. Сегодня урок математики мы проведем с вами вместе. Цель нашего занятия познакомиться с приёмами письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.
1) Наш урок мы начнем с математической разминки:
Выполните вычисления самостоятельно.
48:4= 48:3 =
45+23= 450+30=
56+3=
16-7=
48:4=( 40+8):4=40:4+8:4=10+2=12
Разрядные слагаемые
48:3 =(30+18):3=30:3+8:3=10+6=16
удобные слагаемые
45+23=(45+20)+3=65+3=68
56+3=50+(6+3)=59
16-7= 16-(6+1)=(16-6)-1=10-1=9
450+30=(400+50)+30=400+(50+30)=400+80=480
2)выполнение в тетради самостоятельно, после проверка
18*3 =54 12*2=24
12*6=72 14*4=56
14*5 =70 19*5=95
13*7=91 11*9=99
1.вставь числа в окошки так, чтобы равенства были верными:
238= сот. дес. ед.
452= сот. дес. ед.
575= сот. дес. ед.
625= сот. дес. ед.
2. сравни числа, записанные по-разному:
3 сот. 2 дес. 8 ед. > 308
24 дес. = 240
72 дес. 2 ед. > 72
4 дес. 2 ед. < 420
Наша математическая разминка закончена. И сейчас мы продолжим изучать алгоритм письменного умножения на однозначное число.
234
* 2
468
Вы уже знаете, как умножать?
Давайте все вместе решим, вы записывайте у себя в тетрадочках, а я на доске. Итак,
Пишу первый множитель 234, пишу второй множитель 2 так чтобы ед. были под ед., дес. были по десятками. Ставлю знак умножения провожу черту.
Умножаю ед. 4*2=8. Умножаю дес. 3*2=6, пишу 6 дес под десятками. Умножаю сотни 2*2=4, записываю 4 сотни под сотнями.
Читаю ответ: произведение равно числу 468.
Пишу первый множитель. 216, под ним пишу второй множитель 3, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
На доске запись
216
Х 3
648
Умножаю единицы 6x3=18, 18 ед.- это 1 дес. 8 ед., 8 ед. пишу под единицами, 1 дес. запомню и прибавлю его к десяткам после умножения десятков. Умножаю десятки 1x3=3, прибавляю 1 дес., который получен при умножении единиц: 3+1=4. Пишу 4 под десятками. Умножаю сотни 2x3=6,пишу 6 под сотнями.
Читаю ответ произведение равно числу 648.
Отлично, кто хочет пойти к доске?
Все остальные записываем в тетради решение примера.
Пишу первый множитель 194, под ним пишу второй множитель 2, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
194
* 2
3 8 8
Умножаю ед. 4*2=8, 8 пишу под единицами. Умножаю десятки 9*2=18. 18 десятков это- 1 сот.8 дес. Пишу 8 под десятками, а 1 сот запоминаю и прибавлю к сотням после их умножения. Умножаю сотни 1*2=2, да еще 1 =3
Читаем ответ: произведение равно числу 388.
Пишу первый множитель. 72, под ним пишу второй множитель 4, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
72
* 4
288
Умножаю единицы 2*4=8, пишу 8 под единицами. Умножаю десятки 7*4= 28,
28 десятков это- 2 сотни 8 десятков. Пишу 8 десятков под десятками, а 2 сотни пишу слева от десятков на месте сотен.
Читаем ответ: произведение равно числу 288.
34 — комментированная запись на доске и в тетрадях (1,2, 3); 4, 5, 6 — самостоятельно.
К доске выходят уч-ся.
Пишу первый множитель. 127, под ним пишу второй множитель 3, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
127
* 3
381
Умножаю единицы 7*3=21, 21 единица это- 2 десятка 1 ед. пишу 1 единицу под единицами, а 2 десятка запоминаю. Умножаю десятки 2*3=6, да еще 2 десятка -8 пишу 8 десятков под десятками. Умножаю сотни. 1*3=3 пишу 3 сотни под сотнями.
Читаю ответ: произведение равно числу 381.
Пишу первый множитель. 23, под ним пишу второй множитель 2, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
23
* 2
46
Умножаю ед. 3*2=6, записываю 6 ед. под ед. умножаю дес. 2*2=4 записываю 4 дес. под десятками. Читаю ответ: произведение равно числу 46.
