Тема урока № 3 Прямая. Части прямой. Ломанная.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в группах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Методы:
проблемный, частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся, комплект транспортиров по числу учащихся в классе.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организации | Создать благоприятный психологический настрой на работу | На доске записано: « Среди всех линий важное место занимает прямая. Посмотрев вокруг, вы наверняка заметите, что нас окружает множество предметов, содержащих прямые линии .» | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Саморегуляция. |
Провер ки домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми (большинством учащихся). Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | На доске: Домашнее задание У. №12,13,9.,Т-Т. №24,25,26. | Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте домашнюю работу друг друга, попробуйте оценить ее. | Учащиеся проверяют тетради друг друга | сравнивать и анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения |
Актуализации знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | На доске слайд №1 презентации | Работаем устно (Фронтальный опрос) 1. Устные упражнения. 1) Сосчитайте:
а) парами от 84 до 100 и обратно; б) пятерками от 80 до 100 и обратно; в) тройками от 84 до 99 и обратно; г) четверками от 84 до 100 и обратно.
2) Вычислите: а) 4 + 56 8 + 37 9 + 42 13 + 48 17 + 26 | б) 26 + 74 37 + 23 40 – 24 70 – 32 80 – 56 | 3) Дополните:
37 до 70; 42 до 80; 59 до 90.
4) Задумали число, увеличили его на 27 и получили 100. Какое число задумали? | Учащиеся устно выполняют упражнения | Оценка имеющихся вычислительных навыков. |
Целеполагания и мотивации | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | На экране дата и запись: «Классная работа. Прямая. Части прямой. Ломанная.» | - Как вы думаете, что такое луч, отрезок, ломанная, чего нам не хватает, чтобы ответить на эти вопросы. Цель урока - Сегодня мы узнаем что такое прямая, отрезок, луч, ломанная. Научимся их изображать от руки и с использованием линейки. - Откройте полученные тетради, запишите число и тему урока. | -Знаний и умений. Записывают в тетради число и тему урока. | Прогнозирование, рефлексия |
Объяснение нового материала | | На доске : На доске презентация «Определения точка. прямая ,луч» | Представление о прямой: нить, траектория камня, летящего вниз, сгиб листа бумаги и т д. Отметьте в тетради две точки Е и Р и проведите через них прямую по линейке, попробуйте провести через них другую прямую, вывод Проведем прямую и отметим на ней точку О. Она разбивает прямую на два луча, которые идут от точки О в разные стороны, получим два луча ОА и ОВ . Точка О- начало. Проведем прямую и отметим на ней две точки К и М (рис.117). Они ограничивают отрезок КМ и называются концами отрезка. И луч и отрезок- части прямой. | Учащиеся делают вывод: Через две точки можно провести только одну прямую Выполняют указания учителя и помогают ему сделать выводы. Ребята отвечают на вопросы презентации. | |
Организации первичного закрепления А) в знакомой ситуации типовые; Б) в изменённой ситуацииконструктивные | Установление правильности и осознанности изучения темы « Прямая. Части прямой» Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу. | На доске: | -начертите прямую АВ, есть ли у нее начало и конец? -Отметьте точки М и Р лежащие на прямой , Точки К и С не лежащие на этой прямой - начертите отрезок пересекающий прямую и отрезок не пересекающий данную прямую. - отметьте точку О и проведите через нее прямые, сколько таких прямых можно провести - Давайте поработаем с учебником №14-17 Комментарий к упражнениям.
По рисунку, выполненному каждым учеником при решении задачи № 15, дать следующие задания: 1) обвести красным карандашом два луча с началом в точке D, составляющих одну прямую, а синим цветом - два луча, не образующих прямую; 2) ответить, сколько прямых у вас на рисунке и сколько лучей? А теперь рассмотрим задания по теме отрезок, решаем -учебник № 20. - Решаем по Тетради –тренажеру №9-12 | Вывод: прямая бесконечна Вывод: существуют точки принадлежащие прямой и точки не принадлежащие этой прямой Вывод: бесконечное множество. Решают на местах. Один человек представляет свое решение на доске. | |
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. | На экране: «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно, На уроке не зевай всё, что нужно выполняй». | физкультминутка: «Перекрестные шаги» (Активизация работы мозга) Правым локтем касаются левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Гимнастика для глаз (Упражнение для усиления наружных глазных мышц) Проведём, друзья, сейчас Упражнения для глаз. Влево, вправо посмотрели Глазки все повеселели Снизу вверх и сверху вниз, Ты хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок Чтобы мышцы крепче стали, Смотри мы по диагонали, Плавно глазками моргаем С силой глазки закрываем. Чтобы больше было силы К ним ладошки приложили Раз, два, три, четыре, пять - Можно глазки открывать. | Выполняют упражнения | Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования и интерпретации отрезками, точками, прямыми. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Видеоурок 5.3 | - Какие задачи мы решали сегодня на уроке? -Сколько прямых можно провести через три точки. -Назовите прямую, изображенную на рис.1.15 б, темя способами -Сколько лучей на рисунке 1.17. - Сколько отрезков на рис.1.15 б? Назовите их. | Отвечают на вопросы. | Конструктивное общение в группах, сравнение на основе объективных проявлений действий личности в качестве поступков, высказываний. Сопоставление внешней оценки учителя и оценки в группах. Сопоставление и сравнение личных успехов с чужими. |
Информирования о домашней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | По Учебнику У: Читать с. 12, 13, «Вопросы и задания»; № 18, 19. Т: № 10 – выполнить это задание еще раз на нелинованном листе бумаги (А4) простым карандашом. (цель: сделать заготовку к задаче – исследованию № 26). Эл. Прилож. «Математический кружок» занятия 01 №1-4 | Записывают задание в дневники | Планирование и прогнозирование, самоопределение через выбор |
Рефлексии | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | - Сегодня все работали хорошо. Комментарии к оценкам. - Оцените свое состояние на сегодняшнем уроке. Насколько комфортно вы себя чувствовали, работая в группе. Все ли было вам понятно. - Изобразите, в зависимости от вашей самооценки, в своих тетрадях один из вариантов «смайлика». Спасибо за урок. | Изображают в конце записей | навыки рефлексии, умения выражать настроение, анализировать его изменение в течении урока |