Просмотр содержимого документа
«Прибавление однозначного числа к 10»
Прибавление однозначного числа к 10
Цели: объяснить, как получаются числа второго десятка; научить прибавлять любое однозначное число к 10.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Логическая задача.
Если красное яблоко больше желтого, а желтое больше зеленого, то какое яблоко самое маленькое?
2. Игра «Светофор».
У учителя в руках круг, с одной стороны зеленого цвета (+ 4), а с другой – красного (– 4). Учитель очень быстро называет число и показывает круг тем или иным цветом, а учащиеся должны очень быстро сосчитать и назвать ответ.
3. Игра «Математическая рыбалка».
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.
Средства обучения. Рисунки: 10 рыбок, из них 6 желтых, 2 красные, 2 полосатые.
Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Поймай бабочку».
4. Логические задачи.
Вова выше Пети, а Петя выше Коли. Покажи на рисунке Вову, Колю и Петю.
Маша выше Веры, а Вера ниже Иры. Покажи на рисунке Машу, Веру и Иру.
III. Работа над новой темой.
– Отгадайте загадки:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)
Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной –
Летом станет хлеб стеной. (Трактор.)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
– Какое число используется в данных загадках? (Число десять.)
Учитель прикрепляет к доске картинку, изображающую паровозик, и сообщает, что настало время отправиться в страну «Двузначных чисел»:
– В этой стране мы узнаем, как образуются и читаются числа, которые больше 10.
1. Работа с фишками.
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Учитель берет фишки, выкладывает на наборное полотно и считает, а ученики повторяют.
Один, два, три,
А за ними – посмотри –
Идут четыре, пять, шесть,
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь,
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим –
И десяток вмиг составим.
– Сколько фишек стало на доске? А у вас на парте? (10.)
Далее поясняется, что десять палочек составляют десяток.
– Сколько фишек в десятке? (10.)
– Сколько десятков составляет 10 фишек? (1 десяток.)
– А кто знает, какие числа стоят дальше? (Дети называют числа от 11 до 20, а учитель выставляет на доску карточки с числами.)
2. Работа по тетради.
Дети рассматривают картинки в задании 1 на с. 38 и записывают двузначные числа:
13 18 11 14 12
– Сколько предметов справа (слева)? (10.)
– Сколько отдельных предметов слева (справа)? (3, 8, 1, 4, 2.)
– Сколько всего? (13.. И т. д.)
– Сколько десятков и единиц содержится в числе 13; 18; 11; 14; 12?
На примерах этого задания можно объяснить названия чисел второго десятка. (Один – на – дцать, две – на – дцать и т. д.)
Учитель обращает внимание на то, что в названии чисел от 11 до 19 первая часть слова обозначает число единиц, а вторая часть слова – это «дцать». Мы накладываем отдельные фишки на десять, то есть на «дцать».
3. Работа по учебнику.
1) Решение примеров в задании 11 на с. 52.
Примеры решаются на доске и в тетрадях с крупной клеткой.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хлопаем руками.
2) Решение задачи 10 на с. 35.
IV. Повторение и закрепление.
1. Выполнение задания 14 на с. 53 учебника.
Дети работают с фишками. Они объясняют, что значит столько же.