Начинаем деловую игру по теме «Производная и её практическое применение». Сегодня Ваша группа – научно-расчётный центр. Вы сотрудники этого центра. Центр имеет 3 отдела: отдел транспорта, отдел экономики, поисковый отдел. Вам предстоит защитить теоретические знания по теме «Производная», показать умения и навыки применять теоретические знания к решению практических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Производная и её практическое применение»
Тема урока: «Производная и её практическое применение»
Цели урока:
Обучающие:обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Производная» (основные формулы и правила дифференцирования, применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего и наименьшего значения функции, физический и геометрический смысл производной).
Развивающие:содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, развитие умений применять знания на практике, находить оптимальные решения, развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения работать в коллективе, умения самооценки и взаимооценки.
Воспитательные:воспитание познавательного интереса к математике, собираться с мыслями и принимать решения, содействовать формированию творческой деятельности учащихся, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, воспитание умения не растеряться в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
возбуждение и поддержание интереса к предмету;
воспитание ответственного отношения к учению;
вовлечение учащихся в творческую, поисковую деятельность.
Тип урока:урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока:деловая игра
Формы обучения:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод обучения– исследовательский метод.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация с заданиями, карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для групп.
Межпредметные связи: физика, ПДД, литература
Структура урока:
1. Организационный этап: проверка готовности к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Эпиграфом нашего урока я выбрала слова
Н.И. Лобачевский: «… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…».
3. Актуализация прежних знаний.
4. Работа в группах.
5. Защита учащимися групп у доски своих ответов и расчётов. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. В процессе ответа у доски учащиеся отвечают на вопросы учащихся других групп.
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Ход урока
Организационный этап: проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в группе гений.
Но без труда, талант не в прок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведём урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой Вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу
Постановка целей и задач урока
Нам всем кажется, что в повседневной жизни мы великолепно обходимся без математики. Не правда, ли? Но это совсем не так. Сегодня на уроке мы убедимся в этом.
Начинаем деловую игру по теме «Производная и её практическое применение». Сегодня Ваша группа – научно-расчётный центр. Вы сотрудники этого центра. Центр имеет 3 отдела: отдел транспорта, отдел экономики, поисковый отдел. Вам предстоит защитить теоретические знания по теме «Производная», показать умения и навыки применять теоретические знания к решению практических задач.
В научно-расчётный центр пришли письма от различных организаций, которые хотят получить ответы и расчёты на интересующие их вопросы. Вы должны дать полные, обоснованные ответы и расчёты, которые потом будут отправлены заказчикам. Выступающим можно задавать вопросы по теме, помогать искать наилучшие варианты ответов.
Прежде чем раздать Вам письма, давайте вспомним:
Актуализация знаний
Чему равна производная суммы?
Чему равна производная степенной функции у = х3?
В чем заключается механический смысл производной?
Производная от скорости по времени есть…?
В каком случае функция возрастает на некотором промежутке?
В каком случае функция убывает на некотором промежутке?
Если в точке х0производная меняет знак с плюса на минус, то х0есть точка…?
Если в точке х0производная меняет знак с минуса на плюс, то х0есть точка…?
Работа в группах.
Сейчас я раздам письма, которые Вы проработаете в своем отделе, после чего представитель от каждого отдела у доски даст расчёты и ответы на вопросы в письмах.
Отдел транспорта.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
На трассе Кокшетау-Атбасар произошла авария. Для выяснения степени виновности водителя нам необходимо знать:
а) в течении какого времени осуществлялось торможение до полной остановки машины?
б) сколько метров двигалась машина с начала торможения?
в) чему равно ускорение в любой момент времени?
Нами установлено, что тормозной путь определяется по формуле: S (t) =120t-10t3, где t (c), S (м)
С уважением сотрудники транспортной полиции г. Атбасар
Отдел экономики.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
Хозяину дачного участка необходимо вырыть бассейн объёмом 13,5 м³ с квадратным основанием. Какими должны быть размеры бассейна, чтобы на его облицовку понадобилось наименьшее количество кафеля?
С уважением сотрудники по изготовлению кафеля.
Отдел поиска.
Уважаемые сотрудники научно-расчётного центра!
Исследователи поверхности суши и подводного пространства океана запустили ракету, которая перемещалась по закону у(х) =3х-х3. Чтобы сделать необходимые выводы, нам надо знать:
а) траекторию движения ракеты;
б) где ракета летит под водой;
в) где ракета летит над водой;
г) в какой точке ракета достигает максимальной высоты и чему она равна;
д) в какой точке ракета погружается на максимальную глубину и чему она равна;
е) в каких точках ракета входит и выходит из воды.
В нашей просьбе просим не отказать.
V. Работа с группой учащихся
VI. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов.
Отдел транспорта.
Ответ:
Воспользуемся механическим смыслом производной: производная от координаты по времени есть скорость, то есть S’(t)= V(t)=(120t-10t3)’ = 120-30t2.
Так как машина остановилась, то V(t)=0. Имеем:
120-30t2=0; t=±2 (с). t=-2 не удовлетворяет условию задачи, значит в течение 2 секунд осуществлялось торможение до полной остановки машины.
Найдём путь, пройденный машиной за 2 с.:
S (t) = 120t — 10t3; S (2) =120*2-10*23=160 (м), значит, с начала торможения машина двигалась 160 м.
Производная от скорости по времени есть ускорение, значит:
a (t)=(120-30t2)’= — 60*t
Отдел экономики.
Ответ: Пусть сторона квадрата основания будет х дм. х€(0;+∞)
V=x2h, следовательно h= V/ x2
Sпол= Sбок+Sосн= 4xh+x2
Отдел поиска.
Ответ:
Нас просят найти траекторию движения ракеты. Для этого надо построить график функции у (х) =3х-х3.
Проведём исследование данной функции:
D (у) = R, так как у — многочлен.
у’ (х) = (3х-х3)’=3-3х
у’ (х) =0; х=±1
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия). Выставление оценок.
VIII. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Сегодня мы выяснили, зачем нужно изучать производную, где можно использовать знания, связанные с производной в жизни. Не зря Н.И. Лобачевский сказал: «… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…».
С помощью производной можно находить:
скорость, ускорение;
исследовать функции на монотонность и экстремумы и строить их графики;
находить наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке;
решать задачи на нахождение наибольших и наименьших значений величин.