Просмотр содержимого документа
««Построение точки по её координатам».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №9
«Построение точки по её координатам».
Учитель:
Филиппова В.Н.
2013-2014уч.г.
г. Сальск
Тема:«Построение точки по её координатам»
Цели урока:
овладение навыков построения точки по её координатам, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
отмечать на координатной плоскости точку по заданным координатам, создавать содержательную базу для изучения смежных дисциплин;
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых в повседневной жизни;
воспитывать умение доводить до конца начатую работу.
Тип урока: комбинированный.
Метод ведения урока: эвристическая беседа.
Оборудование:
монитор,
проектор,
фильм «Координатная плоскость»,
на координатной плоскости – изображение карты Ростовской области (г.Ростов-на-Дону – начало координат),
линейка, угольник, мел.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Проверка домашнего задания:
а) отчет дежурных о выполнении домашнего задания;
по образцу записи домашнего задания на доске, обучающиеся проверяют в тетради;
краткий опрос отвечающих у доски (вопросы задают одноклассники)
2.Фронтальный опрос:
по кадрам фильма «Координатная плоскость»;
по карте Ростовской области (г. Ростов-на-Дону – начало координат):
назовите координаты города Ростов-на-Дону;
назовите координаты столицы Донского казачества;
назовите координаты города, в котором мы живём;
назовите координаты города, который имеет Морской порт;
назовите координаты города, в районе которого – крупнейшая ГЭС нашей
области, богатейший запас пресной воды;
назовите координаты соседних с нами городов и районных центров;
назовите координаты районного центра, Родины великого писателя
М.А. Шолохова;
Изучение нового материала.
Вы меня убедили, что умеете определять положение точки на плоскости, правильно назвали координаты городов и районных центров.
Сегодня на уроке поставим обратную задачу: по заданным координатам будем строить точки на плоскости, например точку A (3;-4). (Далее учитель методом эвристической беседы показывает построение точки на плоскости, создавая на каждом этапе проблемную ситуацию).
Один из учеников повторяет алгоритм построения точки на координатной плоскости и строит точку B с координатой (-2;5).
А как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? (Учащиеся делают вывод, приводят примеры, где встречались с координатной плоскостью на практике, в жизни).
Учитель, обобщая ответы обучающихся, рассказывает о значении темы: «Координатная плоскость» в современном мире, например: разведка из космоса
оказывает помощь сельскому хозяйству - определяет координаты полей, где урожайность будет выше;
указывает координаты нахождения полезных ископаемых, по которым устанавливают буровые скважины.
Сейчас вся наша страна готовиться к празднику Великой Победы над фашистской Германией и, поэтому особенно хочется сказать о значении темы «Координатная плоскость» в военное время.
(Учитель читает отрывок из стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста»)
…Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорее давайте огня!-
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее ещё огня!
Учитель подводит итог о значении темы.
Закрепление изученного материала.
В честь праздника Дня Победы проведём конкурс:
лучший стрелок (мальчики);
лучший санинструктор (девочки).
2)Учащиеся (цепочкой) строят точки: C (-5; 2); В (-2; 5); E (4;-3); F (0; 4);
M (3; 0); N (5;-2); P (2;-5).
Учитель подводит итоги выполнения задания.
3) Самостоятельно. За единичный отрезок взять 1кл. тетради и нарисовать фигуру по заданным координатам точек:
4) Учащиеся в своих тетрадях получают изображение зайца.
Учитель первых трёх человек, которые справились с заданием, назначает космонавтами и сообщает, что на следующем уроке будем строить ракету по заданным координатам точек, на которой наши космонавты полетят в космос для определения новых координат.
5)Дополнительно. Для учащихся, которые самостоятельно и раньше справились с заданием, выполнить построение
6)Повторение. №1414 (№1-1вариант; №2-2 вариант). Два человека выполняют задания на обратной стороне доски.
7)Резерв. №1409
V. Домашнее задание. П.45, №1417, №1419, №1421(а); желающие могут придумать фигуру и нарисовать её по координатам точек.
VI. Итоги урока.
Фронтальный опрос:
Чему мы сегодня научились на уроке;
Необходима ли данная тема в жизни, в практической деятельности? Приведите примеры;
Где находятся все точки с абсциссой, равной 0;
Где находятся все точки с ординатой, равной 0;
Каким общим свойством обладают абсциссы всех точек, расположенных левее оси ординат;
В каких четвертях находятся точки, расположенные на отрицательной оси ординат;
Как найти абсциссу и ординату точки на координатной плоскости;
Как построить точку по её координатам.
2)Выставить оценки.
2. Методическая разработка урока. (Сорокина Т.Б. Донская реальная гимназия)
Тема урока: «Числовая последовательность».
Цель урока;
Создать условия для 1) успешной самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, модульным пособием; 2) самореализации при решении и составлении задач; 3) оценочных высказываний о значимости содержания и ходе урока, о достижениях своих и товарищей.
Сформировать: 1)понимание прикладного и математического смысла числовых последовательностей: 2)умение использовать индексное обозначение члена последовательности: 3) знать и уметь пользоваться способами задания последовательностей.
Оборудование: 1. Плакаты с опорным конспектом по разделу «Прогрессии» и алгоритмом работы в парах сменного состава; 2. Модульные пособия для индивидуальной работы каждого учащегося; 3. Планшетки с текстами проблемных задач.
Ход урока.
