урок математики на тему " Сравнение объемов фигур."
Урок математики на тему " Сравнение объемов фигур."
Цели: Дать представления о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
Результаты: Дали представления о площади фигур, познакомили с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
Ключевые идеи: результат сравнения площадей не зависит от выбора единицы измерения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок математики на тему " Сравнение объемов фигур." »
Предмет: Математика
Дата: 23 января
Тема: Сравнение объемов фигур.
Ссылки: среднесрочный план, учебник математики 3 класс, руководство
для учителя.
Цели: Дать представления о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
Результаты: Дали представления о площади фигур, познакомили с различными способами сравнения площадей фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
Ключевые идеи: результат сравнения площадей не зависит от выбора единицы измерения.
Ресурсы: карточки, геом.фигуры, тетрадь, учебник.
Ход урока
№
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Орг.момент
2
Здравствуйте ребята!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2
Сообщение темы и целей урока.
3
- Возьми-ка ручку,
Открой чистый лист,
Дату записывай, не ленись!
- Сегодня на уроке мы будем изучать площадь фигур, научимся разными способами сравнивать площади разных фигур.
Ответы учеников
Оформление тетрадей
Минутка красивого письма
256
3
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
7
- Решите круговые примеры в тетради. Письмо цифр 7 8 9 15 24 28 30 36 40 45.
3.Устный счёт.
Проверка таблиц умножения и деления.
2.Работа с маркерными досками. Арифметический диктант.
А) Произведение 32, множитель 4. Чему равен другой множитель? (8)
б) Какое число надо разделить на 4, чтобы получилось 7? (28)
в) На сколько надо разделить 40, чтобы получить 8? (на5)
г) Какое число надо уменьшить в 5 раз, чтобы получить 7? (35)
Работа в парах
4
Физминутка
2
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения.
5
Работа над новой темой
10
1.Работа с геометрическим материалом.
1 задание.
- На доске размещены 7 геометрических фигур, они пронумерованы. Давайте вспомним их названия.
- Под каким номером вы встретили квадрат? Что вам известно о квадрате?
- Назовите прямоугольник. Что вы можете сказать об этой фигуре?
- Какие ещё фигуры здесь вы видите? (Трапеция.) Что вы можете сказать об этой фигуре? (Это четырёхугольник.)
- Какие ещё четырёхугольники вы знаете? (Ромб.)
2 задание.
-Возьмём два квадрата с разными длинами сторон и сравним эти квадраты. Как можно сравнить их?( На глаз или путём наложения друг на друга.)
Возьмите два круга одного радиуса и сравните их. Как можно сравнить? (Наложить друг на друга.)
-Фигуры совпадают. Значит, их площади одинаковы, т.е. равные.
3 задание.
- Сравните круг и треугольник. Как это можно сделать? (Нужно треугольник полностью расположить в круг, т.е. сравнить эти фигуры путём наложения одну на другую.)
- Что можно сказать о площади треугольника? (Она меньше площади круга, т.к. треугольник целиком поместился внутри круга.)
4 задание.
- Возьмём квадрат и прямоугольник. Давайте их сравним.
- Можно ли на глаз определить, площадь какой фигуры больше? (Нет, т.к. ни одна из фигур полностью не помещается внутри другой?
- Как же быть в этом случае?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо начертить в тетради эти фигуры: квадрат со стороной 4 см и прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
Затем дети могут сами посчитать, сколько клеточек тетрадного листа поместилось в каждой из начерченных фигур. При этом учитель обращает внимание детей на то, что, проделав такую работу, они как бы разделили каждую из начерченных фигур на одинаковые фигуры – клетки тетради и, приняв клетку тетради за единицу площади, выразили площадь каждой фигуры в этих единицах. Большую площадь будет иметь та фигура, которая содержит большее по сравнению с другой фигурой число единиц измерения, в данном случае клеток тетради.
Квадрат содержит 64 клетки, а прямоугольник 60 таких же клеток, следовательно, площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Но площадь фигур можно измерить и другими мерками, например, разбив эти фигуры на одинаковые треугольники или большие квадраты.
- Давайте разобьём эти фигуры на большие квадраты со стороной 1 см и посчитаем, сколько таких квадратов содержится в фигурах.
- В квадрате - 16 больших квадратиков, в прямоугольнике – 15. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.
- А ещё это означает, что результат сравнения площадей не зависит от выбора единицы измерения.
Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.
6
Повторение изученного материала.
15
Работа по учебнику
Работа у доски, в тетрадях.
7
8
9
Итог:
Рефлексия
Дом.задание
3
1
2
-
- Чему мы научились на уроке?(Мы узнали новую величину – площадь. Сравнивали площади фигур, накладывая одну на другую, разбивая предложенные фигуры на квадраты, подсчитывая количество квадратов в каждой фигуре и сравнивали их.)
