0,24; 0,867;  0,032;  1,3;  15;  154.

2.Представьте проценты десятичными дробями:

2%;  12,5%;  0,06%;  1000%;  0,1%.

3.Заполните таблицу:

100%

1%

50%

25%

10%

20%

300%

100

 

 

 

 

 

 

800

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

4.Найдите число по его проценту, если:

А)1% составляет 80 рублей;

Б) 2% составляет 14 кг;

В) 1% составляет 80 рублей;

Г) 5% составляет 600 рублей;

Д) 200% составляет 160 рублей;

Е) 0,1% составляет 5 кг.

5.Решите задачи:

1)Турист должен был пройти 64 км. В первый день он прошел 25% всего пути, во второй день 50% оставшегося пути. Сколько километров ему еще осталось пройти?

2)Товар стоимостью 200 рублей уценен на 10%. Определите новую стоимость товара.

3)Товар стоимостью 15 рублей уценен до 12 рублей. Определите процент уценки.

IIIэтап. Изучение новой темы, формирование новых знаний и умений

 (10 минут).

Цель: ознакомление с формулами «сложных процентов» и формирование умений применения этих формул при решении задач.

При объяснении новой темы применяются слайды

Теоретическая часть. 1.Пусть некоторая величина А увеличивается в n раз и каждый раз на р%. Тогда ее значение А1 после первого увеличения находится по формуле:

А1= А +  · А = А( 1+ ).

Значение А2 после второго увеличения находится по формуле

А2 = А1 +  · А1 = А1( 1+ ) = А( 1+ ) ·( 1+ ) = = А( 1+ )2, очевидно

А3 = А( 1+ )3 и так далее. Окончательное значение Аn  находится по формуле     Аn = А( 1+ )n       (1). (Слайд 1)

Пример 1. Сберкасса начисляет ежегодно 3% от суммы вклада. Через сколько лет сумма удвоится? (Слайд 2)

Решение: х- искомое число лет;

А- первоначальная сумма. Тогда по формуле (1) имеем: 2А = А( 1+ )х.

Делим обе части равенства на А, получаем 2= 1,03х,  х = ?оg1,032, х ≈ 23.

Ответ: через 23 года.

 

2.Пусть некоторая величина А увеличивается n раз последовательно на р1%, р2%, … , рn%. Тогда окончательное значение

Аn = А( 1+ ) ( 1+ ) …( 1+ )       (2) (Слайд 3)

Формулы (1) и (2) называют формулами сложных процентов.

Пример 2. Цену на некоторый товар увеличили сначала на 30%, потом опять на 20%, а спустя некоторое время уменьшили на 50%. Выразите в процентах окончательное изменение цены по сравнению с первоначальной. (Слайд 4)

Решение: х- искомое число процентов, А- начальная цена, А3 – конечная цена. Из определения процента имеем, х = 100% - 100%, х = (1- )100%.

По формуле (2) находим А3 = А (1+ )(1+ )(1- ),

А3 = А· 1,3·1,2·0,5 = 0,78А,  х = (1- )100% = (1- 0,78) · 100% =

0,22 · 100% =22% 

Ответ:  цена упала на 22%.

IVэтап. Закрепление новой темы. Формирование умений и навыков.

( 10 минут)

Цель: Выработка необходимых практических навыков по теме. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается решить одну задачу из контрольно- измерительных материалов ЕГЭ. Задания взяты из книги:

С.А.Никушкина, О.И.Судавная. Мтематика ЕГЭ 2009 Вступительные испытания- СПб.:Тригон,2009.

Задача для 1 группы. (Вариант2 В9) Цена товара в течение года  дважды повышалась на одно и то же  процентов. На сколько процентов происходило повышение цен каждый раз, если первоначальная цена была 1200 рублей, а окончательная 1452 рубля?

Задача для 2 группы. (Вариант 5 В9) Вкладчик положил в банк некоторую сумму денег под 9% годовых. Через два года после очередного начисления процентов, его вклад составил 23762 рубля. Каков был первоначальный размер вклада?

Задача для 3 группы. (Вариант 6 В9)Вкладчик вложил в банк 25000 рублей под некоторый процент годовых. Через год, после начисления процентов, он снял 7500 рублей, а на оставшуюся сумму продлил срок вклада еще на год на тех же условиях. В конце второго года, после начисления процентов, на его счету оказалось 22000 рублей. Под какой процент годовых вкладчик вложил деньги первоначально?

