Разработала Зезюлина Лариса Леонидовна, учитель математики
МБОУ Витемлянская СОШ Погарского района Брянской области.
Алгебра 8 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089).
2. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2010г. Авторская программа по алгебре .
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2010.
В связи с увеличением количества часов на изучение алгебры в 8 классе и подготовкой учащихся к ОГЭ увеличено количество часов на изучение следующих тем:
- Рациональные дроби на 4ч
-Квадратные корни на 4ч
- Квадратные уравнения на 6ч
-Неравенства на 4ч
-Степень с целым показателем на 3 ч
Уменьшено количество часов на повторение на 4ч
Уровень обучения – базовый
Цели
Изучение алгебры в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Учебно – методический комплект.
1)Учебник: Алгебра 8 клас Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков,
С. Б. Суворова. Москва. Просвещение, 2010 г.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения алгебры программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю. Данная программа составлена на 4 часа (1 час добавлен за счёт школьного компонента), что составляет 136 часов в учебный год.
Учебно-тематический план.
(4 часа в неделю, всего 136часов)
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов |
Глава 1. Рациональные дроби | 30 |
1 2 3 | Рациональные дроби и их свойства Сумма и разность дробей Контрольная работа №1 Произведение и частное дробей Контрольная работа №2 | 9 8 1 11 1 |
Глава 2. Квадратные корни | 28 |
4 5 6 7 | Действительные числа Арифметический квадратный корень Свойства арифметического квадратного корня Контрольная работа №3 Применение свойств арифметического квадратного корня Контрольная работа №4 | 2 9 5 1 10 1 |
Глава 3.квадратные уравнения | 30 |
8 9 | Квадратное уравнение и его корни Контрольная работа №5 Дробные рациональные уравнения Контрольная работа №6 | 15 1 13 1 |
Глава 4. Неравенства | 24 |
10 11 | Числовые неравенства и их свойства Контрольная работа №7 Неравенства с одной переменной и их системы Контрольная работа №8 | 10 1 12 1 |
Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики | 16 |
12 13 | Степень с целым показателем и её свойства Контрольная работа №9 Элементы статистики | 11 1 4 |
Повторение Итоговая контрольная работа | 8 2 |
Содержание тем учебного курса.
Глава 1. Рациональные дроби (30часов).
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление дробей. Преобразования рациональных выражений. Функция y= и ее график.
Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей».
Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей».
Знать:
-определение целых, дробных и рациональных выражений;
-определение допустимых значений переменных;
-определение рациональной дроби;
-основное свойство дроби;
-определение тождества;
-правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
-правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
-правила умножения и деления дробей, возведения дроби в степень;
определение обратной пропорциональности.
Уметь:
находить значения рациональных выражений;
определять целые, дробные и рациональные выражения;
находить допустимые значения переменной;
находить область определения функции;
сокращать дроби;
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
складывать и вычитать дроби с разными знаменателями; умножать и делить дроби, возводить дроби в степень;
преобразовывать рациональные выражения;
строить график функции y=.
Глава 2. Квадратные корни ( 28 часов).
Понятие об иррациональном числе. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень, приближенное значение квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция y = , ее свойства и график.
Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства».
Контрольная работа № 4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня».
Знать:
определение натуральных, целых и рациональных чисел;
определение иррациональных и действительных чисел;
определение квадратного и арифметического квадратного корня из числа;
свойства функции y = ;
правила вычисления квадратного корня из произведения и дроби;
правила вычисления квадратного корня из степени.
Уметь:
сравнивать рациональные числа;
представлять рациональные числа в виде бесконечной десятичной дроби;
сравнивать иррациональные и действительные числа;
вычислять квадратные корни;
решать уравнения вида: x2 = a;
находить приближенное значение квадратного корня;
строить график функции y = ;
вычислять квадратный корень из произведения и дроби;
вычислять квадратный корень из степени;
выносить множитель из-под знака корня;
вносить множитель под знак корня;
преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни.
Глава 3. Квадратные уравнения (30 часов).
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным и рациональным уравнениям.
Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения».
