Тема | Четырехугольники. Определение, свойства. |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Цель | 1. Актуализировать знания по теме «четырехугольники»; |
Задачи | Предметные: Образовательные: Закрепить понятия «четырехугольника», виды четырехугольников, их свойства и признаки. Владеть отличительными свойствами фигур, понимать взаимосвязь между фигурами по их свойствам. Развивать логическое мышление по решению задач на применение определения видов четырехугольников их свойств и признаков, математическую речь. Воспитывать уважение к мнению других людей, уметь слушать и слышать других. Метапредметные: Формировать УУД: Регулятивные: развивать умение прогнозировать ситуацию, корректировать ответы свои и других людей. Познавательные: развивать умение анализировать и синтезировать знания. Коммуникативные: способствовать учебному сотрудничеству с одноклассниками, умению точно и полно выражать свои мысли, работать в группе. |
Планируемый результат | Предметный: Уметь формулировать определение, перечислять и применять в решении и доказательствах задач свойства и признаки. Метапредметный: Уметь формулировать цель урока и определённых этапов, уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу на уроке. |
Основные понятия | Четырехугольник, прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапеция |
Ресурсы | Учебник «Геометрия 7-9», Атанасян Л. С. И др. М., Просвещение», 2006. Дидактический материал: 1) Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2006. 3) В.И.Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Дидактические материалы. Алгебра 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г. 4)Б.Г.Зиев, В.М.Мейлер. Дидактические материалы по геометрии Интерактивная доска. Раздаточный материал. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах и парах. |
Этапы | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
1 Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | Приветствуют учителя! Настраиваются на работу. Слушают и отвечают Смотрят картинку с данным этапом, анализируют и отвечают. | Лето красное прошло! Дело в школу к нам пришло На носу последний класс - выпускной на этот раз! Нам предстоит повторять, обобщать ранее изученный материал для подготовки к экзамену! Направить на понятия геометрии Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Слайд 1. Что изучает наука геометрия? Какая в геометрии фигура является простейшей? Слайд 2. В стране надо думать, рассуждать, сравнивать и выдавать ответы. - Какие фигуры вы видите на данном слайде? - Как одним понятием называются такие фигуры? | Знать основной вопрос геометрии. Уметь распознавать геометрические фигуры на плоскости | К: уметь слушать, не перебивая П.: уметь назвать существенные признаки и явлений; способен осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; К: уметь аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека К: уметь аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение слушать, не перебивая; П.: уметь назвать существенные признаки и явлений; Р: уметь проследить связь между результатом и начальным замыслом действий; |
2 Формулирование темы и цели урока. (3 мин.) Цель: выработать единое мнение | Высказывают свои предположения и приходят к общему выводу | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Контролирует и направляет. | - Назовите тему урока? О чем пойдет речь на данном уроке? Слайд 3 | | Р: способен определять цель учебной деятельности; К: уметь аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение слушать, не перебивая; |
3. Систематизация теоретических знаний Цели: повторить и обобщить знания (10 мин.) | Подбирают тематические сходства и отличия фигур. Работая в группе, составляют общее мнение. Вспоминают, отвечают и правильные формулы записывают в тетрадь. Сверяют свои формулы с формулами указанными на слайде 3. | Способствует выработки умения слушать друг друга в группе и делать совместно выводы. Уточнить формулы нахождения площади и периметра четырехугольников и привести их к решению практических задач. | На столах в группах лежат фигуры: ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция. - Какие фигуры имеют наибольшее сходство? А какие отличаются? В чем это отличие? - Как называется это отличие? - Какие величины мы можем найти у заданных фигур? | Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам | П: уметь назвать существенные признаки и явлений; уметь сравнивать объекты по существенным признакам; К: уметь аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение слушать, не перебивая; |
