Методическая разработка по патриотическому воспитанию учащихся на уроке математики. ФГОС нового поколения предполагает достижения личностных результатов обучения, формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России. В обучениии математики, с точки зрения патриотического воспитания большую роль играет подбор математических задач для уроков, с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным, пробуждают чувтво сопричастности к величаю своей страны и собственных предков. Значительное место в курсе математике начальной школы занимают текстовые задачи. Они выполняют важную функцию-являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения. С помощью текстовых задач можно формировать нравственные качества, чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроке математики »
«Патриотическое воспитание младших школьников
на уроке математики»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Во многих исследованиях социологов и педагогов отмечается, что образовательный процесс в школе слабо ориентирован на развитие личности гражданина, патриота своей Родины, учебная деятельность в школьной жизни доминирует.
Сравнив и обобщив трактовки различных исследователей, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях России осуществлен переход начальной школы на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения. В содержание стандарта входит перечень основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на личностные, метапредметные и предметные. Достижение личностных результатов обучения, в свою очередь, предполагает:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества и т.д.
Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств личности, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
С первого класса мы должны воспитывать чувство ответственности и за поступки, и за порученное дело. Именно это будет оказывать основное воспитывающее влияние, создавать характеры полные достоинства и убежденности в том, что любое дело должно быть сделано только хорошо ,а работа, порученная мне, мной же и должна быть выполнена.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным для учащихся, пробуждают чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Составлять такие задачи не сложно. Главное выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.
Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей. Текстовые задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики – они являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения. С помощью текстовых задач можно формировать нравственные качества, чувства патриотизма.
Вопросы методики работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках математики разработаны еще недостаточно. Но в опыте многих учителей раскрываются большие возможности этой дисциплины вносить свой особый ценный вклад в формирование личности.
Урок математики в 4 классе
Раздел: «Не только математика… Путешествие первое. Начало ХVIII века, город Москва, Навигацкая школа».
Тема: «Способы решения текстовых задач»
Цели урока:
Интеграция общественно – исторического и субъектного опыта.
Выявление, расширение и обобщение знаний о различных способах решения текстовых задач.
3. Воспитание чувства гордости за героическое прошлое родной страны и ее народа.
Ход урока
Часть 1.
Слайд 1
карта России
Россия – великая морская держава. По всем морям и океанам плавают наши торговые и военные корабли. Но так было не всегда.
Часть 2.
Создание учебной доминанты.
Пользуясь виртуальной машиной времени мы отправляемся в прошлое нашей родины.
Слайд 2
Пользуясь «лентой времени» на рабочем листе закончите предложение: (На машине времени мы отправляемся в Москву 18 века.)
В далеком ХVIII веке в России было мало образованных людей и у России не было морских путей в Европу. Страной правил Петр I.
Прочитайте текст в рабочем листке, вставьте пропущенное слово.
Петр I понимал, что для укрепления страны Российскому государству необходимы образованные люди. В те времена их было очень мало и выучиться в России они не могли. По приказу Петра I в Москве в 1701 году была открыта Школа математических и навигацких наук. Это первая русская общеобразовательная школа. Перед учителями стояла … … … научить письму, чтению, счету, решению … … …, навигации и некоторым другим наукам, которые было необходимо знать гардемаринам.
Слайд 4
задача
Кто догадался, какое слово было пропущено ?
Выявление субъектного опыта ребенка.
_ Как вы понимаете лексическое значение слова «задача»? (на доске)
- Определите состав этого слова (дать, задать, задача0
- Каково происхождение слова? (искон. То, что задано)
- Где вы встречали слово «задача»?
-Запишите на рабочем листе, какие задачи мы решаем на уроке математики?
- Подчеркните слова , которые обозначают части математической текстовой задачи (условие, задание, вопрос, решение, разгадка, ответ – на доске)
- Без чего невозможно дать ответ на вопрос задачи?
Заполните схему на рабочем листе.
Способы решения текстовой задачи
/ / | \ \ \
Тема и цели урока.
Опираясь на схему, определите тему урока. Итак, тема нашего урока : «Способы решения текстовых задач».
Положите перед собой табель о способах решения задач.
Что вам напоминает название ? (табель о рангах)
Какое современное слово произошло от слова табель?(таблица)
В нее мы будем записывать результаты наших исследований.
Навигацкую школу поместили в одно из самых высоких зданий старой Москвы – Сухареву башню. Учителей, которые хорошо знали инженерное и мореходное дело, Петр нашел в Англии и пригласил в Россию. Это были: профессор Эбердинского университета Эндрю Фархварсон и его помощники Стефан Гвин и Ричард Грейс.
А). Решение математических задач.
1 задача
Найдите на рабочем листе первую задачу и решите ее.
- За месяц в Навигацкую школу было принято 170 детей разных сословий. Из них не знали грамоты 50 человек, 100 человек были не знакомы с арифметикой Сколько человек знали грамоту и умели считать?
