Разработала Зезюлина Лариса Леонидовна, учитель математики  
  МБОУ Витемлянская СОШ Погарского района Брянской области.
   Алгебра 8 класс  
     
  Пояснительная записка
  Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2010г. Авторская программа по алгебре .  
   Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
  Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010.
  
 
  В связи с увеличением количества часов на изучение алгебры в 8 классе и подготовкой учащихся к ОГЭ увеличено количество часов на изучение следующих тем:
  - Рациональные дроби на 4ч
  -Квадратные корни на 4ч
  - Квадратные уравнения на 6ч
  -Неравенства на 4ч
  -Степень с целым показателем на 3 ч
  Уменьшено количество часов на повторение на 4ч 
  Уровень обучения – базовый
  Цели
   Изучение алгебры в 8 классе направлено на достижение следующих целей:  
   овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
 
  Учебно – методический комплект.
 1)Учебник: Алгебра 8 клас Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, 
 С. Б. Суворова. Москва. Просвещение, 2010 г.
 
 
  Место предмета в базисном учебном плане 
 Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения алгебры программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю. Данная программа составлена на 4 часа (1 час добавлен за счёт школьного компонента), что составляет 136 часов в учебный год. 
  
 
  Учебно-тематический план.  
  (4 часа в неделю, всего 136часов)
      |    Номер параграфа   |     Содержание материала   |     Количество часов   |  
  |    Глава 1. Рациональные дроби   |     30   |  
  |    1   2        3   |     Рациональные дроби и их свойства   Сумма и разность дробей   Контрольная работа №1   Произведение и частное дробей   Контрольная работа №2   |     9   8   1   11   1   |  
  |    Глава 2. Квадратные корни   |     28   |  
  |    4   5   6        7   |     Действительные числа   Арифметический квадратный корень   Свойства арифметического квадратного корня   Контрольная работа №3   Применение свойств арифметического квадратного корня   Контрольная работа №4   |     2   9   5   1   10   1   |  
  |    Глава 3.квадратные уравнения    |     30   |  
  |    8        9   |     Квадратное уравнение и его корни   Контрольная работа №5   Дробные рациональные уравнения   Контрольная работа №6   |     15   1   13   1   |  
  |    Глава 4. Неравенства   |     24   |  
  |    10        11   |     Числовые неравенства и их свойства   Контрольная работа №7   Неравенства с одной переменной и их системы   Контрольная работа №8   |     10   1   12   1   |  
  |    Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики   |     16   |  
  |    12        13   |     Степень с целым показателем и её свойства   Контрольная работа №9   Элементы статистики   |     11   1   4   |  
  |    Повторение   Итоговая контрольная работа   |     8   2   |  
 
  
 
  
 
  Содержание тем учебного курса.  
  
 
  Глава 1. Рациональные дроби (30часов).
  Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей. Преобразования рациональных выражений. Функция y=
 и ее график.
  Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей».
  Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей».
  
 
  Знать:  
  -определение целых, дробных и рациональных выражений; 
  -определение допустимых значений переменных;
  -определение рациональной дроби; 
  -основное свойство дроби;
  -определение тождества;
  -правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  -правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
  -правила умножения и деления дробей, возведения дроби в степень;
  определение обратной пропорциональности.
  Уметь:  
  находить значения рациональных выражений;
  определять целые, дробные и рациональные выражения; 
  находить допустимые значения переменной; 
  находить область определения функции; 
  сокращать дроби;
  складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
  складывать и вычитать дроби с разными знаменателями; умножать и делить дроби, возводить дроби в степень;
  преобразовывать рациональные выражения;
  строить график функции y=
.
  Глава 2. Квадратные корни ( 28 часов).
  Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближенное значение квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция y =  
, ее свойства и график.
 Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства».
 Контрольная работа № 4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня».
  Знать: 
  определение натуральных, целых и рациональных чисел;
  определение иррациональных и действительных чисел;
  определение квадратного и арифметического квадратного корня из числа;
  свойства функции y =  
;
  правила вычисления квадратного корня из произведения и дроби;
  правила вычисления квадратного корня из степени.
  Уметь: 
  сравнивать рациональные числа;
  представлять рациональные числа в виде бесконечной десятичной дроби;
  сравнивать иррациональные и действительные числа;
  вычислять квадратные корни;
  решать уравнения вида: x2 = a;
  находить приближенное значение квадратного корня;
  строить график функции y =  
;
  вычислять квадратный корень из произведения и дроби;
  вычислять квадратный корень из степени;
  выносить множитель из-под знака корня;
  вносить множитель под знак корня;
  преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
  