Контрольная работа № 6 по теме: «Дробные рациональные уравнения».
Знать:
определение квадратного уравнения;
определение неполного квадратного уравнения;
формулы полных и неполных квадратных уравнений;
определение приведенного квадратного уравнения;
определение дискриминанта квадратного уравнения;
формулу дискриминанта квадратного уравнения;
формулы корней квадратного уравнения;
правило решения квадратного уравнения;
теорему Виета и обратную ей теорему;
определение целых и дробных рациональных уравнений;
правило решения дробных рациональных уравнений.
Уметь:
решать неполные квадратные уравнения;
решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000;
решать квадратные уравнения по формуле;
решать задачи с помощью квадратных уравнений;
применять теорему Виета и обратную теорему;
решать дробные рациональные уравнения;
решать задачи с помощью рациональных уравнений;
решать графически уравнения.
Глава 4. Неравенства (24 часа).
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке значения выражения. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства».
Контрольная работа №8 по теме: « Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной».
Знать:
определение сравнения чисел;
свойства числовых неравенств;
теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств;
все виды числовых промежутков;
определение пересечения и объединения множеств
определение решения неравенства;
свойства, используемые при решении неравенств;
определение линейного неравенства с одной переменной;
определение решения системы неравенств с одной переменной.
Уметь:
доказывать неравенства;
применять свойства числовых неравенств;
оценивать значения выражений;
складывать, вычитать, умножать и делить почленно числовые неравенства;
изображать на координатной прямой числовые промежутки;
записывать промежутки, изображенные на рисунке;
решать линейные неравенства с одной переменной;
решать системы неравенств с одной переменной.
Глава 5. Степень с целым показателем (16 часов).
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Запись приближенных значений. Действия над приближенными значениями.
Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем».
Знать:
определение степени с целым отрицательным показателем;
свойства степени с целым показателем;
определение стандартного вида числа.
Уметь:
вычислять степени с целым отрицательным показателем;
применять свойства степени с целым показателем;
записывать числа в стандартном виде;
выполнять действия с числами, записанными в стандартном виде;
оценивать абсолютную и относительную погрешности приближенного значения;
выполнять действия над приближенными значениями;
выполнять действия над приближенными значениями на калькуляторе.
Повторение. (8 часов).
Цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний.
Знать:
Математические термины и формулы;
Различные методы решения задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
Графики основных элементарных функций и их свойства;
Преобразования выражений.
Уметь:
Правильно употреблять математические термины и формулы;
Применять различные методы при решении задач, уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
Выполнять преобразования различных выражений;
Выполнять действия с числами, корнями, степенями, многочленами, алгебраическими дробями, приближенными значениями;
Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки, выполнять соответствующие вычисления;
Выражать из формул одни переменные через другие;
Строить графики основных элементарных функций; опираясь на графики, описывать свойства этих функций.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
работать в заданном темпе;
уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
работать с материалами приложения учебника;
использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
отвечать на вопросы по тексту;
учиться отвечать по плану связно;
уметь выделять главное в тексте;
уметь систематизировать материал;
составлять схемы, диаграммы;
подбирать дополнительный материал по теме.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из
формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Межпредметные и межкурсовые связи:
При работе широко используются:
геометрия – тема «Квадратные корни», «Квадратные уравнения», физика – тема «Степень с целым показателем».
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные
Учебно – методическое обеспечение.
Учебно – теоретические материалы:
1)Учебник: Алгебра 8 класс Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Москва. Просвещение, 2010 г.
Учебно – практические материалы:
1)Дидактические материалы по алгебре. 8 класс.
Авторы: В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. Москва. Просвещение, 2009г.
2) Тесты. Алгебра 7- 9 классы.
Автор: П. И. Алтынов.
Москва. Дрофа2006г
Учебно – справочные материалы:
1) Математика. Наглядный справочник с примерами. Авторы: Генденштейн Л.Э,, Ершова А. П., Ершова А. С,
Учебно – наглядные материалы:
Таблицы, стенды.
