kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Последовательности и прогрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен для учителей и учащихся для подготовки к ЕГЭ по математике. Даны задачи  с решениями на последовательности и прогрессии. Особый интерес для нас представляют последовательности, называемые арифметической и геометрической прогрессиями. Зная понятия последовательностей, формулы, учащиеся смогут решить данные задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Последовательности и прогрессии »

Последовательности и прогрессии

1. Най­ди­те все целые зна­че­ния  и  такие, что 

Ре­ше­ние.

За­ме­тим, что из усло­вия сле­ду­ет, что  Далее имеем:

1. Если  то каж­дое из сла­га­е­мых равно  и при  ра­вен­ство будет верно.

2. Если  левая часть урав­не­ния не пре­вос­хо­дит суммы ко­неч­ной гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии с пер­вым чле­ном  и зна­ме­на­те­лем  сумма ко­то­рой, в свою оче­редь, мень­ше суммы бес­ко­неч­но убы­ва­ю­щей про­грес­сии с тем же пер­вым чле­ном и тем же зна­ме­на­те­лем:

Таким об­ра­зом, в этом слу­чае урав­не­ние ре­ше­ний не имеет.

3. Если  то  от­ку­да по­лу­ча­ем:

 

Числа  и  на три на­це­ло не де­лят­ся, сле­до­ва­тель­но,  от­ку­да  и  По­след­нее урав­не­ние на­ту­раль­ных ре­ше­ний не имеет.

Ответ: 



2. Можно ли при­ве­сти при­мер пяти раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел, про­из­ве­де­ние ко­то­рых равно 1512 и

а) пять;

б) че­ты­ре;

в) три

из них об­ра­зу­ют гео­мет­ри­че­скую про­грес­сию?

Ре­ше­ние.

Слу­чай а). Пусть числа  где по усло­вию  — на­ту­раль­ное число,  — ис­ко­мые члены про­грес­сии. Их про­из­ве­де­ние равно  но урав­не­ние  не имеет на­ту­раль­ных ре­ше­ний. Итак, не­об­хо­ди­мой про­грес­сии из 5 чисел не су­ще­ству­ет.

Слу­чай б). Пусть про­грес­сия со­сто­ит из че­ты­рех чле­нов  а пятое на­ту­раль­ное число равно  По­сколь­ку  имеем:  что не­воз­мож­но для на­ту­раль­ных  и  по­сколь­ку раз­ло­же­ние числа 1512 не со­дер­жит чет­вер­тых сте­пе­ней про­стых со­мно­жи­те­лей от­лич­ных от 1. За­ме­тим од­на­ко, что зна­ме­на­тель про­грес­сии  может не быть на­ту­раль­ным чис­лом и ис­сле­ду­ем этот слу­чай. Пусть  — не­со­кра­ти­мая дробь,  Тогда  что не­воз­мож­но, так как раз­ло­же­ние числа 1512 не со­дер­жит ше­стых сте­пе­ней про­стых со­мно­жи­те­лей от­лич­ных от 1.

Слу­чай в). Пусть про­грес­сия со­сто­ит из трех чле­нов  а чет­вер­тое и пятое на­ту­раль­ные числа равны  и Тогда  По­ло­жим в этом ра­вен­стве  Далее, по­ла­гая  по­лу­чим один из тре­бу­е­мых на­бо­ров чисел: 3, 6, 12, 7, 1.

Ответ: а) нет; б) нет; в) да.



3. Каж­дое из чисел a1a2, …, a350 равно 1, 2, 3 или 4. Обо­зна­чим

 

S1 = a1+a2+...+a350,

S2 = a12+a22+...+a3502,

S3 = a13+a23+...+a3503,

S4 = a14+a24+...+a3504.

 

Из­вест­но, что S1 = 513.

 

а) Най­ди­те S4, если еще из­вест­но, что S2 = 1097, S3 = 3243.

б) Может ли S4 = 4547 ?

в) Пусть S4 = 4745. Най­ди­те все зна­че­ния, ко­то­рые может при­ни­мать S2.

Ре­ше­ние.

Пусть ко­ли­че­ства еди­ниц, двоек, троек и четвёрок среди  … равны  со­от­вет­ствен­но. Тогда  и 

 

а) По усло­вию

 

 где 

 

Решая си­сте­му четырёх ли­ней­ных урав­не­ний с че­тырь­мя не­из­вест­ны­ми, на­хо­дим:  Зна­чит,

 

 

б) Если  где  то  В по­след­нем ра­вен­стве левая часть крат­на 5, а пра­вая  — нет, по­это­му  не может быть рав­ным 4547.

 

в) Если  где  то  Кроме того, по­сколь­ку  по­лу­ча­ем:

 

 

Вы­чтем из пер­во­го по­лу­чен­но­го ра­вен­ства вто­рое:  Зна­чит,  де­лит­ся на 5 и может рав­нять­ся толь­ко 0 или 5. При  по­лу­ча­ем:

 

 

При  по­лу­ча­ем:

 

 

Ответ: а) 11285; б) нет; в) 905 или 917.