4 Музыкальная физкультминутка (2 мин) Цели: Снятие напряжения | Выполняют зарядку по заданному условию. | Организует смену умственного труда со здоровье сберегающей технологией. | Медленные вращения головы, затем упражнения с помощью рук (прямая – это вытянутые руки; отрезок - раздвинутые руки, согнутые в локтях; луч – одна рука сжата в кулак, другая вытянута; точка - приседание) и наклоны. | Упражнения на снятие напряжения. | К: умение слушать, не перебивая; П.: умеет из отдельных деталей сложить целостный объект |
5 Повторение и закрепление изученного материала. (20 мин) Цель: 1. определить закономерность между пятью четырехугольниками; 2. выявить качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Читают условие задачи, выделяют известные и неизвестные компоненты. Составляют алгоритм для нахождения решения и выполняют действия с последующей проверкой в парах. | Мобилизует пары на реализацию поставленного вопроса в задаче. | Решите задачу № 456 С. 123: Сколько потребуется кафельных плиток квадратной формы со стороной 15 см, чтобы облицевать ими стену, имеющую форму прямоугольника со сторонами 3 м и 2,7 м? Слайд 8 (решение задач) | Уметь применять знание и выполнять практические расчёты по формулам
Уметь оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Р.: способен определить цель учебной деятельности; составляет план выполнения учебной задачи; К: уметь аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия; П: умеет решать задачу разными способами и выделять наиболее оптимальный; умеет самостоятельно создавать алгоритмы деятельности |
| | В случае затруднения разрешения вопроса разрешается обращаться к тексту учебника | | | |
Проверка заданий | | Предлагает сравнить свои результаты с результатами ключа. | | | Р.: уметь пользоваться критериями в ходе самооценки; способен вносить изменния в результат своей деятельности; П: умеет найти причину и следствие |
6. Рефлексия. (5 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | - Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. - Оценивание результатов работы учеников. - Запись домашнего задания | Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников, Мобилизует на рефлексию. | - Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему? | Учиться совместно с учителем и другими детьми определять степень успешности выполнения своей и чужой работы. | Р: умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий; умеет выработать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы К: умеет оценивать совместные действия и свой вклад в них. |
| Условия заданий | Вспомогательные указатели | Р: может оценить свои силы и возможности для выполнения задач; демонстрирует эмоциональную выдержанность в ситуации успеха (неуспеха); понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации; |
№1 | Если АВ|| СД, будет ли АВСД - являться параллелограммом? Ответы: а) да б)нет в) определить нельзя | На определение параллелограмма | П: уметь сравнивать объекты по существенным признакам Р: строить действие в соответствии с целью |
№2 | Определить верно ли утверждение: Если диагонали ромба равны, то он является квадратом? Ответ: а)нет б) да в) определить нельзя | На свойство ромба и квадрата |
№3 | Определить верно ли утверждение, если диагонали прямоугольника перпендикулярны, то он является квадратом Ответы: а) нет б) определить нельзя в) да | На свойство квадрата и прямоугольника |
№4 | Закончить высказывание, имеющее верный смысл: четырехугольник у которого две стороны параллельны, а две другие не равны, то данная фигура называется………. | И выполните рисунок и ответьте | П.: умеет из отдельных деталей сложить объект; Умеет найти в действиях причину и следствие Р: умеет описать желаемый результат |
№5 | Сторона параллелограмма равна 12 см. Высота, опущенная на эту сторону равна 2 дм. Найдите площадь параллелограмма. | Знание формулы площади параллелограмма | П.: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; |
№6 | Найти стороны прямоугольника, если его площадь равна 48 см2, а одна сторона в 3 раза больше другой.
Ответы: а) 8 и 2 б) 4 и 3 в) нет верного | На закрепление знания формулы прямоугольника, | П: умеет выделить и сформулировать проблему; умеет решать проблему нестандартным способом; |
№7 | Высота ромба, проведенная из вершины тупого угла, делит сторону ромба пополам. Найдите углы ромба. Ответы: а) 30 б)60 в)120 и 60 г)30 и 150 | На применение свойства ромба, равнобедренного треугольника, свойство углов при параллельных прямых | П: уметь из отдельных деталей сложить целостный объект |