Номер урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
план | факт |
Глава I. Рациональные дроби – 30 часов Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. |
1 | Повторение. Арифметические действия с многочленами. | | |
2 | Повторение. Формулы сокращенного умножения. | | |
3 | Многоугольники | | |
4 | Рациональные выражения. | | |
5 | Многоугольники .Решение задач. | | |
6 | Рациональные дроби. | | |
7 | Решение упражнений по теме: «Рациональные выражения.» | | |
8 | Параллелограмм .Свойства параллелограмма. | | |
9 | Основное свойство дроби. | | |
10 | Сокращение дробей. | | |
11 | Параллелограмм .Признаки параллелограмма. | | |
12 | Решение упражнений по теме: « Сокращение дробей.» | | |
13 | Решение конкретно –практических задач на сокращение дробей. | | |
14 | Решение задач по теме «Параллелограмм». | | |
15 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | | |
16 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | | |
17 | Трапеция | | |
18 | Решение упражнений по теме: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.» | | |
19 | Сложение дробей с разными знаменателями | | |
20 | Теорема Фалеса | | |
21 | Вычитание дробей с разными знаменателями. | | |
22 | Решение упражнений по теме: « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.» | | |
23 | Задачи на построение | | |
24 | Сложение и вычитание дробей. | | |
25 | Подготовка к контрольной работе № 1. | | |
26 | Прямоугольник | | |
27 | Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей». | | |
28 | Анализ контрольной работы № 1. Умножение дробей | | |
29 | Ромб. Квадрат. | | |
30 | Решение упражнений по теме: « Умножение дробей.» | | |
31 | Возведение дроби в степень. | | |
32 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат.» | | |
33 | Умножение дробей. | | |
34 | Деление дробей. | | |
35 | Осевая и центральная симметрия | | |
36 | Решение упражнений по теме: « Деление дробей.» | | |
37 | Преобразование рациональных выражений. | | |
38 | Решение задач. Повторение главы V-Четырёхугольники. | | |
39 | Решение упражнений по теме: « Преобразование рациональных выражений.» | | |
40 | Функция и ее график. | | |
41 | К.р.1 «Четырёхугольники». | | |
42 | Решение упражнений по теме: « Функция и ее график .» | | |
43 | Подготовка к контрольной работе № 2. | | |
44 | Площадь многоугольника | | |
45 | Контрольная работа № 2 по теме: «Рациональные дроби. Произведение и частное дробей». | | |
Глава II. Квадратные корни – 28часов Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. |
46 | Анализ контрольной работы № 2. Рациональные числа. | | |
47 | Площадь многоугольника | | |
48 | Иррациональные числа. | | |
49 | Квадратные корни | | |
50 | Площадь параллелограмма | | |
51 | Решение упражнений по теме: «Квадратные корни.» | | |
52 | Нахождение значений выражений, содержащих квадратные корни. | | |
53 | Площадь треугольника | | |
54 | Решение уравнений по теме: «Квадратные корни.» | | |
55 | Решение упражнений по теме: «Квадратные корни.» | | |
56 | Площадь треугольника. Решение задач. | | |
57 | Уравнение | | |
58 | Решение упражнений по теме: «Уравнение » | | |
59 | Площадь трапеции. | | |
60 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | | |
61 | Функция и ее график. | | |
62 | Квадратный корень из произведения и дроби. | | |
63 | Решение задач на вычисление площадей фигур | | |
64 | Квадратный корень из степени. | | |
65 | Свойства арифметического квадратного корня. | | |
66 | Решение задач на вычисление площадей фигур | | |
67 | Решение упражнений по теме: «Свойства арифметического квадратного корня. | | |
68 | Подготовка к контрольной работе № 3. | | |
69 | Теорема Пифагора. | | |
70 | Контрольная работа № 3 по теме: «Арифметический квадратный корень и его свойства». | | |
71 | Анализ контрольной работы № 3.. Вынесение множителя из-под знака корня. | | |
72 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | | |
73 | Вынесение множителя из-под знака корня. | | |
74 | Внесение множителя под знак корня. | | |
75 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | | |
76 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | | |
77 | Решение упражнений по теме: « Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | | |
78 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | | |
