Цель: Закреплять понятия «большой» — «маленький»; учить детей сравнивать несколько предметов по величине способами приложения, наложения; определять эти признаки предметов словами: «большие» —«маленькие», «больше» — «меньше», «самый большой» — «самый маленький»; формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
Оборудование: Демонстрационный материал. Натуральные овощи. Раздаточный материал. Картинки с изображением овощей разного размера (по 3 огурца, морковки и помидора).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дефектолог раздает детям картинки с изображением овощей: по 3 огурца, морковки и помидора разного размера.
2. «Покажи по инструкции»
Покажите самый большой огурец, самый маленький помидор, помидор большего размера, самый большой помидор, самый маленький огурец, самую большую морковку, морковку поменьше, самую маленькую морковку.
Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По какому признаку можно разложить эти овощи на три группы? (По виду овощей: огурцы, помидоры, морковь.)
По какому другому признаку можно разложить эти овощи в три группы? (По размеру.)
3. «Самый большой — поменьше — самый маленький»
Дети должны разложить картинки в 3 группы по размеру; один ребенок выполняет задание на доске, остальные дети работают на местах.
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в первой группе самого большого размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в третьей группе самого маленького размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) во второй группе большого (меньшего) размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
4. «Определи размер на ощупь»
У каждого ребенка в мешочке лежат 3 любых овоща разного размера. Дети должны найти на ощупь и достать самый маленький овощ, овощ побольше, самый большой.
5. Физкультминутка
Имитация движений: выдергивание репки (маленькой, побольше, самой большой). Дети должны показать разные усилия по выдергиванию репки.
6. «Разложи» Работа с раздаточным материалом
Перед каждым ребенком набор картинок с изображением одинаковых овощей разного размера. Ребенок должен разложить картинки в определенном порядке: от самого большого (маленького) до самого маленького (большого) овоща. Количество картинок зависит от возможностей детей (от 3 до 5).
7. «Что изменилось?»
На доске демонстрируется 3 помидора: самый маленький, самый большой, средний.
Дети закрывают глаза. Дефектолог меняет местами самый большой и самый маленький помидоры. Дети должны восстановить ряд.
Просмотр содержимого документа
«Понятия «большой» — «маленький» »
Конспект организованной образовательной деятельности по разделу: развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности» «Понятия «большой» — «маленький»
Цель: Закреплять понятия «большой» — «маленький»; учить детей сравнивать несколько предметов по величине способами приложения, наложения; определять эти признаки предметов словами: «большие» —«маленькие», «больше» — «меньше», «самый большой» — «самый маленький»; формировать умение группировать предметы по указанным признакам.
Оборудование: Демонстрационный материал.Натуральные овощи. Раздаточный материал.Картинки с изображением овощей разного размера (по 3 огурца, морковки и помидора).
Ход занятия
1. Организационный момент
Дефектолог раздает детям картинки с изображением овощей: по 3 огурца, морковки и помидора разного размера.
2. «Покажи по инструкции»
Покажите самый большой огурец, самый маленький помидор, помидор большего размера, самый большой помидор, самый маленький огурец, самую большую морковку, морковку поменьше, самую маленькую морковку.
Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По какому признаку можно разложить эти овощи на три группы? (По виду овощей: огурцы, помидоры, морковь.)
По какому другому признаку можно разложить эти овощи в три группы? (По размеру.)
3. «Самый большой — поменьше — самый маленький»
Дети должны разложить картинки в 3 группы по размеру; один ребенок выполняет задание на доске, остальные дети работают на местах.
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в первой группе самого большого размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) в третьей группе самого маленького размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
Как доказать, что огурец (морковка, помидор) во второй группе большого (меньшего) размера? (Нужно наложить (приложить) на этот огурец (морковку, помидор) поочередно два других огурца (две морковки, два помидора).)
4. «Определи размер на ощупь»
У каждого ребенка в мешочке лежат 3 любых овоща разного размера. Дети должны найти на ощупь и достать самый маленький овощ, овощ побольше, самый большой.
5. Физкультминутка
Имитация движений: выдергивание репки (маленькой, побольше, самой большой). Дети должны показать разные усилия по выдергиванию репки.
6. «Разложи» Работа с раздаточным материалом
Перед каждым ребенком набор картинок с изображением одинаковых овощей разного размера. Ребенок должен разложить картинки в определенном порядке: от самого большого (маленького) до самого маленького (большого) овоща. Количество картинок зависит от возможностей детей (от 3 до 5).
7. «Что изменилось?»
На доске демонстрируется 3 помидора: самый маленький, самый большой, средний.
Дети закрывают глаза. Дефектолог меняет местами самый большой и самый маленький помидоры. Дети должны восстановить ряд.