-Какой результат у вас получился?
Ваше мнение: карточки «да» - правильное решение
«нет» - расскажи ход решения, поправить
Оцените свою работу.
Запишите в таблицу способ решения.(арифметический способ, ответ находится в результате вычислений)
Можно ли решить эту же задачу другим способом? (подсказка на рабочем листе)
-Решите уравнение, соответствующее вашей букве на парте.
- В группе выберите уравнение к задаче.
- Какой результат у вас получился?
Ваше мнение: карточки «да» - правильное решение на Д.
«нет» - ваше решение, поправить
Оцените свою работу.
- Запишите в таблицу способ решения (алгебраический способ, уравнением).
Физминутка.
2 задача.
Англичане отплыли в Россию на корабле. Морское путешествие закончилось в Санкт – Петербурге. По дороге в Москву Петр велел сопровождать и охранять карету с путешественниками. Для этого пришлось решить задачу.
Опираясь на схему, выберите верное решение задачи №2:
Надо отправить команду из 12 солдат и офицеров. Сколько ему понадобится солдат и сколько офицеров , если по правилам несения службы солдат в команде должно быть в 5 раз больше , чем офицеров?
- Какой результат у вас получился? Ваше мнение.
- Что помогло сделать выбор? (схема)
- Оцените свою работу.
Запишите в таблицу способ решения (Запись в таблицу: арифметический с помощью схемы)
Многие из только что принятых учеников не умели читать и писать. Они не понимали английских учителей, для которых русский язык был чужим. И тогда в школу был приглашен Леонтий Филиппович Магницкий . Он знал английский язык, учил и грамоте, и счету, и геометрии. Он автор первого русского учебника по математике.
Слайд 5
портрет Л.Ф.Магницкого
Слайд 6
Геометрические фигуры
3 задача.
Для занятий по геометрии Магницкий начертил две фигуры. Гардемаринам надо выбрать фигуру, площадь которой меньше. Какая это фигура?
Выполните задание на рабочем листе.
Объединитесь в группы и сложите фигуру с меньшей площадью.
Как рассуждали?
Открыть доску, правильный ответ.
Оцените свою работу.
Запишите в таблицу способ решения. (Запись в таблицу: геометрический)
Б). Решение логических задач.
4 задача.
Посмотрите в табель и определите, какой блок задач мы будем решать?
- Прочитайте задачу №4 и отметьте верное решение:
Гардемарины Гаврила Бровкин, Артамон Волков и Кузьма Курков, получив из дому фунт леденцов, сошлись вместе в пришкольном дворе и не покидали его до первого часу утра, пока весь фунт леденцов был не съеден. На вопрос : «Кто был зачинщиком этого происшествия ?», отвечали:
Гаврила Бровкин: «Это был Кузьма»;
Артамон Волков: «Это был не я и не Гаврила»;
Кузьма Курков: «Это был Гаврила».
Кто же был зачинщиком, если известно, что двое говорят правду и только один лжет?
Подготовь ответ в группе.
- Какой вариант верный?
- Кто же был зачинщиком?
Запишите в таблицу способ решения. ( Запись в таблицу: рассуждение, таблица)
_ Отметьте на рабочем листе, каким способом вам было бы легче решить задачу?
5 задача.
В Навигацкой школе преподавали и «рапирную науку».
После урока все 6 учеников обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?
- Объединитесь в группы по 6 человек и проиллюстрируйте способ решения задачи.
- Сколько рукопожатий?
Запишите в таблицу способ решения. (запись в таблицу: комбинаторный).
Итог урока
Вернитесь к началу рабочего листа, ручкой другого цвета исправьте и дополните схему.
- Какая была тема урока?
Справились ли мы с поставленной задачей?
Эмблема навигацкой школы будет напоминать вам об этом уроке. Прикрепите ее к табелю и вложите его в учебник для дальнейшего использования.
Если вам понравилось учиться в школе вместе с гардемаринами, продолжите дома выполнять задания в учебнике на страницах 49 – 57.
Многие ученики Навигацкой школы прославили своими делами Российское государство. Имена Алексея Чирикова, Федора Лужина, Ивана Кириллова, Михаила Гвоздёва, Семена Челюскина – мореплавателей и первооткрывателей новых земель, первых российских полярных исследователей и путешественников – дороги каждому русскому человеку. Из Навигацкой школы выходили офицеры, инженеры ,архитекторы, учителя. В ее стенах были воспитаны первые русские интеллигенты – люди, занимающиеся умственным трудом.
Все ученики Навигацкой школы занимались математикой. И вы тоже должны равняться на гардемаринов, чтобы в будущем прославить своими делами нашу Родину.
До новых путешествий в Петровскую эпоху.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование материала исторического характера ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, способствует осуществлению межпредметных связей, расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь и уважение к людям, труду, к родному краю. На ряду с освоением математических знаний ученик познает окружающий мир, историю родной страны, ее культурное наследие.
Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика-это лишь малая доля в океане патриотизма.