79 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни с помощью формул сокращенного умножения. | | |
80 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | | |
81 | Решение задач. Повторение главы VI-Площадь. | | |
82 | Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. | | |
83 | Решение упражнений по теме: « Применение свойств арифметического квадратного корня» | | |
84 | К.р. «Площадь». | | |
85 | Подготовка к контрольной работе № 4. | | |
86 | Контрольная работа №4 по теме: «Применение свойств арифметического квадратного корня». | | |
87 | Анализ контрольной работы № 4. Определение квадратного уравнения. | | |
Глава III. Квадратные уравнения – 30 часов Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач. |
88 | Определение квадратного уравнения. | | |
89 | Отношение площадей подобных треугольников | | |
90 | Приведенные квадратные уравнения. | | |
91 | Неполные квадратные уравнения. | | |
92 | Первый признак подобия треугольников. | | |
93 | Решение упражнений по теме: «Неполные квадратные уравнения» | | |
94 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | | |
95 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | | |
96 | Решение квадратных уравнений по формуле D. | | |
97 | Решение квадратных уравнений по формуле D1. | | |
98 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | | |
99 | Решение квадратных уравнений. | | |
100 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | | |
101 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | | |
102 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | | |
103 | Теорема Виета. | | |
104 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | | |
105 | Решение упражнений по теме: « Теорема Виета.» | | |
106 | Решение упражнений по теме: « Решение квадратных уравнений.» | | |
107 | К.р. «Признаки подобия треугольников». | | |
108 | Подготовка к контрольной работе . | | |
109 | Контрольная работа №5 по теме: «Квадратные уравнения». | | |
110 | Средняя линия треугольника. | | |
111 | Анализ контрольной работы № 5. Дробные рациональные уравнения. | | |
112 | Решение дробных рациональных уравнений. | | |
113 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | | |
114 | Решение упражнений по теме: « Дробные рациональные уравнения.» | | |
115 | Решение дробных рациональных уравнений с помощью формул сокращенного умножения. | | |
116 | Пропорциональные отрезки. | | |
117 | Решение дробных рациональных уравнений. | | |
118 | Решение задач на движение с помощью рациональных уравнений. | | |
119 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | | |
120 | Решение задач на движение по реке с помощью рациональных уравнений. | | |
121 | Решение задач на концентрацию с помощью рациональных уравнений. | | |
122 | Измерительные работы на местности. | | |
123 | Графический способ решения уравнений. | | |
124 | Решение упражнений по теме: «Графический способ решения уравнений.» | | |
125 | Задачи на построение методом подобия. | | |
126 | Решение дробных рациональных уравнений. | | |
127 | Решение упражнений по теме: « Дробные рациональные уравнения.» | | |
128 | Решение задач на построение методом подобных треугольников | | |
129 | Подготовка к контрольной работе № 6. | | |
130 | Контрольная работа №6 по теме: «Дробные рациональные уравнения». | | |
131 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса , косинуса и тангенса для углов 300, 450и 600. | | |
132 | Анализ контрольной работы № 6. Числовые неравенства. | | |
Глава IV. Неравенства – 24 часа Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы. |
133 | Числовые неравенства. | | |
134 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника . Решение задач. | | |
135 | Решение упражнений по теме: «Числовые неравенства.» | | |
136 | Свойства числовых неравенств. | | |
137 | Решение задач. Повторение главы VII-Подобие треугольников . Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | | |
138 | Решение упражнений по теме: « Свойства числовых неравенств.» | | |
139 | Сложение и умножение числовых неравенств. | | |
140 | Погрешность и точность приближения. | | |
141 | К.р. «Подобие треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | | |
142 | Контрольная работа №7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства». | | |
143 | Анализ контрольной работы № 7. Пересечение и объединение множеств. | | |
144 | Взаимное расположение прямой и окружности. | | |
