kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых.

Цели: научить учащихся с помощью циркуля и линейки выполнять деление отрезка пополам; научить строить перпендикулярные прямые.

Оборудование: чертежные инструменты; интерактивная доска.

Учебная задача: научить делить отрезок пополам; научить строить перпендикулярные прямые.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Организационный момент: проверка домашнего задания.

Актуализация знаний (тест) (выдаются распечатки теста)

Тест:

1) Запишите определение окружности;

2) Диаметр окружности = это…

а) прямая, проходящая через центр окружности;

б)хорда, проходящая через центр окружности;

3) Центр окружности – это.

а)середина окружности;

б)точка, куда ставится ножка циркуля;

в)точка, равноудаленная от всех точек окружности;

4) Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности?

а)длина окружности;

б)радиус окружности;

в) половина диаметра окружности;

5) Какой треугольник называется равнобедренным? (записать определение)

6) Как называются стороны равнобедренного треугольника?

7) Перечислите свойства равнобедренного треугольника?

8) Какой треугольник называется равносторонним?

9) Что называют серединой отрезка?

10) С помощью циркуля и линейки постройте угол в  30 градусов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых. »

Геометрия, 7─9, Л.С. Атанасян

Тема урока: Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых.

Цели: научить учащихся с помощью циркуля и линейки выполнять деление отрезка пополам; научить строить перпендикулярные прямые.

Оборудование: чертежные инструменты; интерактивная доска.

Учебная задача: научить делить отрезок пополам; научить строить перпендикулярные прямые.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Организационный момент: проверка домашнего задания.

Актуализация знаний (тест) (выдаются распечатки теста)

Тест:

1) Запишите определение окружности;

2) Диаметр окружности = это…

а) прямая, проходящая через центр окружности;

б)хорда, проходящая через центр окружности;

3) Центр окружности – это..

а)середина окружности;

б)точка, куда ставится ножка циркуля;

в)точка, равноудаленная от всех точек окружности;

4) Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности?

а)длина окружности;

б)радиус окружности;

в) половина диаметра окружности;

5) Какой треугольник называется равнобедренным? (записать определение)

6) Как называются стороны равнобедренного треугольника?

7) Перечислите свойства равнобедренного треугольника?

8) Какой треугольник называется равносторонним?

9) Что называют серединой отрезка?

10) С помощью циркуля и линейки постройте угол в 30 градусов.

Мотивация: Искусство построения геометрических фигур при помощи циркуля и линейки было в высокой степени развито в Древней Греции. Одна из труднейших задач на построение, которую уже тогда умели выполнять, - построение окружности, касающейся трех данных окружностей. Эта задача называется задачей Аполлона - по имени греческого геометра Аполлония из Перги (ок. 200 г. до н.э.)

Однако древним геометрам никак не удавалось выполнить некоторые построения, используя лишь циркуль и линейку, а построения, выполненные с помощью других инструментов, не считались геометрическими. К числу таких задач относятся так называемые три знаменитые классические задачи древности: квадратура круга, трисекция угла и удвоение куба.

Эти три задачи привлекали внимание выдающихся математиков на протяжении столетий, и лишь в середине ХIХ века была доказана их неразрешимость, т.е. невозможность указанных построений лишь с помощью циркуля и линейки. Эти результаты были получены средствами не геометрии, а алгебры, что еще раз подчеркнуло единство математики.

Сегодня мы познакомимся с двумя новыми задачами на построение.

Итак, запишем тему урока: «Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых». (слайд 1)

II. Содержательная часть.

Одной из двух задач на построение нашего сегодняшнего урока является задача на построение середины данного отрезка. (слайд 2)

Давайте её разрешим:



Дано: Построить: середину отрезка АВ.

А

В







П

Р

остроение

1) пусть АВ─данный отрезок;

2) построим две окружности с центрами А и В; Они пересекаются в точках P и Q.

3) проведем прямую PQ;

4) точка О пересечения этой прямой с отрезком АВ и есть искомая середина отрезка АВ.



А

В

Q





О















Докажем это: соединим точки А, В, P, Q отрезками. ( по трем сторонам), поэтому . Следовательно, отрезок РО - биссектриса равнобедренного треугольника АРВ, а значит, и медиана, т.е точка О-середина отрезка АВ. (слайд 3)

Итак, мы с вами разрешили первую задачу.

Давайте перейдем к задаче номер 2 нашей темы

Задача: дана прямая и точка на ней. Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к данной прямой.(слайд 4)

Д

М

а

ано: Построить: прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к данной прямой.









Построение

М

а

1) дана прямая а и данная точка М принадлежит этой прямой;

2) на лучах прямой а, исходящих из точки М, отложим равные отрезки МА и МВ;

3) построим две окружности с центрами А и В радиуса АВ. Они пересекаются в двух точках: Р и Q.

4) проведем прямую через точку М и одну из этих точек, например прямую МР.

5) прямая МР – искомая прямая.



А

В

Р

Q



























Докажем, что прямая МРа: т.к медиана МР равнобедренного треугольника РАВ является также высотой, то МРа. (слайд 5)

Итак, мы с вами решили две задачи на построение, давайте закрепим это на решении следущей задачи..

Закрепление: (слайд 6)

Задача: Постройте прямоугольный треугольник по его катетам.



Д

а

ано: Построить: прямоуголный треугольник.



b







Построение

Учитель: Используя выше решенные задачи на построение, с чего мы можем начать?

Ученики: построить перпендикуляр к прямой

Учитель: правильно, только здесь мы будем строить перпендикуляр к лучу

Итак запишем:

1) чертим луч О;

2) строим перпендикуляр к лучу О

3) точку пересечения лучей обозначим точкой А;

4) отложим от точки А катет равный b, и место пересечения b и луча Обудет точка С.

5) отложим от точки А катет равный а вверх, поставим точку В.

6) соединим точки В и С, это гипотенуза;

7) треугольник АВС – искомый.

О

А

С

В





a



b











III. Рефлексивно─оценочная часть.

Учитель:В ходе урока мы решили две из основных задач на построение.

Чему мы научились?

Ученики: строить середину отрезка, строить перпендикулярные прямые.

Учитель: в ходе решения этих задач какие знания изученные ранее мы вспомнили и использовали?

Ученики:Мы вспомнили признаки равенства треугольников; использовали построения окружностей, отрезков, лучей.

Запишем задание на дом: № 154 и параграф 4 повторить пройденное и вновь изученное. Подготовиться к небольшой самостоятельной работе.(слайд 7)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Построение середины отрезка. Построение перпендикулярных прямых.

Автор: Лаптева Валентина Сергеевна

Дата: 07.03.2015

Номер свидетельства: 183191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Пути и способы осуществления дифференциации обучения при формировании обобщенного приема решения задач"
    ["seo_title"] => string(126) "puti-i-sposoby-osushchiestvlieniia-diffierientsiatsii-obuchieniia-pri-formirovanii-obobshchiennogho-priiema-rieshieniia-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "314650"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459751208"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Задачи на построение "
    ["seo_title"] => string(25) "zadachi-na-postroieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "112367"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408549406"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация к уроку геометрии на тему "Перпендикулярность прямой и плоскости"."
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-ghieomietrii-na-tiemu-pierpiendikuliarnost-priamoi-i-ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "251676"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447262671"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Презентация "Задачи на построение""
    ["seo_title"] => string(36) "priezientatsiiazadachinapostroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "282782"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453734010"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока в  7 класс "Медиана, высота, биссектриса треугольника" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-v-7-klass-miediana-vysota-bissiektrisa-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "165068"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422736655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства