1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация. |
| Знайка встрече с нами рад. У него загадочный взгляд. Новая тема у нас без сомнения Приемы письменного умножения. |
| (Чистописание) 653 937 |
2. | Актуализация знаний |
| Проверка домашнего задания |
| В какой из строчек при делении делимое заменяется не суммой разрядных слагаемых, а суммой удобных слагаемых? а) 69:3, 54:3, 96:3, 84:2 б) 84:7, 78:3, 54:6, 91:7 в) 48:2, 66:6, 88:4, 93:3 |
| Решите задачи. а) Чебурашка, пока путешествовал в ящике с апельсинами, съедал по одному апельсину на завтрак и обед и два на ужин. Сколько апельсинов он съел за неделю путешествия? (28) б) Чебурашка работает в магазине: проверяет, хорошие ли апельсин привозят из Африки. Он открывает ящики и съедает каждый сотый апельсин. Если они хорошие, то их продают, а если плохие — выбрасывают. Чебурашка открыл 5 ящиков по 60 апельсинов. Сколько апельсинов он съел? (3 апельсина.) |
| Сообщение темы урока. – Рассмотрите схемы на доске: – Что обозначают данные схемы? – Какие трудности у вас возникли? – Сегодня на уроке будем учиться выполнять умножение на однозначное число столбиком. |
| Физкультминутка |
3. | Введение нового. |
| Для подготовки к рассмотрению нового материала полезно повторить умножение суммы на число: (8 + 2) • 2, затем вспомнить прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное в пределах 100 (например, 25 • 3). После этого показать, как можно умножить трехзначное число на однозначное (например, 214 • 2) с использованием этого же приема (записывая в строчку). Затем учащиеся под руководством учителя выполняют задание №2. Разбирая решение последнего примера, нужно обратить внимание детей на то, что так умножать неудобно, приходится делать много записей. После этого учитель говорит, что двузначные и трехзначные числа удобнее умножать, записывая в столбик. Затем учитель предлагает познакомиться с алгоритмом умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное в столбик (упражнение №2). |
| В объяснении учащиеся должны употреблять слова алгоритма Пишу ... Умножаю единицы.. Умножаю десятки ... Умножаю сотни... Читаю ответ... |
4. | Закрепление. |
| Для первичного закрепления учащиеся выполняют упражнение №3 (1-ю строку) с подробным объяснением. |
| | |
5. | Самостоятельная работа. |
| №4 а) На склад привезли 134 кг печенья, а пряников - в 2 раза больше. Сколько всего килограммов печенья и пряников привезли? б) В магазине продали 468 м шерстяной ткани, а шёлковой на 2 раза меньше. Сколько всего метров ткани продали? | 1) 134 • 2 = 268 (кг) – пряников 2) 134 + 268 = 402 (кг) 134 • 2 + 268 = 402 (кг) 1) 468 : 2 = 234 (м) – шелковой ткани. 2) 468 + 234 = 702 (м) – всего 468 + (468 : 2) = 702 (м) |
| Для самостоятельной работы можно предложить решить уравнения (упражнение №7) по вариантам: 1-й вариант -1-й столбик, 2-й вариант - 2-й столбик. Проверка – фронтально. № 7 х = 7, у = 270, х = 453 |
6. | Повторение |
| Упражнение №5 направлено на закрепление умения определять сторону прямоугольника по заданной площади и стороне. Учащиеся могут выполнить это задание самостоятельно после предварительного разбора условия. Важно повторить, как найти сторону, зная площадь прямоугольника и вторую сторону, как найти сторону квадрата, зная его периметр. |
| а) 1) 64 : 16 = 4 (м) – ширина 2) (4 + 16) • 2 = 40 (м) - Р | а) 1) 64 : 16 = 4 (м) – ширина 2) (4 + 16) • 2 = 40 (м) - Р |
7. | Рефлексия. Домашнее задание. №3 (2-ю строку). Творческий уровень: составить 4 примера на письменное умножение и решить их. |