145 | Решение упражнений по теме: «Числовые промежутки.» | | |
146 | Числовые промежутки. | | |
147 | Касательная к окружности. | | |
148 | Решение неравенств с одной переменной. | | |
149 | Касательная к окружности. Решение задач. | | |
150 | Решение неравенств с одной переменной. | | |
151 | Решение линейных неравенств с одной переменной. | | |
152 | Градусная мера дуги окружности. | | |
153 | Решение упражнений по теме: « Неравенства с одной переменной.» | | |
154 | Решение задач с помощью неравенств с одной переменной. | | |
155 | Теорема о вписанном угле | | |
156 | Решение систем неравенств с одной переменной. | | |
157 | Решение двойных неравенств с одной переменной. | | |
158 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | | |
159 | Решение упражнений по теме: « Системы неравенств с одной переменной.» | | |
160 | Решение упражнений с помощью систем неравенств с одной переменной. | | |
161 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | | |
162 | Решение систем неравенств с одной переменной. | | |
163 | Обобщающий урок по теме : « Неравенства с одной переменной и их системы» | | |
164 | Свойство биссектрисы угла | | |
165 | Подготовка к контрольной работе № 8. | | |
166 | Контрольная работа №8 по теме: «Линейные неравенства и системы неравенств с одной переменной». | | |
167 | Серединный перпендикуляр. | | |
168 | Анализ контрольной работы № 8. Степень с целым отрицательным показателем. | | |
Глава V. Степень с целым показателем – 16 часов Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях. |
169 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | | |
170 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | | |
171 | Степень с целым отрицательным показателем. | | |
172 | Свойства степени с целым показателем. . | | |
173 | Вписанная окружность. | | |
174 | Решение упражнений по теме : «Свойства степени с целым показателем.» | | |
175 | Преобразование выражений , содержащих степени с целым показателем. | | |
176 | Свойство описанного четырёхугольника. | | |
177 | Стандартный вид числа. | | |
178 | Решение упражнений по теме : «Стандартный вид числа.» | | |
179 | Описанная окружность | | |
180 | Выполнение действий над числами в стандартном виде. | | |
181 | Сбор и группировка статистических данных. | | |
182 | Свойство вписанного четырёхугольника. | | |
183 | Решение упражнений по теме : «Сбор и группировка статистических данных.» | | |
184 | Наглядное представление статистической информации. | | |
185 | Решение задач по теме «Вписанный четырехугольник». | | |
186 | Решение упражнений по теме : «Наглядное представление статистической информации.» | | |
187 | Обобщающий урок по теме: «Степень с целым показателем.» | | |
188 | Решение задач Повторение главы VII-Окружность | | |
189 | Подготовка к контрольной работе № 9. | | |
190 | Контрольная работа №9 по теме: «Степень с целым показателем». | | |
191 | Решение задач Повторение главы «Окружность» | | |
192 | К.р. 5 «Окружность». | | |
Повторение – 12 часов Основная цель: повторение и систематизация полученных в течение учебного года знаний. |
193 | Повторение. «Основное свойство дроби.» | | |
194 | Повторение «Четырёхугольники.» | | |
195 | Повторение темы: «Преобразование рациональных выражений». | | |
196 | Повторение темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». | | |
197 | Повторение «Площадь». | | |
198 | Повторение темы : «Применение свойств арифметического квадратного корня.» | | |
199 | Повторение темы «Решение квадратных уравнений». | | |
200 | Повторение Теорема Пифагора. | | |
201 | Повторение темы : «Подобные треугольники» | | |
202 | Повторение темы темы «Решение неравенств с одной переменной». | | |
203-204 | Итоговая контрольная работа. | | |
Геометрия 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089).
2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2008.Авторская программа по геометрии Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 классы » / Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др – М.: Просвещение 2011г
Уровень обучения –базовый
Цели
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений; способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Учебно- методический комплект
1. Атанасян Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
Учебно-тематический план.