Тема: Задачи на нахождение, во сколько раз одно число больше или меньше другого.
Ссылки: среднесрочный план, учебник математики 3 класс, руководство
для учителя.
Цели: раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления
Результаты: раскрыли смысл кратного сравнения, закрепили таблицы умножения и деления
Ключевые идеи: - чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.
Ресурсы: карточки, стикеры, тетрадь, учебник.
Ход урока
№
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1
Орг.момент
2
Здравствуйте ребята!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
7
Таблица умножения (опрос)
Устный счет:
Решите задачу.
Братец Кролик поймал 8 рыбок, а Братец Лис 2. На сколько больше рыбок поймал Братец Кролик, чем Лис?
- Кто поймал больше? (Братец Кролик)
- Кто меньше? (Братец Лис)
- А как узнать, на сколько рыбок больше поймал Братец Кролик, чем Лис? (8-2)
- Сколько у вас получилось? (6)
- Каким действием выполняли решение? (вычитанием.)
- Почему? Какое правило помогло решить эту задачу? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее).
- Ребята, таким образом, что мы ужезнаем? (как сравнивать два числа)
Что мы уже умеем? (находить на сколько одно число больше или меньше другого)
- Перед вами еще одна задача. Прочитайте ее. Братец Кролик поймал 8 рыбок, а Братец Лис 2. Во сколько раз больше поймал Братец Кролик, чем Лис?
- Скажите, похожа эта задача на предыдущую? (Да)
-Чем похожа? (Условием, данными)
-А чем отличается? (Вопросами)
А сможем мы воспользоваться предыдущим правилом для решения задачи? (Нет)
-Почему? Что вызвало затруднение? (Мы не знаем способ действия для вопроса: «Во сколько раз?»
Ответы учеников
Оформление тетрадей
Минутка красивого письма
420
420=4сот.2дес.
420=400+20
Дети сравнивают две задачи
приходят к выводу, что не воспользоваться предыдущим
правилом для решения данной задачи, т.к. не знают способ действия для вопроса «Во сколько раз»
4
Работа над новым материалом
15
- Как вы думаете, что предстоит узнать?
(Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием?)
- Ребята, чему будем учиться? (будем учитьсясравнивать во сколько раз больше или меньше)
- Ребята, общепринятое название в математике этого способа сравнения – кратное сравнение (понятие на доску)
-А какие поставим перед собой задачи на урок?
Научиться новому способу сравнения;
-узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?»
Работа в тетрадях
5
Физминутка
2
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения.
6
Проверка усвоенного материала
15
Работа по учебнику.
Карточки
1) На четной стороне улицы 21 дом, а на нечетной-7 домов. Во сколько раз больше домов на четной стороне улицы, чем на нечетной? 2) Знайка решил 15 примеров, а Незнайка 3 примера. Во сколько раз меньше решил примеров Незнайка, чем Знайка? Найти произведение чисел 5 и 6. Увеличить 8 в 3 раза. Увеличить 8 на 3. Найти частное чисел 45 и 9. Уменьшить 18 в 6 раз. Уменьшить 18 на 6. Какое число больше 9 в 2 раза. Какое число меньше 36 в 4 раза. Первый множитель 1, второй множитель 8. Найти произведение.
(Решение записывают в тетрадь.)
Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.
Индивидуальная работа.
7
Итог
Рефлексия
Дом.задание
1
2
1
- Какая была тема урока? (Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?) (слайд 7)
- Чему научились? (сравнивать во сколько раз больше или меньше)
- Что изучили? (решение задач на кратное сравнение «во сколько раз»)
-Какие задачи перед собой ставили?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
Показ большого пальца вверх или вниз.
Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке
-научились новому способу сравнения;
-узнали способ действия для вопроса «Во сколько раз?»
Записывают д\з
стр.152-154
Предмет: Математика
Дата: 21 января
Тема: Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.
Ссылки: среднесрочный план, учебник математики 3 класс, руководство
для учителя.
Цели: овладение приёмами письменных вычислений умножения чисел, запись которых оканчивается нулями; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
Результаты: овладели приёмами письменных вычислений умножения чисел, запись которых оканчивается нулями; воспитали чувства коллективизма, взаимопомощи.
Ключевые идеи: Если число умножаем на десятки, то нужно число умножить на количество десятков и в произведении приписать один нуль. Если число умножаем на сотни, то нужно число умножить на количество сотен и приписать в произведении к результату два нуля.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
- Вы знаете, кто первым полетел в космос?
- В каком году это было?
-Полёт первого в мире космонавта продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут?
- Как вы думаете, каким должен быть человек, который решил стать космонавтом?
- Нужны ли космонавту математические знания? Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
- Кто из вас мечтает полететь в космос? (Ответы детей)
Тогда я предлагаю этот урок посвятить тренировке к будущему предстоящему вашему космическому путешествию.
