Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – игра.
Цели:
закрепить умения и навыки решения простейших задач на проценты;
повысить познавательный интерес учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи;
развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Оборудование и материалы: доска, экран, проектор, компьютер, калькуляторы, карточки самооценивания.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Формирование умений и навыков.
IV. Физкультминутка.
V. Домашнее задание.
VI. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин).
Сегодня на уроке мы будем играть. И в ходе игры вы будете закреплять и развивать свои умения решать задачи на проценты в различных взрослых жизненных ситуациях. Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику; в роли мастера на заводе. Итак, наша цель на уроке - закреплять и развивать умения решать задачи на проценты. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 10-тибалльной шкале. Ваша итоговая оценка зависит от каждого задания.
II. Актуализация опорных знаний (2 мин).
Мы знаем:
а) как найти процент от числа;
б) как найти по проценту целую величину;
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Повторим эти правила в общем виде:
А % от Б А % это С Б от С в %
Б * 0,01А С : 0,01А (Б : С) * 100%
III. Формирование умений и навыков (23 мин).
1. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
2. Классный руководитель – завуч школы.
I вариант - классный руководитель, II – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
- Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали.
- Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил.
- Откройте глаза. Продолжим нашу работу.
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
I вариант - бухгалтер, II – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
4. Бронза – это сплав 90 % меди и 10 % олова. Для изготовления бронзы мастер взял 16,2 кг меди. Сколько килограммов бронзы у него получится?
IV. Домашнее задание (1 мин).
Придумать три задачи, при решении которых нужно вычислять процент от числа, число по заданному проценту, и какой процент составляет одно число от другого.
V. Итог урока (1 мин).
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания с выставленными самими учащимися оценками.
Ответы к задачам.
1.Товар: Скидка на данный товар: (руб.) Сумма к оплате: (руб.)