Цели: развитие любознательности учащихся, познавательного интереса к предмету математике, установка межпредметных связей, воспитание доброго отношения к живой природе, ориентация на здоровый образ жизни, повторение изученного материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первый урок в 7 классе: «Все хорошее – впереди»»
Первый урок в 7 классе:
«Все хорошее – впереди»
Тема: Первый урок математики в 7 классе: «Все хорошее – впереди».
Цели: развитие любознательности учащихся, познавательного интереса к предмету математике, установка межпредметных связей, воспитание доброго отношения к живой природе, ориентация на здоровый образ жизни, повторение изученного материала
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point или в программе Notebook Software
Учебник: Алгебра 7 кл.: В двух частях / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина,
Е.Е. Тульчинская – М.: Мнемозина, 2003.
Геометрия: Учеб. для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений
/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение
2006 .
Тип урока: комбинированный
Орг.момент. Постановка цели урока. 2 мин
Игровой момент 3 мин.
Активизация знаний. Устная работа. 5 мин
Краткий исторический экскурс 8 мин.
Фронтальная работа 2 мин
Работа в парах 15 мин
Активизация знаний 7 мин
Подведение итогов 3 мин.
Ход урока:
Орг. момент. Постановка цели урока.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть отдохнувшими, загоревшими, выросшими, повзрослевшими. Я уверена, что вы все замечательно отдохнули и мы можем с новыми силами начать учебный год. А год у нас будет очень интересный, насыщенный, увлекательный. И урок сегодня необычный. К нам пришел необыкновенный гость.
Цыганка. Я — веселая гадалка, Много денег не прошу, Я про вас всю правду знаю, За червонец расскажу.
Какая теплая компания! Примите и меня в свое приятное общество. Я умею предсказывать будущее. Я знаю судьбу всех жителей этого дома. Позолоти ручку, все расскажу, что есть, что было, что будет, чего опасаться надо, каких даров ждать от судьбы (подходит к ученикам).
2. Игровой момент.
Учитель. Ребята! Хотите узнать, что было и что будет? Чтобы позолотить ручку цыганке, необходимо разгадать ребусы.
Учитель. А что же изучает математика? (Ответы учеников)
Учитель. Давайте разгадаем еще ребусы.
Цыганка. О! Какие вы сообразительные! За такую щедрость, скажу я вам, что было. А была в вашей жизни интереснейшая наука – математика. И вижу я, дело у вас было трудное, ответственное – экзамен именуемое. И доказали вы, что все добросовестно учили эту трудную науку. Позолотите ручку, дальше расскажу.
3. Активизация знаний. Устная работа
Учитель. А давайте мы покажем гадалке, чему научились.
На слайде записаны названия предметов, которые вы будете изучать в 7 классе. Устно выполнив вычисления и найдя правильные ответы в таблице, вы узнаете, каким дисциплинам принадлежат новые, неизвестные для вас термины.
Цыганка. А теперь пришло время узнать, что будет у вас впереди. А будут две новые науки: алгебра и геометрия.
4. Краткий исторический экскурс
Учитель. Слово «алгебра» возникло после появления трактата хорезмского математика Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми.
Математик, астроном, географ, историк Мухаммед аль-Хорезми жил и творил в конце VIII-первой половине IX веков.
Само слово "алгебра" взяло свое название от наименования его труда "Аль-китаб аль мухтасар фи хисаб аль-джабр ва аль-мукабала".
Что же означает слово "ал-джабра"?
Ответ на этот вопрос один персидский математик изложил в следующих стихах:
Ал-джабра
При решении уравненья
Если в части одной,
Безразлично какой,
Встретится член отрицательный,
Мы к обеим частям,
С этим членом сличив,
Равный член придадим,
Только со знаком другим, -
И найдем результат нам желательный.
Таким образом, название "ал-джабра" носила операция переноса
отрицательных членов из одной части уравнения в другую, но с положительным
знаком.
До XVIвека изложение алгебры велось словесно.
Знаки «+» и «-» впервые встречаются у немецких алгебраистов XVI века. Знак «:» введен в XVII веке.
Французский математик Франсуа Виет (1540-1603) ввел систему алгебраических символов, стал числа обозначать буквами, разработал основы элементарной алгебры.
Алгебра - часть математики, которая изучает общие свойства действий над различными величинами и решение уравнений, связанных с этими действиями.
Геометрия… откуда взялось это слово? Что оно означает? Попробуем разгадать его смысл. «Гео» означает «Земля», «метр» - это единица измерения длины Таким образом, получается, что геометрия в переводе с греческого означает «измерение земли» или «землемерие». Какова же история ее возникновения?