Пишу первый множитель. 82, под ним пишу второй множитель 4, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
82
* 4
328
Умножаю ед. 2*4= 8, записываю 8 ед, под ед. умножаю десятки 8*4=32, 32 дес это- 3 сотни и 2 дес. Записываю 2 дес под дес, а 3 сотни слева от десятков на месте сотен.
Читаю ответ: произведение равно числу 328
Пишу первый множитель. 236, под ним пишу второй множитель 2, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
236
* 2
472
Умножаю единицы 6*2=12, 12 ед. это 1 десяток и 2 ед. пишу 2 ед под ед, а 1 дес запомню и прибавлю к десяткам. Умножаю десятки 3*2=6, да еще 1, 7. Записываю 7 десятков под десятками. Умножаю сотни. 2*2=4 записываю 4 сотни под сотнями.
Читаем ответ: произведение равно числу 472
Пишу первый множитель. 192, под ним пишу второй множитель 3, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
192
* 3
576
Умножаю ед. 2*3=6, пишу 6 под ед. умножаю дес. 9*3=27, 27 десятков это- 2 сот. 7 дес. Пишу 7 дес под десятками, а 2 сот. запоминаю. Умножаю сотни 1*3=3, да еще 2 сотни 5. Пишу 5 сотен под сотнями.
Читаю ответ : произведение равно числу 576
Пишу первый множитель. 68, под ним пишу второй множитель 4, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
68
* 4
272
Умножаю ед. 8*4= 32, 32 ед. это 3 дес. 2 ед. Записываю 2 ед. под ед., а 3 дес. запоминаю и прибавлю к дес. Умножаю дес- 6*4=24, да еще 3 дес 27. 27 десятков это 2 сот 7 дес. Записываю 7 десятков под десятками, а 2 сотни слева от десятков на месте сотен.
Читаю ответ: произведение равно числу 272.
Пишу первый множитель. 79, под ним пишу второй множитель 2, так что ед. были по ед. ставлю знак умножения, провожу черту.
79
* 2
158
Умножаю ед 9*2=18, 18 ед это- 1 дес. 8 ед. записываю 8 ед под ед а 1 дес. Запомню и прибавлю к десяткам. Умножаю дес. 7*2=14 да еще 1, 15. 15 дес. Это- 1 сотня и 5 дес. Записываю 5 дес под десятками, а 1 сотню слева от десятков на месте сотен.
Читаю ответ: произведение равно числу 158
Работа над задачей (№ 35)
Выполняется под руководством учителя.
- Чтение условия задачи.
В саду посадили 4 ряда яблонь, по 12 яблонь в каждом ряду, и 2 ряда слив, по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили?
2. Краткая запись задачи.
— О чём говорится в задаче?
О деревьях в саду.
Как посадили в саду яблони? ( посадили 4 ряда по 12 яблонь)
Как посадили сливы? ( посадили 2 ряда по 18 слив)
Какой вопрос задачи? ( сколько всего деревьев посадили?)
Ябл. – 4 ряда по 12 шт. ?
Сл. – 2 ряда по 18 шт.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- нет
Что нам нужно узнать для этого?
Сколько всего посадили яблонь?
Сколько всего посадили слив?
И только тогда мы сможем ответить на вопрос задачи.
Какое будет первое действие?
- умножение
Решаем самостоятельно, после проверяем. Один человек идет на закрытую доску.
1) 12*4=48- шт.
2) 18*2=36- шт.
Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
-да
3) 48+36= 84- шт.
Ответ : 84 дерева посадили в саду.
Измени вопрос задачи,чтобы она решалась так:
12*4-18*2 на сколько яблонь посадили больше чем слив.
Отлично, а сейчас самостоятельно выполняем № 39
Первый вариант выполняет первую строчку
760-( 120+80)+60 120: (60:6) :2
Второй вариант выполняет вторую строчку
500-( 270+130)-1 90: ( 45: 9)*2
Устно проверяем.
- Логическая задача.
Мария ниже ростом, чем Надя, а Катя выше ростом, чем Надя. Ответьте на следующие вопросы:
- Кто выше ростом — Катя или Мария?
- Расставьте девочек по росту.
Решение:
—— Катя
— Надя
— Мария
Давайте подведем итог урока. Сегодня мы с вами решили примеры умножения трехзначных чисел на однозначные. Кто ответит, как умножали этот пример?
148
* 4
592