Просмотр содержимого документа
«Понятие величины и её измерения»
Конспект урока «Понятие величины и её измерения»
(Дисциплина Математика ЕН.00 Математический и общий естественно – научный цикл)
Подготовила преподаватель Колоколенкова И.И.
Сопровождается компьютерной презентацией
«Существует лишь то, что можно измерить» М. Планк
Цель:
Образовательные
дать понятие величины, её измерения;
познакомить со свойствами наиболее часто встречающихся величин;
повторить единицы измерения величин.
Развивающие
способствовать формированию ключевых компетенций, а также активизации творческой деятельности учащихся;
Воспитательные
воспитывать стремление к приобретению новых знаний,
содействовать воспитанию интереса к математике, умению четко организовывать работу.
Оборудование:
Проектор, компьютер, экран, тетради, доска, мел
План урока
Организационный момент
Практическая работа.
Объяснение новой темы
Физкультминутка
Решение задач
Рефлексия
Домашнее задание. Подготовьте 3 задачи с использованием старинных русских мер и оформите их различными рисунками.
Ход урока
Организационный момент.
Практическая работа.
"Наука начинается с тех пор,
как начинают измерять:
точная наука немыслима без меры".
Д.И. Менделеев
Хорошо бы каждому из нас обзавестись таким «живым метром», чтобы в случае нужды пользоваться им для измерения.
Давайте измерим себя.
Для обмеривания мелких расстояний следует помнить длину своей «четверти», т.е. расстояния между концами расставленных большого пальца и мизинца.
Далее полезно знать длину своего указательного пальца: от основания среднего пальца и от основания большого.
Должно быть, известно вам наибольшее расстояние между концами указательного и среднего пальцев.
Надо, наконец, знать и ширину своих пальцев.
Деятельная цель – формулируют студенты.
Объяснение новой темы
Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений.
Свойства величин:
1. Любые две величины одного рода сравнимы: они либо равны, либо одна меньше другой.
2. Величины одного рода можно складывать, в результате получают величину того же рода.
3. Величину умножают на действительное число.
4. Величины одного рода вычитают.
5. Величины одного рода делят.
Длина отрезка – это положительная величина, определённая для каждого отрезка так, что:
1) равные отрезки имеют равные длины;
2) если отрезок состоит из конечного числа отрезков, то его длина равна сумме длин этих отрезков.
Площадью фигуры называется неотрицательная величина, определённая для каждой фигуры так, что:
1) равные фигуры имеют равные площади;
2) если фигура составлена из конечного числа фигур, то её площадь равна сумме их площадей.
Масса это такая положительная величина, которая обладает свойствами: 1) масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах; 2) масса складывается, когда тела соединяются вместе: масса нескольких тел, вместе взятых, равна сумме их масс.
Промежутки времени. Время – это то, что отделяет одно событие от другого.
Единицы измерения
Человек столкнулся с необходимостью измерений в древности, на раннем этапе своего развития – в практической жизни, когда потребовалось измерять расстояния, площади, объемы, веса, и, разумеется, время.
Измерение – это сравнение какой-либо величины с однородной величиной, принимаемой за единицу меры.
Познавательный момент
200 лет назад в различных странах, в том числе и России, применялись различные системы единиц для измерения длины, массы и других величин. Соотношение между мерами были сложны, существовали разные определения для единиц измерения. Например, и до сих пор в Великобритании существуют две различные «тонны» - в 2000 и в 2940 фунтов, более 50 различных «бушелей» и т. п. Это затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системой мер, удобной для всех стран, с простыми соотношениями между единицами. Такая система – её называли матричной системой мер – была разработана во Франции. Основную единицу длины 1 метр (от греческого слова «метрон» - мера) определили как сорокамиллионную долю окружности Земли, основную единицу массы 1 кг – как массы 1 дм3 чистой воды. Остальные единицы определялись через эти две, соотношения между единицами одной величины равнялись 10, 100, 1000 и т. д.
Основные единицы системы СИ
Метр – это длина пути, проходимого в вакууме светом за 1/299 792 458 долю секунды. Это определение было принято в октябре 1983.
Килограмм равен массе международного прототипа килограмма.
Секунда – продолжительность 9 192 631 770 периодов колебаний излучения, соответствующего переходам между двумя уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия-133.
Кельвин равен 1/273,16 части термодинамической температуры тройной точки воды.
Моль равен количеству вещества, в составе которого содержится столько же структурных элементов, сколько атомов в изотопе углерода-12 массой 0,012 кг.
Радиан – плоский угол между двумя радиусами окружности, длина дуги между которыми равна радиусу.
Стерадиан равен телесному углу с вершиной в центре сферы, вырезающему на ее поверхности площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы.
Физкультминутка
(повороты вокруг своей оси) Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок ─ Получается снежок.
Решение заданий
1)Сравните величины:
5т 8ц * 5т 80кг 40км 100м * 41000м
7ц 93кг * 7093кг 5сут * 125 ч
36м 3дм * 3560см 105 мин * 1ч45мин
2) Решите (по вариантам)
-В 2011 году с каждого гектара было собрано 30 ц зерновых. Всего под посев было отведено 639 367 гектаров земли. Сколько всего центнеров зерновых культур было собрано?
-В 2012 году с каждого гектара было собрано по 40 ц зерновых культур. Всего под посев было отведено 816 960 гектаров. Сколько всего центнеров зерновых культур было собрано?
Познавательный момент
В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров применялся золотник (около 4 г). В торговле использовались фунт (1 фунт = 96 золотниками), пуд (1 пуд = 40 фунтами), берковец (1 берковец = 10 пудам).
Во многих западных странах использовалась единица площади акр. Акр примерно равен 4047 м2. Сравните 1 акр и 1 га.
4) На Руси в старину использовались в качестве единиц измерения объёма ведро (около 12 л), штор (десятичная часть ведра). В США, Англии и других странах используются баррель (около 159 л), галлон (около 4 л), бушель (около 36 л), пинта (от 470 до 568 кубических сантиметров). Сравните это единицы. Какие из них больше 1 м3?
5) Игра «Задания Незнайки»
1.Незнайка сочинял стихи о своих друзьях
5 минут и 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой?
2. Какой век закончился 31 декабря 1900 года? - Какой век закончился 31 декабря 2000 года? - Какой век начался 1 января 2001 года?
3. Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц сентябрь, 2 недели и 3 дня. Через сколько дней терпение кота лопнуло?
4.Винни–Пух был приглашён в гости к ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа , прихватив с собой горшочек мёда. До домика Пятачка он добирался 15 минут, 1/6 часа уплетал вкуснейший обед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, ещё 12 минут советовался с мудрой Совой и 10 минут брёл с друзьями к жилищу Ослика.
Не опоздали ли герои на праздничный обед?
Назовите единицы измерения, встречающиеся в следующих произведениях. Единицами измерения каких величин они являются?
Он, правда, в туз из пистолета Пушкин
В пяти саженях попадал.
Умом Россию не понять, Тютчев
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Кого ж любить?
Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин? Пушкин
Семь верст до небес и все лесом.
Семь пядей во лбу.
От горшка – три вершка.
Семь футов под килем
7) Соотнесите
Масса Га
Длина фунт
Время фут
Площадь месяц
6.Рефлексия
Закончите предложение
На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
"На этом занятии меня порадовало…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После занятия мне захотелось…";
"Сегодня мне удалось…";и т.п
Анкета
На занятии я работал
Активно / пассивно
Своей работой я
Доволен/ не доволен
На занятии
Я устала/ не устала
Материал урока мне был
Понятен/ не понятен
Полезен / не полезен
Настроение и эмоциональное состояние.
У вас на столах лежат «солнышки». Дорисуйте лучики к «солнышку», которое соответствует вашему настроению.
Домашнее задание. Подготовьте 3 задачи с использованием старинных русских мер и оформите их различными рисунками.
До свидания. Мне было очень приятно с вами работать.