4. Каж­дое из чисел a1a2, …, a450 равно 1, 2, 3 или 4. Обо­зна­чим

S1 = a1+a2+...+a450,

S2 = a12+a22+...+a4502,

S3 = a13+a23+...+a4503,

S4 = a14+a24+...+a4504.

Из­вест­но, что S1 = 739.

а) Най­ди­те S4, если еще из­вест­но, что S2 = 1779, S3 = 5611.

б) Может ли S4 = 6547 ?

в) Пусть S4 = 6435. Най­ди­те все зна­че­ния, ко­то­рые может при­ни­мать S2.

Ре­ше­ние.

Пусть ко­ли­че­ства еди­ниц, двоек, троек и чет­ве­рок среди  равны  со­от­вет­ствен­но. Тогда  и 

а) По усло­вию

 

 

 где 

 

Решая си­сте­му из че­ты­рех урав­не­ний с че­тырь­мя не­из­вест­ны­ми, на­хо­дим:

 

 Зна­чит, 

 

б) Если  где , то

 

 

В по­след­нем ра­вен­стве левая часть крат­на 5, а пра­вая - нет, по­это­му  не может быть рав­ным 6547.

в) Если  где  то

 

 

Кроме того, по­сколь­ку  по­лу­ча­ем:

 

 

 

Вы­чтем из пер­во­го по­лу­чен­но­го не­ра­вен­ства вто­рое :   Зна­чит,  де­лит­ся на 5 и может рав­нять­ся толь­ко 0 или 5.

При  по­лу­ча­ем:

 

 

При  по­лу­ча­ем:

 

 

 

 

Ответ: a) 19995; б) нет; в) 1371 или 1383.



5. Даны n раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел, со­став­ля­ю­щих ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию 

 

а) Может ли сумма всех дан­ных чисел быть рав­ной 10?

б) Ка­ко­во наи­боль­шее зна­че­ние n, если сумма всех дан­ных чисел мень­ше 1000?

в) Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния n, если сумма всех дан­ных чисел равна 129.

Ре­ше­ние.

Без огра­ни­че­ния общ­но­сти можно счи­тать, что числа со­став­ля­ют воз­рас­та­ю­щую ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию. Обо­зна­чим  — пер­вый член этой про­грес­сии, a  её раз­ность. Тогда сумма её чле­нов равна 

 

а) Да, может. Числа 1, 2, 3, 4 со­став­ля­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, а их сумма равна 10.

 

б) Для суммы чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии верно нера­вен­ство

 

Зна­чит,  от­ку­да на­хо­дим  Сумма ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии 1, 2, …, 44 равна 990

 

в )Для суммы чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии верно:

 

 

Таким об­ра­зом, число  яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа 258. Если  то  сле­до­ва­тель­но,  По­сколь­ку  по­лу­ча­ем, что  или  Про­грес­сии из 3 и 6 чле­нов с сум­мой 129 су­ще­ству­ют: на­при­мер, 42, 43, 44 и 19, 20, 21, 22, 23, 24.

 

Ответ: а) да; б) 44; в) 3; 6.



6. Даны n раз­лич­ных на­ту­раль­ных чисел, со­став­ля­ю­щих ариф­ме­ти­че­скую

про­грес­сию 

а) Может ли сумма всех дан­ных чисел быть рав­ной 14?

б) Ка­ко­во наи­боль­шее зна­че­ние n , если сумма всех дан­ных чисел мень­ше 900?

в) Най­ди­те все воз­мож­ные зна­че­ния n , если сумма всех дан­ных чисел равна 123.

Ре­ше­ние.

Без огра­ни­че­ния общ­но­сти можно счи­тать, что числа со­став­ля­ют воз­рас­та­ю­щую ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию. Обо­зна­чим a - пер­вый член этой про­грес­сии, а d - ее раз­ность. тогда сумма ее чле­нов равна 

 

a) Да, может. Числа 2,3,4,5 со­став­ля­ют ариф­ме­ти­че­скую про­грес­сию, а их сумма равна 14.

б) Для суммы чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии верно ра­вен­ство , тогда  от­ку­да на­хо­дим 

Сумма чле­нов про­грес­сии 1, 2, 3,...41 равна 861. Зна­чит .

в) Для суммы чле­нов ариф­ме­ти­че­ской про­грес­сии верно: 

 таким об­ра­зом, число n яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа . Если  то  сле­до­ва­тель­но,  По­сколь­ку  по­лу­ча­ем,  или .

 

Про­грес­сии из 3 и 6 чле­нов с сум­мой 123 су­ще­ству­ют: на­при­мер, 40, 41, 42 и 18, 19, 20, 21, 22, 23.

 

Ответ: a) да; б) 41; в) 3; 6.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Последовательности и прогрессии

Автор: Хакимзянова Нурания Идерисовна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Алгебра 9 класс. "Геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(51) "alghiebra-9-klass-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "253810"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447669701"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Геометрические прогрессии."
    ["seo_title"] => string(32) "gieomietrichieskiie_proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "434552"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1508943573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация к уроку "Арифметическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-arifmietichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "312002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459271929"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-proghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "142284"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418246186"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему "Определение арифметической и геометрической прогрессий"" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-opriedielieniie-arifmietichieskoi-i-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "163974"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства