Класс: 1 класс, по системе Л.В. Занкова
Тема: Переместительный закон сложения
Цель: способствовать выявлению и формулированию переместительного свойства сложения, применению этого свойства в случаях, когда второе слагаемое больше первого; создать условия для составления столбика таблицы сложения с числом 5.
Планируемые результаты:
Предметные: находить значение суммы по таблице сложения.
Личностные: использовать свойства переместительного закона сложения.
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные: под руководством учителя осуществлять действие подведения к понятию.
Коммуникативные: контролируют свои действия в ходе учебного процесса; учатся формулировать собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Повторение изученного.
Работа на доске. 4 учеников заполняют таблицу сложения на 1, 2, 3, 4.
(у доски Валерия, Данил Б., Рафаель, Кирилл).
3. Введение в тему.
1. Устная работа по примерам составленных на доске.
1+4=5 1+5=6 1+6=7
2+3=5 2+4=6 2+5=7
3+2=5 3+3=6 3+4=7
4+1=5 4+2=6 4+3=7
5+1=6 5+2=7
6+1=7
- Что вы заметили в столбиках табличного сложения?
- А надо запоминать все строчки таблицы? Почему? (Нет. Строчки, у которых переставлены слагаемые, легко запомнить, потому что значение сумм не меняется.)
- Найдите значение сумм, пользуясь таблицей сложения.
3+4= 5+1= 3+2= 5+2=
4+3= 1+5= 2+3= 2+5=
- Какую строчку было решать легче? Почему? (вторую, значение сумм не измменилось).
- Какой вывод можно сделать? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется).
- Правильно, молодцы! Если слагаемые переставить местами, сумма не изменяется.
- В двух коробках семь карандашей. Отгадайте, сколько может быть карандашей в каждой коробке? (1+6; 2+5; 3+4)
Физминутка.
Руки ставим мы вразлет,
Получился самолет.
Мах крылом туда-сюда
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два,
Влево, вправо голова.
Отпустите руки вниз,
за работу все взялись!
4. Работа по учебнику с. 32.
№68. Найдите значения сумм с помощью натурального ряда чисел: 7+2, 4+5
Поменяйте слагаемые местами и запишите новые равенства.
№70. Работа в парах.
Составить разные математические рассказы: о количестве съедобных и не съедобных грибах; о ползущих насекомых по грибочкам; по размеру.
* Сравните числа.
5...4 6...8 3...7 8...4 3...2
- Какое из сравниваемых чисел нужно увеличить, чтобы неравенство стало равенством? (То число, которое меньше, нужно увеличить). Докажите. (5 больше на 1, или 4 меньше на 1, значит, нужно к 4 прибавить 1. Тогда получится запись:
5=4+1.
5. Итог. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Интересно было на уроке?
-Что именно понравилось?