 
  Глава 3. Квадратные уравнения (30 часов).
  Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
  
 
 Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения».
 Контрольная работа № 6 по теме: «Дробные рациональные уравнения».
  Знать: 
  определение квадратного уравнения;
  определение неполного квадратного уравнения;
  формулы полных и неполных квадратных уравнений;
  определение приведенного квадратного уравнения;
  определение дискриминанта квадратного уравнения;
  формулу дискриминанта квадратного уравнения;
  формулы корней квадратного уравнения;
  правило решения квадратного уравнения;
  теорему Виета и обратную ей теорему;
  определение целых и дробных рациональных уравнений;
  правило решения дробных рациональных уравнений.
  
 
 Уметь:
  решать неполные квадратные уравнения;
  решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000;
  решать квадратные уравнения по формуле; 
  решать задачи с помощью квадратных уравнений;
  применять теорему Виета и обратную теорему;
  решать дробные рациональные уравнения;
  решать задачи с помощью рациональных уравнений;
  решать графически уравнения.
  Глава 4. Неравенства (24 часа).
  Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
 Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства».
 Контрольная работа №8 по теме: « Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной». 
  Знать:
  определение сравнения чисел;
  свойства числовых неравенств;
  теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств;
  все виды числовых промежутков;
  определение пересечения и объединения множеств
  определение решения неравенства;
  свойства, используемые при решении неравенств;
  определение линейного неравенства с одной переменной;
  определение решения системы неравенств с одной переменной.
  Уметь:  
  доказывать неравенства;
  применять свойства числовых неравенств;
  оценивать значения выражений;
  складывать, вычитать, умножать и делить почленно числовые неравенства;
  изображать на координатной прямой числовые промежутки;
  записывать промежутки, изображенные на рисунке;
  решать линейные неравенства с одной переменной;
  решать системы неравенств с одной переменной.
  
 
  Глава 5. Степень с целым показателем (16 часов).
  Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
 Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем».
  Знать:
  определение степени с целым отрицательным показателем;
  свойства степени с целым показателем;
  определение стандартного вида числа.
  Уметь:
  вычислять степени с целым отрицательным показателем;
  применять свойства степени с целым показателем;
  записывать числа в стандартном виде;
  выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде;
  оценивать абсолютную и относительную погрешности приближенного значения;
  выполнять действия над приближенными значениями;
  выполнять действия над приближенными значениями на калькуляторе.
   Повторение. (8 часов).
 Цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний.
  
 
  Знать:
  Математические термины и формулы;
  Различные методы решения задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
  Графики основных элементарных функций и их свойства;
  Преобразования выражений.
 Уметь:
  Правильно употреблять математические термины и формулы;
  Применять различные методы при решении задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
  Выполнять преобразования различных выражений;
  Выполнять действия с числами, корнями, степенями, многочленами, алгебраическими дробями, приближенными значениями;
  Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки, выполнять соответствующие вычисления;
  Выражать из формул одни переменные через другие;
  Строить графики основных элементарных функций; опираясь на графики, описывать свойства этих функций.
  
