«Понятие о площади. Какая фигура больше? Сравнение площадей фигур без их измерения»
«Понятие о площади. Какая фигура больше? Сравнение площадей фигур без их измерения»
Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Понятие о площади. Какая фигура больше? Сравнение площадей фигур без их измерения»»
Тема «Понятие о площади. Какая фигура больше? Сравнение площадей фигур без их измерения»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: научиться сравнивать площади фигур.
Задачи:
1. Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
2. Закрепить знание свойств геометрических фигур.
3. Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.
4. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
5. Закреплять умение решать задачи
6. Развивать логическое мышление и пространственное воображение.
Универсальные учебные действия учащихся:
познавательные УУД – найти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры;
регулятивные УУД – уметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор;
личностные УУД – формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников;
коммуникативные УУД – участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Ход урока
Организационный момент
Запись в тетради числа и слов “Классная работа”
Устный счет
Укажите, какой фигуре соответствует каждый из указанных признаков:
Линия ограниченная двумя точками;
Фигура, у которой 4 угла и все стороны равны;
Имеет 3 угла;
Не имеет ни начала, ни конца;
Треугольник, у которого все стороны равны;
Эта линия имеет начала, не имеет конца;
Фигура, у которой противоположные стороны равны;
Линия, состоящая из звеньев и вершин;
Как называются все эти фигуры в математике?
Решите примеры, полученные ответы расставьте в порядке возрастания и угадайте зашифрованное слово.
7*5-15=20 о
7*2+18=32 д
63:7+4=13 п
42:7+9=16 л
56:7+23=31 а
7*7-23=26 щ
7:7+33=34 ь
- Какое слово у вас получилось? (Площадь)
- Вам знакомо это слово?
- А кто-нибудь может объяснить, что оно означает? (ответы детей)
3. Открытия нового знания
- Давайте теперь обратимся к толковым словарям (работа в группах). Найдите значение слова ПЛОЩАДЬ в словаре (появляется на экране)
Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.
Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
- Какое определение слова больше всего подходит к нашему уроку?
- Выделите в этом значении слова главное.
- Кто сможет выйти к доске и начертить плоскость ограниченную замкнутой ломаной или кривой линией?
- Как вы думаете, какая часть этой плоскости будет являться площадью? Заштрихуйте ее.
Значит «Площадь – это плоскость фигуры» (данная фраза открывается на следующем слайде).
- Определите, какую геометрическую фигуру образует крышка парты? (Прямоугольник.)
- Покажите всю поверхность крышки парты. Что вы, только что показали? (Площадь.)
- Верно. А площадь чего еще можете показать? (Учащиеся называют и показывают площадь классной доски, площадь тетради, площадь дневника, площадь учебника, площадь пенала, площадь окна, площадь пола, площадь стены и т.д.)
- Можно ли сравнить площадь классной доски и потолка?
- Чья площадь будет больше, а чья меньше? (Учащиеся безошибочно отвечают на данный вопрос.)
- Как вы это определили? (На глаз.)
Про такие фигуры говорят, что площадь потолока, больше площади классной доски
Работа в парах
- Возьмите зеленый и белый квадраты. Покажите квадрат, площадь которого больше. Как сравнили? (на глаз)
- Как еще можно сравнить площади этих фигур? (Можно наложить одну на другую. Белый квадрат вместился в зеленый - значит его площадь больше)
- Возьмите желтый и красный круги. Сравните их площади и покажите круг, площадь которого меньше? (они равны, т.к. при наложении они совпали)
- Итак, сделайте вывод о том, какими способами можно сравнивать площади фигур? (Площади фигур можно сравнивать «на глаз» и с помощью наложения фигур.)
4. Физминутка
5. Открытия нового знания
- А теперь попробуйте сравнить площади фигур, которые вы видите на доске.
Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.
“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.
- Получается ли сравнить площади этих фигур такими способами?
- Давайте придумаем новые способы. (Учащиеся предлагают разные способы и один из них – надо взять какую-нибудь мерку.)
Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.
Начертите квадрат 4 см. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.
Начертите прямоугольник 5 см, 3 см. Укажите длины сторон прямоугольника.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.
Можно посчитать клетки.
Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
6460
Сравните площади квадрата и прямоугольника.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
- Сделайте вывод о том, как еще можно сравнивать площади фигур. (Можно сравнивать площади с помощью мерки, например квадратика.)
(На доске открывается рисунок двух полей, расчерченных на квадратики. Большое поле состоит из больших квадратиков, маленькое – из маленьких квадратиков.)
- Сравните площади этих полей сначала на глаз. На глаз видно, что зеленое поле больше. Затем предлагается сравнить по меркам. Выясняется, что маленькое поле по меркам больше зеленого.
- Почему так у нас получилось? (Так получилось, потому что мерки разные.)
- Какие мерки должны быть, чтобы сравнение было правильным? Сделайте вывод о том, какие должны быть мерки? (Мерки должны быть одинаковые.)
- Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли?
6. Рефлексии деятельности
- Давайте вспомним, какую цель мы перед собой ставили (Научиться сравнивать площади.) и подумаем, достигли ли вы её?
- Что такое площадь? (Площадь – это плоскость фигуры.)
- Перечислите способы определения площади фигур. («На глаз», с помощью наложения фигур, с помощью мерки.)
- Какое нужно соблюдать условие для третьего способа? (Мерки должны быть одинаковыми.)
Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на полях в тетради смайлик