kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание на уроке математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по патриотическому воспитанию учащихся на уроке математики. ФГОС нового поколения предполагает достижения личностных результатов обучения, формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России. В обучениии математики, с точки зрения патриотического воспитания большую роль играет подбор математических задач для уроков, с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным, пробуждают чувтво сопричастности к величаю своей страны и собственных предков. Значительное место в курсе математике начальной школы занимают текстовые задачи. Они выполняют важную функцию-являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения. С помощью текстовых задач можно формировать нравственные качества, чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроке математики »

«Патриотическое воспитание младших школьников

на уроке математики»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Во многих исследованиях социологов и педагогов отмечается, что образовательный процесс в школе слабо ориентирован на развитие личности гражданина, патриота своей Родины, учебная деятельность в школьной жизни доминирует.

Сравнив и обобщив трактовки различных исследователей, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях России осуществлен переход начальной школы на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения. В содержание стандарта входит перечень основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, которые делятся на личностные, метапредметные и предметные. Достижение личностных результатов обучения, в свою очередь, предполагает:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Так, портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества и т.д.

Главной целью воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста должно стать формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств личности, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

С первого класса мы должны воспитывать чувство ответственности и за поступки, и за порученное дело. Именно это будет оказывать основное воспитывающее влияние, создавать характеры полные достоинства и убежденности в том, что любое дело должно быть сделано только хорошо ,а работа, порученная мне, мной же и должна быть выполнена.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, делают урок интересным для учащихся, пробуждают чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Составлять такие задачи не сложно. Главное выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

Значительное место в курсе математики начальной школы занимают текстовые задачи. Они составляют 40% материала учебников по математике, и на их решение тратится значительная часть учебного времени. Это не случайно, так как обучение решению текстовых задач направлено, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности их мышления, а также на развитие познавательных процессов детей. Текстовые задачи выполняют важную функцию в начальном курсе математики – они являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения. С помощью текстовых задач можно формировать нравственные качества, чувства патриотизма.

Вопросы методики работы по воспитанию моральных ценностей и патриотизма на уроках математики разработаны еще недостаточно. Но в опыте многих учителей раскрываются большие возможности этой дисциплины вносить свой особый ценный вклад в формирование личности.

















Урок математики в 4 классе

Раздел: «Не только математика… Путешествие первое. Начало ХVIII века, город Москва, Навигацкая школа».

Тема: «Способы решения текстовых задач»

Цели урока:

  1. Интеграция общественно – исторического и субъектного опыта.

  2. Выявление, расширение и обобщение знаний о различных способах решения текстовых задач.

  3. 3. Воспитание чувства гордости за героическое прошлое родной страны и ее народа.

Ход урока

Часть 1.

Слайд 1

карта России



Россия – великая морская держава. По всем морям и океанам плавают наши торговые и военные корабли. Но так было не всегда.

Часть 2.

Создание учебной доминанты.

Пользуясь виртуальной машиной времени мы отправляемся в прошлое нашей родины.

Слайд 2

Пользуясь «лентой времени» на рабочем листе закончите предложение: (На машине времени мы отправляемся в Москву 18 века.)

ХV ХVI ХVII ХIХ ХХ ХХI

_____I________I________I________I________I_________I_______I




Итак, мы отправляемся в Москву 18 века.

Слайд 3

портрет Петра I

В далеком ХVIII веке в России было мало образованных людей и у России не было морских путей в Европу. Страной правил Петр I.



Прочитайте текст в рабочем листке, вставьте пропущенное слово.

Петр I понимал, что для укрепления страны Российскому государству необходимы образованные люди. В те времена их было очень мало и выучиться в России они не могли. По приказу Петра I в Москве в 1701 году была открыта Школа математических и навигацких наук. Это первая русская общеобразовательная школа. Перед учителями стояла … … … научить письму, чтению, счету, решению … … …, навигации и некоторым другим наукам, которые было необходимо знать гардемаринам.

Слайд 4

задача

Кто догадался, какое слово было пропущено ?



Выявление субъектного опыта ребенка.

_ Как вы понимаете лексическое значение слова «задача»? (на доске)

- Определите состав этого слова (дать, задать, задача0

- Каково происхождение слова? (искон. То, что задано)

- Где вы встречали слово «задача»?

-Запишите на рабочем листе, какие задачи мы решаем на уроке математики?

- Подчеркните слова , которые обозначают части математической текстовой задачи (условие, задание, вопрос, решение, разгадка, ответ – на доске)

- Без чего невозможно дать ответ на вопрос задачи?

Заполните схему на рабочем листе.

Способы решения текстовой задачи

/ / | \ \ \

Тема и цели урока.

Опираясь на схему, определите тему урока. Итак, тема нашего урока : «Способы решения текстовых задач».

Положите перед собой табель о способах решения задач.

Что вам напоминает название ? (табель о рангах)

Какое современное слово произошло от слова табель?(таблица)

В нее мы будем записывать результаты наших исследований.

Навигацкую школу поместили в одно из самых высоких зданий старой Москвы – Сухареву башню. Учителей, которые хорошо знали инженерное и мореходное дело, