Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Площади плоских фигур"»
ПЛОЩАДИ ПЛОСКИХ ФИГУР
Учитель математики Криворожской
специализированной школы І-ІІІ ступеней №71
Яворская И.С.
Урок геометрии
9 класс
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Площади плоских фигур»; развивать навыки самоконтроля; формировать социальную компетентность, воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: таблицы, карточки с формулами, талоны самоконтроля, раздаточный материал.
I. Организационный момент, мотивация учебнойдеятельности.
Учитель здоровается, проверяет готовность учащихся к уроку. В исторической справке ученикам сообщается о том, что наука геометрия зародилась в Древнем Египте из необходимости вычислять площади земельных участков, которые ежегодно затапливал Нил. Говорится о необходимости геометрических знаний в профессии строителя. Объявляется тема урока, формулируются цели.
Учитель предлагает учащимся объединиться в 4 группы, которые на уроке вы-
ступают в роли строительных фирм. Учитель выступает в роли заказчика, который объявляет тендер на строительство детской площадки. Подчеркивается, что на уроке ребята будут самостоятельно вести учет своей работы с помощью талонов самоконтроля (см. приложение 1)
II. Актуализация и коррекция опорных теоретических знаний. Систематизация знаний.
Прежде, чем площадку строить, ее нужно как следует спроектировать. И все должно быть на своих местах. На опорном плакате схематично нарисованы элементы площадки(приложение 2). Учащиеся должны прикрепить карточки с формулами для вычисления площадей под соответствующими элементами. Каждый строитель должен не только знать теоретически как строить, но и уметь строить.
Проверяется умение применять формулы для решения простейших задач на вычисление площадей.
Каждая группа должна решить задачу по готовому рисунку (см. приложение 3)
Учащиеся — представители групп по очереди выходят к доске и прикрепляют формулы. Правильные ответы приносят командам баллы. Все учащиеся дают мысленный ответ Если правильных ответов 13— 14 , то в талон ставят 2 балла. Если правильных ответов 10-12, то ставят 1 балл .
Фронтальная работа. Все учащиеся мысленно дают ответ к каждой задаче. Правильный ответ — 1 балл.
III. Применение системы знаний для выполнения практических заданий.
Для успешной работы строительной фирмы каждый ее коллектив должен проявлять творчество. Каждая группа получает практическое задание(см. приложение 4). Прежде, чем отдать право строить площадку той или иной формы, заказчик должен протестировать каждого работника на уровень профессиональной подготовки. Ученикм предлагается тестовое задание. Каждое задание оценивается в 1 балл.
Учащиеся составляют из «плиточек» дорожку.
IV.Подведение итогов урока.
Подсчитывается количество набранных баллов. Определяется команда-победитель. Члены этой группы получают бонус-1балл. Подводятся итоги урока.
Технология «Микрофон». Учащимся предлагается один из разноцветных квадратиков согласно цвету, который соответствовал их состоянию на уроке (желтый-комфортно, зеленый-среднее между комфортно и скованно, красный-скованно, напряженно)
V. Домашнее задание: п. 123-126 повторить; решить № 14, №37 с. 27 ; решить задачу 1.
Задача 1. Согласно санитарных норм в жилом помещении площадь окон должна составлять не менее 20% от площади пола. Проверьте, выполняются ли санитарные нормы для помещения прямоугольной формы 3x4 м, с окном в форме треугольника, у которого основание равно 2,5 м, а высота2 м.
VI. Заключительное слово учителя.
Учитель благодарит учащихся за урок.
Приложение 1
Талон самоконтроля.
Знание формул
Устная работа
Работа по группах
Тестирование
Всего
Приложение 3
1. Найти площадь ромбовидной клумбы, если расстояние между противоположными её вершинами равны соответственно 5 м и 8 м (рис. 1).
2. Площадь площадки 100 м2. Эта площадка имеет форму параллелограмма со стороной 20 м. Найти высоту этого параллелограмма (рис. 2).
3. Песочница имеет форму правильного треугольника со стороной 4 м. Найти площадь песочницы. (рис. 3).
4. Квадратный бассейн по диагонали 6 м. Сколько квадратных метров составляет площадь этого бассейна? (рис. 4)
Приложение 4
Нужно замостить спортивную площадку размером 5,75 м х 8 м битумными плитками, которые имеют форму прямоугольных треугольников и равнобедренных трапеций. Сколько и каких плиток нужно для этого, если треугольных плиток должно быть минимальное количество? Размеры плиток даны на рисунке.
Приложение 5
Вариант 1
1. Чему равна площадь квадрата ABCD,если AC=d(рис. 1)?
a) S=0,5sin; б)S=sin; в) S=d2; г) S=0,5d2.
2 ABCD- ромб,S=8, AC=2. Найти BD(рис. 2).
а) 6; 6)3; в) 2; г) 8.
3, В треугольнике ABC(рис. 3) AB=3, AC=4,угол A равен60° . Найти S.
а)6; б)3; в) 12; г) 6.
4.ABCD— параллелограмм, BK— высота, AB= 5, AK= 4, KD=10. Найти S.
а) 21; 6)15; в) 42; г) 30
Вариант 2
1. Площадь ABC(рис. 1) равна:
a)bh; б)ah; в) 0,5ah; г) 0,5bh.
2.В параллелограмме АВСD АВ = 3, АD = 4,^А=60°. Найти S
а)6; б)6; в) 3; г)3.
3,ABCD— квадрат, S=8. Найти длину диагонали (рис.3).
а) ; б) 4; в) 16; г) 4 или - 4.
4.ABCD— трапеция с основанием BC= 3 и боковой стороной CD=5,CK— высота трапеции, AK=5,KD=3.Найти S(рис. 4).
а) 44; 6)22; в) 16; г) 176.
Вариант 3
1. Площадь параллелограмма ABCD (рис.1)равна:
а)ah; б)bh; в)0.5ah; г) 0,5bh.
2. В прямоугольнике ABCD(рис. 2)диагональ равна 4, а угол между диагоналями 30°.
Найти S.
а)8; б)4; в) 8; г) 4,
3. В трапеции ABCD(рис. 3)основания равны 7 и 8. Найти высоту трапеции,
если S=30.
а) 2; 6)225; в) 4; г) 3.
4. В треугольнике ABC сторона AВ равна 5, а высота, опущенная из вершины В, делит AСна отрезки AK=3,KС= 8. Найти S(рис. 4).