 
  В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:  
  развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; 
  изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; 
  развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
    .Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
  В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
  привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
  понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
  работать в заданном темпе;
  уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
  самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
  работать с материалами приложения учебника;
  использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
  отвечать на вопросы по тексту;
  учиться отвечать по плану связно;
  уметь выделять главное в тексте;
 уметь систематизировать материал;
 составлять схемы, диаграммы;
  подбирать дополнительный материал по теме.
  
 
  Требования к уровню подготовки учащихся
 
 
 В результате изучения алгебры ученик должен
 знать/понимать
   существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; 
  как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
 
 уметь
   • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
  выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
  вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из
  формул одну переменную через остальные;
  выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
   применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
 
   • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
   • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
   определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; 
  описывать свойства изученных функций, строить их графики;
 
  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
   выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; 
  описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
 
 
 
   () также задачи на известные учащимся зависимости между величинами 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Межпредметные и межкурсовые связи:  
  
 
  При работе широко используются: 
 геометрия – тема «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», физика – тема «Степень с целым показателем». 
  Формы организации учебного процесса:
  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
  классные и внеклассные
  
 
  Учебно – методическое обеспечение.
  
 
 Учебно – теоретические материалы:
 1)Учебник: Алгебра 8 класс Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Москва. Просвещение, 2010 г.
 Учебно – практические материалы:
 1)Дидактические материалы по алгебре. 8 класс.
 Авторы: В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Москва. Просвещение, 2009г.
 2) Тесты. Алгебра 7- 9 классы.
 Автор: П. И. Алтынов.
 Москва. Дрофа2006г
 Учебно – справочные материалы:
 1) Математика. Наглядный справочник с примерами. Авторы: Генденштейн Л.Э,, Ершова А. П., Ершова А. С,
 Учебно – наглядные материалы:
   Таблицы, стенды.
 
