Просмотр содержимого документа
«Презентация и конспект урока "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"»
Протокол урока математики в 1 классе
Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности.
Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объединение объектов – вычитание объектов); развивать у них внимание, наблюдательность.
Оборудование: учебник «Математика», 1 кл., ч.1 (авт. А. Г. Ванцян); компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные доски, карточки с числами для игры «Я больше тебя», карточки для игры «Найди меня» карточки – раскраски по теме урока.
Ход урока.
Эмоциональный настрой.
-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ).
Счёт до 20 через число. (Дети вслух произносят кратные числа и касаются ладоней друг друга). Цель: подготовка к счётупарами, тройками.
У: А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. Слайд 2
В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь подчинено законам математики. Любые отношения, понятия имеют свои точные названия – термины.
Слайд 3
- Вас встречает Фея страны Математики! Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками. (На доску прикрепляется рисунок Феи).
- Добро пожаловать!
Актуализация знаний.
Работа с числовым отрезком натурального ряда.
Слайд 4. (Приложение)
У. Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?
На экране: 1 2 3 4 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
- Это числовые ряды.
- Это натуральные числовые ряды.
-первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку.
-А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1. А точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.
У. Замечательно. Продолжим работу. Игра «Молчанка» покажите ответ при помощи числовых карточек
Назовите число, которое больше 5 и меньше 7.
Показывают результат Шесть.
Учитель. Назовите число, которое обозначает число ног у паука.
Восемь.
Учитель: Назовите число предшествующее числу 4.
Три.
Учитель: Назовите число на 1 меньше трёх.
Два.
Все названные числа записываются на доске.
На доске запись: 8 6 3 2
Какое задание вы можете предложить с этими числами?
Составить примеры на сложение и вычитание. Расположить числа в порядке возрастания
Учитель: Молодцы, ребята! В стране Математики числа и цифры, как и вы, любят играть в разные игры. Вот теперь цифры решили поиграть с вами в прятки.
Физминутка для глаз. Игра «Найди меня»! (Цель игры: вспомнить правильное написание цифр и повторить ориентацию в пространстве. Игра проводится в быстром темпе. Дети, стоя, глазами ищут в рисунке очертания цифр и вытянутыми руками показывают на карточку.
(На стене в разных местах прикреплены рисунки, в которых нужно найти очертания цифр).
- Я цифра 4, найди меня в нижнем ряду, вторая слева
- Я цифра 8, найди меня в нижнем ряду левом углу.
- Я цифра 5, найди меня в левом верхнем углу.
Создание проблемной ситуации.
Слайд 3. (Приложение)
Учитель: Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно распределить их?
Рисунки, в которых предметы объединяется и вторая группа – в которых предметы убираются, вычитаются.
Учитель: Какие из данных равенств могут подойти к рисункам?
4 + 2 = 6 3 + 1 + 4 5 + 2 = 7
3 – 1 = 2 5 – 3 = 2 6 – 1 = 5
Слайд 4. (Приложение)
Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?
Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой;
- результат при сложении называется значением суммы;
- что числа при сложении можно называть слагаемыми.
Слайд 5. (Приложение)
Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?
Дети: Мы ещё не знаем!
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня?
Цель : узнаем как называются числа при вычитании. Будем составлять, читать и записывать примеры на вычитание. Название темы прочитаем в учебнике на с 29
Открытие нового материала.
Слайд 6. (Приложение)
Учитель: Рассмотрите рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел.
На болоте было 7 цапель, улетели две цапли. Осталось цапель 5.
- Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?
7 = 7 5 = 5 2 + 7 = 9
7 – 2 = 5 5 + 2 = 7 7 – 5 = 2
Слайд 7. (Приложение) (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).
7 – 2 = 5
7 – 2 – разность чисел 7 и 2. число 5 – значение разности 7 и 2
Число 7 – уменьшаемое, 2 – вычитаем
Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2 называют уменьшаемым, а 2 вычитаемым?
(Небольшое затруднение у детей).
-Откуда мы убираем что-нибудь, там становится, всегда меньше. Значит, число уменьшается.
-Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.
Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.
Ваня- Я ещё заметил, что уменьшаемое больше каждого из чисел?
У: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.
Музыкальная физминутка.
А пока отдохнём и потанцуем. (Проводится музыкальная пауза с движениями)
Работа над новым материалом.
Работа по учебнику с.29
- Откройте учебник на странице 29. Прочитайте тему урока.
Составьте по рисунку задачу.
(на ветке сидело 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
-Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5,2,3?
-Как называется выражение 5-2?
-Прочитайте выражение под схемой.
Работа по учебнику. Работа в парах.
Задание №1. (Дальнейшие задания будут направлены на более глубокое понимание нового материала).
- Обсудите и запишите разность. Найдите значение разности.
Дополнительное задание: подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.(Осмысление нового в разнообразных ситуациях. Задания и вопросы стимулируют поисковую деятельность учащихся)
- Поделитесь своими выводами с нами. Что вы скажете о выводе, который сделал Ваня. Можно ли его считать верным?
Дети: Да, в равенстве уменьшаемое больше, чем вычитаемое и значение разности.
Проверка на экране. Слайд 8. (Приложение)
- Смело идём дальше! Вперёд!
Работа в тетради с печатной основой. Самостоятельная работа.
Учитель: Фея Математики принесла интересное задание для самостоятельной работы.
Нужно записать пропущенные числа. Равенства, в которых пропущены уменьшаемые, подчеркните красным цветом, а равенства , в которых пропущены вычитаемые синим.
(учитель просматривает работы выполненные детьми, по окончании проверка на доске.
-Кто допустил ошибки в решении, а кто в названии компонентов и выделении цветом?
Физкультминутка
Работа над задачей 2
(Задачу читает учитель)
-Назовите решение задачи.
(Один ученик записывает решение на доске)
-Как называются числа 6,4,2?
-Как называется выражение 6-4?
-Прочитайте равенство используя новые термины.
Работа в группе
- Время встречи в стране Математики заканчивается, но Фея припасла ещё одно очень хитрое задание для мальчиков и девочек. Справитесь?
- Да!
-Прочитайте задание 4. Каждая группа решает разные столбики с примерами. Мальчики столбик. Девочки 2 столбик. Определите закономерность записи всех примеров в каждом столбике
- Фея математики даёт вам совет: Помочь вам может только дружба и взаимоуважение.
(выполняется на индивидуальных досках)
Положите перед собой индивидуальные досточки. (Работа на индивидуальных досках даёт быструю эффективную обратную связь: учитель – ученик; ученик – ученик)
(Поворачивают доски друг к другу и проверяют).
Проводится проверка.
Какой пример нужно записать в первый столбик? 6+1-5
Во второй столбик? 6-0+4
В третий столбик? 5+5-4
Проверка на экране.
Слайд 9 (Приложение)
- Давайте вернёмся к началу нашей темы, и вы дадите название равенствам второй группы.
Дети: Это разности.
Рефлексия
Домашнее задание:- Фея страны Математики осталась довольна такими внимательными умными гостями и как добрая хозяйка приготовила вам в подарок сюрпризы - математические раскраски. Прежде чем раскрашивать, надо вычислить значения сумм и разностей.
- А что вам хочется сказать на прощание? Как пополнились ваши знания сегодня?
Я математику люблю. Я не знала, что когда вычитают числа это можно назвать разностью.
И я рад, что теперь знаю и разность и сумму. Мне понравилось выполнять задания в тетради.