Возникновение геометрических понятий или понятий о геометрических фигурах произошло в глубокой древности при изготовлении скребков в форме дисков, круглых сосудов, конусойдных зданий и пр. Единицами измерения служили чаще всего части человеческого тела: локоть, стопа, сажень (расстояние между концами пальцев рук, расставленных на ширину плеч) и др. Особенно сильное влияние на развитие геометрический понятий оказало земледелие, которое занималось измерением площадей или
объемов земельных участков, сосудов и амбаров, вынутой при земельных
работах земли.
Геометрия как наука появилась у древних греков, которые были настоящими учеными, ведь, позаимствовав у египтян ремесло измерения земли и объемов тел, им удалось превратить его в науку.
Основополагающая книга "Начала" была написана греческим математиком Евклидом в III веке до нашей эры, поэтому геометрия так и называется - евклидовой или элементарной геометрией.
5. Фронтальная работа
Цыганка. Сколько еще интересного вы узнаете об этих науках!
Вижу я, что не так давно вы уже сталкивались с наукой алгеброй. Только вот когда, точно сказать не могу.
Учитель. Я открою вам тайну, ребята. Решая уравнения, мы применяли основные алгебраические правила. Давайте вспомним их.
Ребята вспоминают алгоритм решения уравнений.
6. Работа в парах
Цыганка. Ой, а что это вы какие бледные, усталые. Не хотите алгебру изучать?
Учитель. Да нет, цыганочка, просто сегодня они витамины еще не ели.
Слово – витамины, обозначающее жизненно важные для организма вещества, происходит от латинского vita – « жизнь». Эти вещества содержатся в продуктах питания животного и растительного происхождения. Их достаточно много и каждый имеет свое название, иногда длинное и трудночитаемое. Поэтому в медицинской практике приняты буквенные обозначения этих веществ.
Решите уравнения. Используя найденные решения и данные таблицы, соотнесите названия витаминов и их обозначения. А потом мы познакомимся с другой полезной информацией о происхождении витаминов и их влияния на организм человека.
Цыганка. Вижу, вижу, что завтра ждут вас успех и удача, если вы будете принимать витамины. (Цыганка продолжает предсказывать будущее) Да еще и математика поможет развитию вашей логики и внимания.
7. Активизация знаний
Учитель. Давайте назовем фигуры, которые изображены на этом слайде.
За одной из них спрятался зверь, о котором одни говорят, что это медведь, а другие называют его енотом. Давайте угадаем, за какой фигурой спряталось это животное, и тогда оно обязательно предстанет перед нами.
(учащиеся говорят, что лишняя фигура – треугольник, потому что он плоский, а все остальные – объемные, учитель активирует треугольник, и на экране появляется картинка панды –
Цыганка. О, что-то подсказывает мне, что в ближайшее время произойдет еще что-то необычное и интересное.
Учитель. На этом слайде спряталось неизвестное существо, о котором только известно, что у него больше всех зубов, почти 300 штук. Кто бы это мог быть? Но для начала надо добыть дополнительные сведения.
Вопрос первый: сколько граней у нарисованной фигуры?
Будем рассуждать следующим образом:
- грани куба сохранились все? (да)
- сколько появилось новых граней? (одна)
- следовательно, сколько всего у фигуры граней? (6 + 1 = 7)
Нажимаем цифру 7. Оказывается, это существо живет в воде.
Возврат к слайду № 16
Вопрос второй: сколько вершин у данной фигуры?
- вершины куба сохранились все? (нет, одна пропала)
- сколько появилось новых вершин? (три)
- следовательно, сколько всего у фигуры вершин? (8 – 1 + 3 = 10)
Нажимаем на клавишу 10.
Новая информация: кит – родственник нашего незнакомца
Возврат к слайду № 16
Третий вопрос: число ребер фигуры?
- ребра куба сохранились все? (да)
- сколько появилось новых ребер? (три)
- следовательно, сколько всего у фигуры ребер? (12 + 3 = 15)
Нажимаем на клавишу 15. Еще известно, что это одно из 5 самых умных животных.
Возврат к слайду № 16
Теперь отвечаем на вопрос: найти сумму числа граней и вершин без количества ребер данной фигуры. (7 + 10) – 15 = 2.
Итак, давайте узнаем, что же это за умное существо, живущее в воде и имеющее родственником кита. Нажимаем на цифру 2.
Действительно, ребята, вы правы – это дельфин.
(Если учащиеся неправильно отвечают на вопросы и активируют кнопку с неправильным ответом, то появляется )
Подведение итогов
Цыганка. Вот видите, ребята, мои предсказания начинают сбываться. Я точно знаю, что самое интересное ждет вас впереди, что в этом учебном году все у вас получится! А мне пора прощаться с вами, надеюсь на скорую встречу.
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось? Что бы хотели еще узнать?
Предлагаю вам к следующим урокам алгебры и геометрии подготовить более подробное сообщение об истории возникновения этих дисциплин. Спасибо за урок!