         |   Номер урока   |    Содержание учебного материала   |    Дата проведения   |  
  |   план   |    факт   |  
    |    Глава I. Рациональные дроби – 30 часов   Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.   |  
    |    1   |    Повторение. Арифметические действия с многочленами.   |         |         |  
    |    2   |    Повторение. Формулы сокращенного умножения.   |         |         |  
    |    3   |    Многоугольники   |         |         |  
    |    4   |    Рациональные выражения.    |         |         |  
    |    5   |    Многоугольники .Решение задач.   |         |         |  
    |    6   |    Рациональные дроби.   |         |         |  
    |    7   |    Решение упражнений по теме: «Рациональные выражения.»   |         |         |  
    |    8   |    Параллелограмм .Свойства параллелограмма.   |         |         |  
    |    9   |    Основное свойство дроби.   |         |         |  
    |    10   |    Сокращение дробей.    |         |         |  
    |    11   |    Параллелограмм .Признаки параллелограмма.   |         |         |  
    |    12   |    Решение упражнений по теме: « Сокращение дробей.»    |         |         |  
    |    13   |    Решение конкретно –практических задач на сокращение дробей.    |         |         |  
    |    14   |    Решение задач по теме «Параллелограмм».   |         |         |  
    |    15   |     Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.   |         |         |  
    |    16   |     Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.   |         |         |  
    |    17   |     Трапеция   |         |         |  
    |    18   |     Решение упражнений по теме: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.»    |         |         |  
    |    19   |    Сложение дробей с разными знаменателями   |         |         |  
    |    20   |    Теорема Фалеса   |         |         |  
    |    21   |    Вычитание дробей с разными знаменателями.   |         |         |  
    |    22   |     Решение упражнений по теме: « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.»    |         |         |  
    |    23   |    Задачи на построение   |         |         |  
    |    24   |    Сложение и вычитание дробей.   |         |         |  
    |    25   |    Подготовка к контрольной работе № 1.   |         |         |  
    |    26   |    Прямоугольник   |         |         |  
    |    27   |    Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей».       |         |         |  
    |    28   |    Анализ контрольной работы № 1. Умножение дробей   |         |         |  
    |    29   |    Ромб. Квадрат.   |         |         |  
    |    30   |     Решение упражнений по теме: « Умножение дробей.»   |         |         |  
    |    31   |    Возведение дроби в степень.   |         |         |  
    |    32   |    Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат.»   |         |         |  
    |    33   |    Умножение дробей.    |         |         |  
    |    34   |    Деление дробей.   |         |         |  
    |    35   |    Осевая и центральная симметрия   |         |         |  
    |    36   |     Решение упражнений по теме: « Деление дробей.»    |         |         |  
    |    37   |    Преобразование рациональных выражений.   |         |         |  
    |    38   |    Решение задач. Повторение главы V-Четырёхугольники.    |         |         |  
    |    39   |     Решение упражнений по теме: « Преобразование рациональных выражений.»    |         |         |  
    |    40   |    Функция   и ее график.   |         |         |  
    |    41   |    К.р.1 «Четырёхугольники».   |         |         |  
    |    42   |     Решение упражнений по теме: « Функция   и ее график .»   |         |         |  
    |    43   |    Подготовка к контрольной работе № 2.   |         |         |  
    |    44   |    Площадь многоугольника   |         |         |  
    |    45   |    Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей».   |         |         |  
    |    Глава II. Квадратные корни – 28часов   Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.   |  
    |    46       |     Анализ контрольной работы № 2. Рациональные числа.   |         |         |  
    |    47   |    Площадь многоугольника   |         |         |  
    |    48   |    Иррациональные числа.   |         |         |  
    |    49   |    Квадратные корни   |         |         |  
    |    50   |    Площадь параллелограмма   |         |         |  
    |    51   |    Решение упражнений по теме: «Квадратные корни.»    |         |         |  
    |    52        |    Нахождение значений выражений, содержащих квадратные корни.   |         |         |  
    |    53   |    Площадь треугольника   |         |         |  
    |    54   |    Решение уравнений по теме: «Квадратные корни.»    |         |         |  
    |    55   |    Решение упражнений по теме: «Квадратные корни.»   |         |         |  
    |    56   |    Площадь треугольника. Решение задач.   |         |         |  
    |    57   |     Уравнение     |         |         |  
    |    58   |    Решение упражнений по теме: «Уравнение  »   |         |         |  
    |    59   |    Площадь трапеции.   |         |         |  
    |    60   |    Нахождение приближенных значений квадратного корня   |         |         |  
    |    61   |     Функция  и ее график.    |         |         |  
    |    62   |    Квадратный корень из произведения и дроби.   |         |         |  
    |    63   |    Решение задач на вычисление площадей фигур   |         |         |  
    |    64   |    Квадратный корень из степени.    |         |         |  
    |    65   |    Свойства арифметического квадратного корня.   |         |         |  
    |    66   |    Решение задач на вычисление площадей фигур   |         |         |  
    |    67   |    Решение упражнений по теме: «Свойства арифметического квадратного корня.    |         |         |  
    |    68        |    Подготовка к контрольной работе № 3.   |         |         |  
    |    69   |    Теорема Пифагора.   |         |         |  
    |    70   |    Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства».   |         |         |  
    |    71   |    Анализ контрольной работы № 3.. Вынесение множителя из-под знака корня.   |         |         |  
    |    72   |    Теорема, обратная теореме Пифагора.   |         |         |  
    |    73   |    Вынесение множителя из-под знака корня.   |         |         |  