Задача для 4  группы. ( Вариант 8 В9) Первоначально цена на аналогичный товар в двух магазинах была одинакова. В первом магазине цену сначала снизили на 20%, потом еще на 20%, а во втором магазине ее сразу снизили на 40%. Одинаковы ли стали цены в магазинах.

 Один ученик из каждой группы объясняет подробное решение задачи у доски.

Ответы обучащихся:

1 группа. Решение: Пусть  = х, тогда по формуле (1) 1452 = 1200 (1+х)2,

(1+х)2 = 1452: 1200 =121: 100, 1+х = 11:10, х = 0,1, р = 10%.

Ответ: 10%

2 группа. Решение: По формуле (1) имеем  23762 = А(1+ )2, А = 23762:1,092, А = 20000.

Ответ: 20000 рублей.

3 группа. Решение:  = х,  0<x<1. По формуле (1) имеем:

22000 = (25000 (1+х) – 7500)· (1+х),  введем новую переменную: 1+х=а, тогда

22000 = (25000а -7500)а,

25000а2 – 7500а- 22000 = 0, делим обе части уравнения на 500, получаем:

50а2- 15а-44=0,

Д= 9025, а1=1,1, а2= -0,8,     х = 0,1, р = 10%.

Ответ: 10%

4 группа. Решение: По формуле (2) имеем А1.1 = А (1- )(1- ) = 0,64А,

А1.2 = А( - ) = 0,6А. Так как  0,64А > 0,6А, то в первом магазине цена больше, чем во втором.

Ответ: в 1-ом.

V этап . Дифференцированная самостоятельная работа (10 минут)

Цель: формирование умений работать самостоятельно.

Задания для слабых учащихся.

1.В течение года завод дважды увеличивал выпуск продукции на одно и то же число процентов. Найти это число, если известно, что в начале года завод ежемесячно выпускал 600 изделий, а в конце года стал выпускать ежемесячно 726 изделий. (Ответ: 10%)

2.Владелец дискотеки имел стабильный доход. В погоне за увеличением прибыли, он повысил цену на билеты на 25%. Количество посетителей резко уменьшилось, и он стал нести убытки. Тогда он вернулся к первоначальной цене билетов. На сколько процентов владелец дискотеки снизил новую цену билетов, чтобы она стала равна первоначальной?  (Ответ: 20%)

Задания для средних учащихся.

1.Предприятие увеличивало объем выпускаемой продукции ежегодно на одно и то же число процентов. Найти это число, если известно, что за два года объем выпускаемой продукции возрос в 2, 25 раза. (Ответ:50 %)

2.Цена на товар была повышена на 44%. После этого в результате двух последовательных одинаковых процентных снижений цена товара оказалась на 19% меньше первоначальной. На сколько процентов каждый раз понижали цену? (Ответ: 25%)

Задания для сильных учащихся.

1.Банк начисляет ежегодно 4% от суммы вклада. Найти наименьшее число лет, за которое вклад вырастает более чем на 15%. (Ответ:4 года)

2.Производительность (в год) завода А составляет 40,56% производительности завода В. Годовой процент прироста продукции на заводе А на 30 % больше, чем годовой процент прироста продукции на заводе В. Каков годовой процент прироста продукции на заводе А, если на четвертый год работы завод А даст то же количество продукции, что и завод В? (Ответ:50%)

VI этап.  Подведение  итогов самостоятельной работы и урока (3 минуты)

VII этап. Домашнее задание (2 минуты)

1.Решить задачи на проценты по выбору из книги:Никушина С.А., Судавная О.И., ЕГЭ. Математика. Раздаточный материал тренировочных тестов. Спб: Тригон,2009

2.Составить задачу по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговое повторение. Решение задач на проценты. »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Итоговое повторение. Решение задач на проценты.

Автор: Иванова Людмила Павловна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока алгебры в 12 классе "Решение задач с практическим содержанием" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-alghiebry-v-12-klassie-rieshieniie-zadach-s-praktichieskim-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "118734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413222335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Подготовка к итоговой аттестации по математике (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(63) "podgotovka_k_itogovoi_attestatsii_po_matematike_iz_opyta_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "625780"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676480814"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Индивидуально-групповые консультации по математике в 8 классе по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(89) "individual-no-ghruppovyie-konsul-tatsii-po-matiematikie-v-8-klassie-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "195544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Текстовые задачи по математике. Подготовка к ОГЭ "
    ["seo_title"] => string(53) "tiekstovyie-zadachi-po-matiematikie-podghotovka-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "103219"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402573009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства