1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность и определение содержательных рамок урока. | Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Знает, что класс участвовал в проекте «Успешное чтение», все прочли книгу «Робинзон Крузо». На доске, справа висит яркий рисунок попугая ?, слева висит портрет Крузо и рисунок лестницы. | Ученики обращают внимание на все изображения на доске. Интересуются, мнением учителя о прочитанной книги. Узнают лестницу к хижине Крузо. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельное установление причинно-следственной связи. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками. |
2. Создание проблемной ситуации. Цель: Организовать актуализацию знаний учащихся. | Учитель: В романе "Приключения Робинзона Крузо" Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров. Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше? Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо? Почему именно этими вещами автор считает необходимым снабдить своего героя? Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Автор создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров? Картину острова, жилища, изображаем с помощью линий. Какую линию представляет собой лестница в хижину? После изображения ломаной формулируем тему урока. Учитель на рисунке выделяет тропинку от хижины до огорода и между грядками виде отрезков(цветным мелом). Можем узнать сколько метров её длина? Учитель. Робинзон оказывается на острове, где ему предстоит провести много-много лет. Автор создает яркие картины южной природы, подчеркивает своеобразие каждого времени года. Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров? Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему? Сообщения о валюте страны и перевод её в денежные единицы России. Что поддерживает Робинзона Крузо в его одиночестве? Как он оценил своё положение? Что считает добром, а что злом? Проанализировали список поступков, составленный самим Робинзоном. Учитель: Робинзон Крузо старается утешить себя тем, "что могло бы случиться и хуже, и противопоставлял злу добро". Труд, религия, терпение, благоразумие, здравый смысл спасло Робинзона, он "работал не покладая рук". Учитель: Разум, трудолюбие, оптимизм, вера в Бога помогают найти выход из самой сложной ситуации, в которую попадает человек. Человек начинает свою жизнь на острове с почти примитивного состояния и столь же примитивных занятий. Он вводит новое летоисчисление. | Ученики рассказывают историю жизни Робинзона Крузо до того момента, как он попал на остров. Робинзоном безраздельно овладела страсть к обогащению сверх меры, считавшаяся в XVII веке самой губительной для человека. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинеи. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. "Мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий, благоразумием я никогда не отличался:". Ученики перечисляют предметы, которые кажутся герою необходимыми на острове, подкрепляя ответ цитатами. Параллельно на доске и в тетрадях выполняются рисунки объектов построенных Робинзоном на острове. хижина-параллелепипед; приставная лестница землянка-вход изображён виде прямоугольника; огород с выращенными овощами- прямоугольник; рисовое поле-прямоугольник; Ученики подбирают цитаты с описанием острова. Картина острова (на доске) добавляется изображением гор, солнца, забором и близкими друзьями - пятницей, козой. Учащиеся повторяют изученные на прошлом уроке виды линий. Пытаются чертить вне острова. Получают – ломаную. Говорят, что она сама себя пересекает. Делают вывод: длина ломаной = сумме длин её частей(отрезков). Предлагают измерить каждый отрезок и сложить( 1см=1м) В учебнике на стр.13 рассматривают рисунок 1.18 и читают определение длины ломаной. Ученики подбирают цитаты с описанием острова. Проанализировали список поступков, составленный самим Робинзоном. Учащиеся рассказывают как Робинзон пробует вести своё хозяйство, приспосабливается к жизни на острове, они воспроизводят мельчайшие подробности жизни героя на острове. В частности, со слов автора подробно описывают процесс изготовления того или иного предмета. Один из учеников вспоминает, что Робинзон спас книгу: Коран. Что такое летоисчисление! | Личностные: положительное отношение с обучению; понимают важность бережного отношения к здоровью; Оценивает поступки героя художественного произведения; Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему; Выдвигают версии решения проблемы; Коммуникативные: планируют совместную деятельность с учителем и сверстниками; Развивают умение точно и грамотно выражать свои мысли; Слушают и понимают речь других. Познавательные: Анализируют объекты с целью выявления признаков; Самостоятельно определяют способ решения проблемы поискового характера. Предметные: Знают определение отрезка, прямой, прямоугольника, параллелепипеда меры длины. |
3.Решение учебной задачи. Цель: построение и фиксация новых знаний. | Постройте в тетради ломаную по следующему описанию. Учебник №22. Начертите в тетради какую-нибудь ломаную с вершинами в узлах сетки и «продиктуйте её соседу» Где в классной комнате, на каких предметах видите ломаные? В каких единицах длины могут быть выражены звенья ломаной? А ступеньки лестницы в хижину?(это звенья) Ломаная -границы грядок? | Выполняют в тетради. На интерактивной доске проверяем (учитель готовит заранее). Отмечают, что похоже на игру «морской бой». Обращают внимание на каркасные модели многогранников.(покрашенные в другой цвет рёбра образуют замкнутые и не замкнутые ломаные).Считают количество рёбер, находят длины ломаных. Перечисляют меры длины. В см. В м и см. | Личностные: умение распределять внимание Регулятивные: выдвигают версии решения задачи Коммуникативные: точно и грамотно выражают свои мысли; Предметные: знают части прямой; единицы длины. |
4.Первичное закрепление. Цель: Формировать у обучающихся способности к новому способу действий. | Рассмотреть рисунок (изображены ломаные), заполнить таблицу. Таблицы на партах. Работаем в парах. Выполняем задания по уровням. 1 уровень: №8 тетрадь тренажер. 2 уровень; №16 тетрадь тренажер. Что не получалось? Что не увидели в ломаной? | Обсуждают, заполняют таблицу. ломаная | замкнутая | незамкнутая | самопересекающаяся | Без самопересечений | 1 | | | | | 2 | | | | | 3 | | | | | 4 | | | | | 5 | | | | | Выполняют в тетрадях. Первому уровню, после попыток предлагается каркасная модель и учащиеся находят решение. Сложно работать без модели в руках. Сложно, если не покрашены звенья ломаной. Нет концов у звеньев ломаной. | Личностные: адекватно реагируют на трудности и не боятся сделать ошибку; Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки; Владеют общими приёмами решения задач; оценивают качество и уровень усвоения ими материала; Коммуникативные: слушают и слышат, сотрудничают с учителем и сверстниками; видят разницу двух высказанных версий; |
5.Включение в систему знаний и повторение. Цель: использование приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной жизни. | Зачем мы изучили ломаную? Где знания о ней могут пригодиться? Какой путь будет короче? | Робинзон Крузо отмерял равные отрезки, сплетал и получил лестницу. Если бы звенья были разной длины, то лестница не получилась бы. Путь к океану можно изобразить ломаной из нескольких звеньев, а можно одним отрезком звеном- соединим начало первого звена и конец последнего. Так можно и дорогу в школу начертить- ломаная(заходить в дворы домов) или одним отрезком! Путь –одним отрезком! | Личностные: умеют сопереживать; Регулятивные: умеют составлять план действий; Коммуникативные: умеют видеть разницу двух заявленных точек мнения. |
5.Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность на уроке. | Давайте скажем что нового и полезного мы узнали на уроке? Было интересно … Я понял, что … Теперь я могу … У меня получилось … Меня удивило … Я попробую … Домашнее задание: Рисунок места обитания Робинзона Крузо завершить-раскрасить, дать название. Оценка по ИЗО. Определить день для сдачи работы учителю ИЗО. Учебник: п.2 , №23, №24. По желанию: сообщение о летоисчислении. | Учащиеся подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи. Учащиеся приобретают навык рефлексии результатов деятельности. | Личностные: умение оценивать свои действия; адекватно понимают успехи и неудачи своих учебных действий: Регулятивные: осознание конечного результата; Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, понимают необходимость аргументации своего мнения. |