    |    74   |    Внесение множителя под знак корня.    |         |         |  
    |    75   |    Решение задач по теме «Теорема Пифагора».   |         |         |  
    |    76   |    Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.   |         |         |  
    |    77   |     Решение упражнений по теме: « Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»   |         |         |  
    |    78   |    Решение задач на вычисление площадей фигур.   |         |         |  
    |    79   |    Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с помощью формул сокращенного умножения.    |         |         |  
    |    80   |    Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.   |         |         |  
    |    81   |    Решение задач. Повторение главы VI-Площадь.    |         |         |  
    |    82   |    Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби.   |         |         |  
    |    83             |     Решение упражнений по теме: « Применение свойств арифметического квадратного корня»   |         |         |  
    |    84   |    К.р. «Площадь».   |         |         |  
    |    85        |    Подготовка к контрольной работе № 4.   |         |         |  
    |    86   |    Контрольная работа №4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня».       |         |         |  
    |    87        |    Анализ контрольной работы № 4. Определение квадратного уравнения.   |         |         |  
    |    Глава III. Квадратные уравнения – 30 часов       Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.        |  
    |    88        |    Определение квадратного уравнения.   |         |         |  
    |    89   |    Отношение площадей подобных треугольников   |         |         |  
    |    90   |    Приведенные квадратные уравнения.   |         |         |  
    |    91        |    Неполные квадратные уравнения.    |         |         |  
    |    92   |    Первый признак подобия треугольников.   |         |         |  
    |    93   |    Решение упражнений по теме: «Неполные квадратные уравнения»    |         |         |  
    |    94   |    Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.   |         |         |  
    |    95   |    Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.   |         |         |  
    |    96   |    Решение квадратных уравнений по формуле D.    |         |         |  
    |    97   |    Решение квадратных уравнений по формуле D1.   |         |         |  
    |    98   |    Второй и третий признаки подобия треугольников.   |         |         |  
    |    99   |    Решение квадратных уравнений.    |         |         |  
    |    100   |    Решение задач с помощью квадратных уравнений.   |         |         |  
    |    101   |    Решение задач на применение признаков подобия треугольников.   |         |         |  
    |    102   |    Решение задач с помощью квадратных уравнений.   |         |         |  
    |    103   |    Теорема Виета.   |         |         |  
    |    104   |    Решение задач на применение признаков подобия треугольников.   |         |         |  
    |    105   |     Решение упражнений по теме: « Теорема Виета.»    |         |         |  
    |    106   |     Решение упражнений по теме: « Решение квадратных уравнений.»   |         |         |  
    |    107   |    К.р. «Признаки подобия треугольников».   |         |         |  
    |    108   |    Подготовка к контрольной работе .   |         |         |  
    |    109   |    Контрольная работа №5 по теме: «Квадратные уравнения».   |         |         |  
    |    110   |    Средняя линия треугольника.   |         |         |  
    |    111   |    Анализ контрольной работы № 5. Дробные рациональные уравнения.   |         |         |  
    |    112   |    Решение дробных рациональных уравнений.   |         |         |  
    |    113   |    Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника.   |         |         |  
    |    114   |     Решение упражнений по теме: « Дробные рациональные уравнения.»    |         |         |  
    |    115   |     Решение дробных рациональных уравнений с помощью формул сокращенного умножения.    |         |         |  
    |    116   |    Пропорциональные отрезки.   |         |         |  
    |    117   |    Решение дробных рациональных уравнений.    |         |         |  
    |    118   |    Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений.   |         |         |  
    |    119   |    Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.   |         |         |  
    |    120   |    Решение задач на движение по реке с помощью рациональных уравнений.   |         |         |  
    |    121   |    Решение задач на концентрацию с помощью рациональных уравнений.   |         |         |  
    |    122   |    Измерительные работы на местности.   |         |         |  
    |    123        |    Графический способ решения уравнений.   |         |         |  
    |    124   |    Решение упражнений по теме: «Графический способ решения уравнений.»    |         |         |  
    |    125   |    Задачи на построение методом подобия.   |         |         |  
    |    126   |    Решение дробных рациональных уравнений.    |         |         |  
    |    127   |    Решение упражнений по теме: « Дробные рациональные уравнения.»   |         |         |  
    |    128   |    Решение задач на построение методом подобных треугольников   |         |         |  
    |    129        |    Подготовка к контрольной работе № 6.   |         |         |  
    |    130   |    Контрольная работа №6 по теме: «Дробные рациональные уравнения».       |         |         |  
    |    131   |    Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса , косинуса и тангенса для углов 300, 450и 600.   |         |         |  
    |    132   |    Анализ контрольной работы № 6. Числовые неравенства.   |             |         |  
    |    Глава IV. Неравенства – 24 часа       Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.        |  
    |    133        |    Числовые неравенства.   |         |         |  
    |    134   |    Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника . Решение задач.   |         |         |  
    |    135   |    Решение упражнений по теме: «Числовые неравенства.»   |         |         |  
    |    136   |    Свойства числовых неравенств.   |         |         |  
    |    137   |    Решение задач. Повторение главы VII-Подобие треугольников . Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.   |         |         |  