Номер параграфа | Содержание материала | Количество часов |
Глава 5 четырёхугольники | 14 |
1 2 3 | Многоугольники Параллелограмм и трапеция Прямоугольник ,Ромб, Квадрат Решение задач Контрольная работа № 1 | 2 6 4 1 1 |
Глава 6 площадь | 14 |
1 2 3 | Площадь многоугольника Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции Теорема Пифагора Решение задач Контрольная работа № 2 | 2 6 3 2 1 |
Глава 7 подобные треугольники | 19 |
1 2 3 4 | Определение подобных треугольников Признаки подобия треугольников Контрольная работа № 3 Применение подобия к доказательству теорем и решению задач Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника Контрольная работа № 4 | 2 5 1 7 3 1 |
Глава 8 окружность | 17 |
1 2 3 4 | Касательная к окружности Центральные и вписанные углы Четыре замечательные точки треугольника Вписанная и описанная окружности Решение задач Контрольная работа № 5 | 3 4 3 4 2 1 |
Повторение. Решение задач | 4 |
Содержание тем учебного курса.
Четырехугольники (14 ч)
Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
Цель – ввести понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника и рассмотреть четырехугольник, как частный вид многоугольника; ввести понятия параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата и рассмотреть их свойства и признаки; осевую и центральную симметрии, как свойства некоторые геометрических фигур.
Знать:
- что такое периметр многоугольника;
- какой многоугольник называют выпуклым;
- определения параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата формулировки их свойств и признаков;
- определения симметричных точек и фигур, относительно прямой и точки.
Уметь:
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, называть его элементы;
- выводить формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать изученные теоремы и применять их для решения задач;
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Площадь (14 ч)
Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
Цель – дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулу для вычисления площадей квадрата и прямоугольника; опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции; рассмотреть теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; сформулировать и доказать теорему Пифагора и обратную ей.
Знать:
- основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника;
- формулы для вычисления площадей параллелограмм, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора и обратную ей.
Уметь:
- вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее свойства и свойства площадей при решении задач;
- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- доказывать теорему Пифагора и обратную ей.
Подобные треугольники (19 ч)
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Цель – ввести понятие пропорциональных отрезков и дать определение подобных треугольников; рассмотреть и доказать три признака подобия треугольников, научить применять их при решении задач; показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем и решении задач; познакомить с элементами тригонометрии, необходимыми для решения прямоугольных треугольников.
Знать:
- определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойства биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников;
- теоремы о средней линии треугольника, точки пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- определения sin, cos, tg острого угла прямоугольного треугольника;
- значения sin, cos, tg для углов 300, 450, 600, 900, 1800.
Уметь:
- доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач;
- доказывать теоремы о средней линии треугольника, точки пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике и применять при решении задач;
- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение;
- доказывать основное тригонометрическое тождество.
Окружность (17 ч)
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность.
Цель – рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой к окружности, ввести понятие касательной, рассмотреть ее свойства и признак, рассмотреть свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки; ввести понятия градусной меры дуги окружности, центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд; рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку, доказать, что биссектрисы/серединные перпендикуляры/высоты треугольника пересекаются в одной точке; ввести понятия вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности вписанной в треугольник и об окружности описанной около треугольника.
Знать:
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- определение касательной, свойство и признак касательной;
- какой угол называется центральным/вписанным;
- как определяется градусная мера дуги окружности;
- теорему о вписанном угле и следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- теоремы о пересечении высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
- какая окружность называется вписанной в многоугольник, какая описанной около него;
- теоремы об окружности вписанной в многоугольник;
- теоремы об окружности описанной около многоугольника.
Уметь:
- доказывать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, свойство и признак касательной;
- доказывать теорему о вписанном угле и следствия из нее и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд, применять их при решении задач;
- доказывать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- доказывать теоремы о пересечении высот/биссектрис/серединных перпендикуляров треугольника;
- доказывать теоремы об окружности вписанной в многоугольник;
- доказывать теоремы об окружности описанной около многоугольника.
Повторение. Решение задач (4ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 8-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
-описание реальных ситуаций на языке геометрии;
-расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-решение практических задач , связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства);
-построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно- методическое обеспечение
1. Атанасян Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений /
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
2.Зив, Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7- 11 классы/ . – С –П НПО «Мир и семья-95» 1995г.
3.П.И.Алтынов. Геометрия .Тесты.7-9 учебно-методическое пособие-М: Дрофа 1997