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
(День Космонавтики)
(Ю.А.Гагарин)
(12 апреля 1961г.)
(1ч. 48 мин.)
(Умным, сильным, ловким, мужественным и знающим)
(Ответы детей)
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
10
1.Затруднения по дом.заданию.
2.Таблица умножения (опрос)
3. Устный счёт:
Назовите чётные числа от 30 до 50.
В сумме 7 слагаемых. Каждое слагаемое равно 3. Чему равна сумма? (21)
«Блиц-турнир»
а) Если на каждую рубашку для космонавта идёт по 3 м полотна, то из куска полотна выйдет 9 рубашек. Сколько метров полотна было в куске?
б) На 2 костюма для космонавтов идёт 8 м прочной материи. Сколько метров материи надо на 1 костюм?
в) Космический нож стоит 200 рублей. Сколько заплатили за 3 таких ножа?
Ответы учеников
Оформление тетрадей
Минутка красивого письма
960
960=9сот.6дес.
960=900+60
Решение: 3 • 9 = 27 (м)
Решение: 8 : 2 = 4 (м)
Решение: 200 • 3 = 600 (р.)
Индивидуальная работа(во время устного счета)
Карточка № 1 №2 №3
4
Работа над новым материалом
10
Работа над новым материалом
Назовите наименьшее двузначное число. Дайте полную характеристику этому числу (на доске образец записи 10). Назовите наименьшее трехзначное число. Дайте полную характеристику этому числу (на доске образец записи 100).
Назовите эти математические знаки
*, :
Сформулируйте тему урока
Стр-158-159
20*30
Решение:20*30=6дес.=600
900:300
Решение:900:300=3
Ответы учеников
(объяснение детей)
Работа в тетрадях
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.
5
Физминутка
2
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения.
6
Проверка усвоенного материала
15
Работа по учебнику
Карточка-опора Чтобы число умножить на 10 …
Чтобы число умножить на 100 …
Чтобы число разделить на 10 …
Чтобы число разделить на 100 …
Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.
7
Рефлексия
Дом.задание
1
2
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
Показ большого пальца вверх или вниз.
Записывают д\з
стр.158-159
Предмет: Математика
Дата: 20 января
Тема: Переместительное и сочетательное свойства умножения натуральных чисел.
Ссылки: среднесрочный план, учебник математики 3 класс, руководство
для учителя.
Цели: закреплять понятие, что умножение, есть сумма одинаковых слагаемых;
закреплять знание компонентов и результата действия умножения;
закреплять навыки устных и письменных вычислений; познакомить с переместительным свойством умножения и учить применять его при вычислениях.
Результаты: закрепили понятие, что умножение, есть сумма одинаковых слагаемых; закрепили знание компонентов и результата действия умножения;
закрепили навыки устных и письменных вычислений; познакомились с переместительным свойством умножения и учить применять его при вычислениях.
Ключевые идеи: От перестановки множителей произведение не изменяется: а*ь=ь*а.
- Урок математики мне сегодня хочется начать словами великого ученого
“А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. М.В.Ломоносов
- Да, ребята, математика дисциплинирует ум, развивает смекалку, память, силу воли.
Здравствуйте ребята! Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
7
Проверка дом.задания
Таблица умножения (опрос)
Устный счет:
4*4*2
6*3*1
Какое свойство мы использовали? (сочетательное свойство умножения) Произведение не зависит от порядка действий.
a*(b*c)=(a*b)*c
1) Математический диктант:
1. В вагоне 10 купе, по 4 места в каждом. Сколько всего мест в вагоне?
2. На полке в библиотеке 64 книги со сказками, а о приключениях на 8
2) Сложение и вычитание трёхзначных чисел:
354+128=428
725-286=439
3) Вычислите удобным способом:
10+20+30+40+50+60+70+80+90=100+100+100+100+50=450
Какое свойство сложения мы использовали?
Решение задач
1. На уроке 5 учеников получили по 3 звездочки. Сколько всего звездочек раздал учитель?
2. На уроке 3 ученика получили по 5 звездочек. Сколько всего звездочек раздал учитель?
Сравните решения и сделайте вывод.
Как называются числа при умножении?
Ответы учеников
Оформление тетрадей
Минутка красивого письма
503
503=5сот.3ед.
503=500+3
Ответы учеников
3*5=15звёздочек
5*3=15звёздочек
Вывод:Переместительное свойство умножения
4
Работа над новым материалом
22
Работа по учебнику
Стр 156-158
a*b=b*a
Записываем в тетрадь тему урока
Ответы учеников
Работа в тетрадях
5
Физминутка
2
Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание, координация движения.
6
Проверка усвоенного материала
7
Тест (работа в парах)
(проверка)
Развитие умения рассуждать, анализировать, делать вывод.
7
Итог
Рефлексия
Дом.задание
2
1
2
Повторить свойство умножения
Какие словарные слова встречались на уроке сегодня?