    |    138   |    Решение упражнений по теме: « Свойства числовых неравенств.»    |         |         |  
    |    139   |    Сложение и умножение числовых неравенств.   |         |         |  
    |    140   |    Погрешность и точность приближения.   |         |         |  
    |    141   |    К.р. «Подобие треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».   |         |         |  
    |    142   |    Контрольная работа №7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства».   |         |         |  
    |    143   |     Анализ контрольной работы № 7. Пересечение и объединение множеств.   |         |         |  
    |    144   |    Взаимное расположение прямой и окружности.   |         |         |  
    |    145   |     Решение упражнений по теме: «Числовые промежутки.»    |         |         |  
    |    146   |    Числовые промежутки.   |         |         |  
    |    147   |    Касательная к окружности.   |         |         |  
    |    148   |    Решение неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    149   |    Касательная к окружности. Решение задач.   |         |         |  
    |    150   |    Решение неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    151   |    Решение линейных неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    152   |    Градусная мера дуги окружности.   |         |         |  
    |    153   |    Решение упражнений по теме: « Неравенства с одной переменной.»    |         |         |  
    |    154   |    Решение задач с помощью неравенств с одной переменной.    |         |         |  
    |    155   |    Теорема о вписанном угле   |         |         |  
    |    156   |    Решение систем неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    157   |    Решение двойных неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    158   |    Теорема об отрезках пересекающихся хорд.   |         |         |  
    |    159   |    Решение упражнений по теме: « Системы неравенств с одной переменной.»    |         |         |  
    |    160   |    Решение упражнений с помощью систем неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    161   |    Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»   |         |         |  
    |    162   |    Решение систем неравенств с одной переменной.   |         |         |  
    |    163        |    Обобщающий урок по теме : « Неравенства с одной переменной и их системы»    |         |         |  
    |    164   |    Свойство биссектрисы угла   |         |         |  
    |    165   |    Подготовка к контрольной работе № 8.   |         |         |  
    |    166   |    Контрольная работа №8 по теме: «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной».     |         |         |  
    |    167   |    Серединный перпендикуляр.   |         |         |  
    |    168   |    Анализ контрольной работы № 8. Степень с целым отрицательным показателем.           |         |         |  
    |    Глава V. Степень с целым показателем – 16 часов       Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.   |  
    |    169   |    Определение степени с целым отрицательным показателем.   |         |         |  
    |    170   |    Теорема о точке пересечения высот треугольника.   |         |         |  
    |    171   |    Степень с целым отрицательным показателем.   |         |         |  
    |    172   |    Свойства степени с целым показателем. .    |         |         |  
    |    173   |    Вписанная окружность.   |         |         |  
    |    174   |     Решение упражнений по теме : «Свойства степени с целым показателем.»   |         |         |  
    |    175   |     Преобразование выражений , содержащих степени с целым показателем.   |         |         |  
    |    176   |    Свойство описанного четырёхугольника.   |         |         |  
    |    177        |    Стандартный вид числа.   |         |         |  
    |    178   |    Решение упражнений по теме : «Стандартный вид числа.»   |         |         |  
    |    179   |    Описанная окружность   |         |         |  
    |    180   |    Выполнение действий над числами в стандартном виде.       |         |         |  
    |    181   |    Сбор и группировка статистических данных.   |         |         |  
    |    182   |    Свойство вписанного четырёхугольника.   |         |         |  
    |    183   |    Решение упражнений по теме : «Сбор и группировка статистических данных.»   |         |         |  
    |    184   |    Наглядное представление статистической информации.   |         |         |  
    |    185   |    Решение задач по теме «Вписанный четырехугольник».   |         |         |  
    |    186   |    Решение упражнений по теме : «Наглядное представление статистической информации.»   |         |         |  
    |    187        |    Обобщающий урок по теме: «Степень с целым показателем.»    |         |         |  
    |    188   |    Решение задач Повторение главы VII-Окружность   |         |         |  
    |    189   |    Подготовка к контрольной работе № 9.   |         |         |  
    |    190   |    Контрольная работа №9 по теме: «Степень с целым показателем».   |         |         |  
    |    191   |    Решение задач Повторение главы «Окружность»   |         |         |  
    |    192   |    К.р. 5 «Окружность».   |         |         |  
    |   Повторение – 12 часов  Основная цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний.   |  
    |    193        |    Повторение. «Основное свойство дроби.»   |         |         |  
    |    194   |    Повторение «Четырёхугольники.»   |         |         |  
    |    195   |    Повторение темы: «Преобразование рациональных выражений».   |         |         |  
    |    196        |    Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».   |         |         |  
    |    197   |    Повторение «Площадь».   |         |         |  
    |    198   |    Повторение темы : «Применение свойств арифметического квадратного корня.»   |         |         |  
    |    199        |     Повторение темы «Решение квадратных уравнений».   |         |         |  
    |    200   |     Повторение Теорема Пифагора.   |         |         |  
    |    201   |     Повторение темы : «Подобные треугольники»   |         |         |  
    |    202   |     Повторение темы темы «Решение неравенств с одной переменной».   |         |         |  
    |    203-204   |    Итоговая контрольная работа.   |         |         |  
  