Создать эмоциональный настрой в связи с прекрасной весенней погодой, приближением лета и предстоящим летним отдыхом с интересными делами.
Спросить, кто собирается отдыхать у реки или у моря. Предупредить о рекомендации врачей в первый день начинать загорать с 5 минут, а каждый последующий последующий день увеличивать продолжительность пребывания на солнце на 5 минут.
Составить таблицу времени пребывания на солнце по дням:
1 день 2день 3 день 4 день …..
5 мин 10 мин 15 мин 20 мин….
Получаем последовательность чисел: 5, 10, 15, 20, …… А на какой день можно будет находиться на берегу в течение 2-х часов? Как вы думаете, какими способами это можно будет узнать?
Возможны высказывания учащихся:
продолжением последовательности по дням до тех пор, пока в нижней строке не получится 120 мин. Обсуждаем удобство такого способа.
Нахождением закономерной зависимости между номером дня и временем пребывания на солнце. Обсуждаем этот вариант
Предложить привести свои примеры, когда в жизни приходится использовать числовые последовательности в порядке их нумерации.
Предложить задачи на составление последовательностей для туристов, огородников, биологов, спортсменов, для тех, кто собирается летом подработать и вложить деньги в банк. Каждый выбирает себе задачу по интересам и составляет последовательность. Разрешается обсуждать решение в парах, в группе. Дать очень ограниченное время (например, не более 3 мин.), которого хватило бы для составления нескольких членов последовательности, но не давало возможности решить задачу полностью. Таким образом создается проблемная ситуация: какой способ дает быстрое решение?
Задачи, записанные на планшетках:
Турист, поднимаясь в гору, в первый час может достичь высоты до 800м. Но в каждый последующий час он может подняться на высоту на 25м меньшую, чем в предыдущий. За сколько часов он достигнет высоты 5700м ?
В первый день вашего приезда водоем вдоль берега, возле которого вы расположились, был затянут полосой водорослей шириной 0,5м. Но каждый день ширина полосы увеличивалась в два раза. Через сколько дней она станет шириной 100м и вам негде будет купаться?
Бегун за первую минуту бега пробежал 400м, а в каждую следующую на 5 мин. Меньше, чем в предыдущую. Какой путь он пробежал за час?
В огороде 30 грядок, каждая длиной 10м и шириной 2м. Поливая грядки, огородник приносит воду из колодца, расположенного в 10м от края огорода и обходит грядки по меже, причем воды, приносимой за один раз, достаточно для полива только одной грядки. Какой путь пройдет огородник, поливая весь огород?
Вкладчик внес в сбербанк на срочный вклад на 6 месяцев 2000 руб. Банк по срочному вкладу начисляет ежемесячно 5% от суммы вклада. Каково будет ежемесячное приращение вклада за 6 месяцев и сколько денег вы получите?
Обсудить:
Трудно ли было составить первые члены последовательности? А всей последовательности, соответствующей условию задачи? Легко ли найти сумму всех слагаемых?
Сформулируем проблемы, с которыми столкнулись при решении этих задач:
Нельзя ли и каким способом выразить любой член последовательности, зная несколько ее первых членов?
Можно ли, не складывая слагаемые почленно, сразу найти сумму всех заданных членов последовательности ?
Решением этих проблем и будем заниматься, изучая раздел математики «Прогрессии».
Изложить по опорному конспекту самое главное: понятие числовой последовательности, способы ее задания, понятие арифметической и геометрической прогрессии и показать, не называя, формулы свойств и суммы членов прогрессии. Ученики следят за изложением по плакату на доске и по опорным конспектам в своих модульных пособиях.
Самостоятельная проработка дозы материала по учебнику и выполнение заданий по указаниям программы в модульном пособии. Работа выполняется в индивидуальном темпе, Разрешается взаимопомощь и обсуждение в парах и группах учашихся, сидящих за впереди и сзади стоящими столами. Разрешается свободный самоконтроль по «решебнику» за «столом самоконтроля».
Оказывать индивидуальную помощь. Выявит типичные затруднения. С согласия детей или по их просьбе обсудить у доски решение задач, вызвавших затруднение.
Ученики, выполнившие задания классной работы, могут, по желанию, переходить к изучению материала следующего урока, руководствуясь программой модульного пособия, или выполнять задания проверочной работы. При этом они сами определяют для себя уровень и количество заданий, ориентируясь на заданные критерии (например, - обязательный уровень, - расширенный, -углубленный).
Домашнее задание специально не задается. Необходимость дополнительной проработки материала каждый определяет для себя сам. Для этого служат нормированные задания из «Проверочной работы» модульного пособия.
Подведение итогов урока. Учащиеся делают выводы о том, что ценного и полезного для себя узнали на уроке, продуктивно ли поработали, выделяют особенно активных и успешных. Оценивают, что понравилось на уроке, что не понравилось.
Напомнить, что к обобщающему уроку (последовательность уроков приведена в модульном пособии) желающие могут подготовить выступления с интересным дополнительным материалом по теме, с занимательными, проблемными и историческими задачами. Сценарии выступлений, их оформление дети разрабатывают и изготавливают по собственным проектам.
На последующих уроках продолжается самостоятельная проработка материала по модульным пособиям. Закрепление и взаимопроверка изученного материала каждого параграфа осуществляется по карточкам взаимообучения и взаимоконтроля в парах сменного состава. Индивидуальный самоконтроль по своему желанию ученик может осуществлять с помощью заданий «Проверочной работы».