  
 
  
 
  
 
  Геометрия 8 класс
  Пояснительная записка 
 
  Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008.Авторская программа по геометрии Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
  Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 классы » / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др – М.: Просвещение 2011г
  
 
  Уровень обучения –базовый
 Цели
  Программа направлена на достижение следующих целей:
   овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений; способность к преодолению трудностей;
  формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
 
  развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
  
 
  Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
  
 
 Учебно- методический комплект
 
 
  1. Атанасян Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /  
  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
  
 
  Место предмета в федеральном базисном учебном плане
  
 
  Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
  
 
  Учебно-тематический план.  
  
 
      |   Номер параграфа    |    Содержание материала   |    Количество часов   |  
  |   Глава 5 четырёхугольники   |    14   |  
  |   1  2  3   |    Многоугольники  Параллелограмм и трапеция  Прямоугольник ,Ромб, Квадрат  Решение задач  Контрольная работа № 1   |    2  6  4  1  1   |  
  |   Глава 6 площадь   |    14   |  
  |   1  2  3   |    Площадь многоугольника  Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции  Теорема Пифагора  Решение задач  Контрольная работа № 2   |    2  6  3  2  1   |  
  |   Глава 7 подобные треугольники   |    19   |  
  |   1  2      3  4   |    Определение подобных треугольников  Признаки подобия треугольников  Контрольная работа № 3  Применение подобия к доказательству теорем и решению задач  Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника  Контрольная работа № 4   |    2  5  1  7      3  1   |  
  |   Глава 8 окружность   |    17   |  
  |   1  2  3  4   |    Касательная к окружности  Центральные и вписанные углы  Четыре замечательные точки треугольника  Вписанная и описанная окружности  Решение задач  Контрольная работа № 5       |    3  4  3  4  2  1   |  
  |   Повторение. Решение задач   |    4   |  
 
  
 
  Содержание тем учебного курса.
  Четырехугольники (14 ч)  
  Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
  Цель – ввести понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и рассмотреть четырехугольник, как частный вид многоугольника; ввести понятия параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и рассмотреть их свойства и признаки; осевую и центральную симметрии, как свойства некоторые геометрических фигур.
  Знать:  
  - что такое периметр многоугольника;
  - какой многоугольник называют выпуклым;
  - определения параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата формулировки их свойств и признаков;
  - определения симметричных точек и фигур, относительно прямой и точки.  
  Уметь:  
  - объяснить, какая фигура называется многоугольником, называть его элементы;
  - выводить формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
  - доказывать изученные теоремы и применять их для решения задач;
  - делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
  - строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
  Площадь (14 ч)  
  Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
  Цель – дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулу для вычисления площадей квадрата и прямоугольника; опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции; рассмотреть теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; сформулировать и доказать теорему Пифагора и обратную ей.
  Знать:  
  - основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника;
  - формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции;
  - теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
  - теорему Пифагора и обратную ей.
  Уметь:  
  - вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее свойства и свойства площадей при решении задач;
  - доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
  - доказывать теорему Пифагора и обратную ей.
  Подобные треугольники (19 ч)  
  Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
  Цель – ввести понятие пропорциональных отрезков и дать определение подобных треугольников; рассмотреть и доказать три признака подобия треугольников, научить применять их при решении задач; показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем и решении задач; познакомить с элементами тригонометрии, необходимыми для решения прямоугольных треугольников.
  Знать:  
  - определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
  - теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойства биссектрисы треугольника;
  - признаки подобия треугольников;
  - теоремы о средней линии треугольника, точки пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
  - определения sin, cos, tg острого угла прямоугольного треугольника;
  - значения sin, cos, tg для углов 300, 450, 600, 900, 1800.
  Уметь:  
  - доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
  - доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач;
  - доказывать теоремы о средней линии треугольника, точки пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и применять при решении задач;
  - с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение;
  - доказывать основное тригонометрическое тождество.
  Окружность (17 ч)  
  Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность.
  Цель – рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой к окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть ее свойства и признак, рассмотреть свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки; ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд; рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, доказать, что биссектрисы/серединные перпендикуляры/высоты треугольника пересекаются в одной точке; ввести понятия вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности вписанной в треугольник и об окружности описанной около треугольника.
  Знать:  
  - возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
  - определение касательной, свойство и признак касательной;  
  - какой угол называется центральным/вписанным;
  - как определяется градусная мера дуги окружности;
  - теорему о вписанном угле и следствия из нее;
  - теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
  - теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
  - теоремы о пересечении высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
  - какая окружность называется вписанной в многоугольник, какая описанной около него;
  - теоремы об окружности вписанной в многоугольник;
  - теоремы об окружности описанной около многоугольника.
  Уметь:  
  - доказывать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, свойство и признак касательной;
  - доказывать теорему о вписанном угле и следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд, применять их при решении задач;
  - доказывать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
  - доказывать теоремы о пересечении высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
  - доказывать теоремы об окружности вписанной в многоугольник;
  - доказывать теоремы об окружности описанной около многоугольника.
  Повторение. Решение задач (4ч)
  Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).
  Требования к уровню подготовки учащихся.
  
 
  В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
  
 
   пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
 
  
 
  
 
  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
  
 
  -описание реальных ситуаций на языке геометрии;
  -расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  -решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  -решение практических задач , связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства);
  -построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
  
 
 Учебно- методическое обеспечение
  1. Атанасян Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /  
  Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
  2.Зив, Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7- 11 классы/ . – С –П НПО «Мир и семья-95» 1995г.
  3.П.И.Алтынов. Геометрия .Тесты.7-9 учебно-методическое пособие-М: Дрофа 1997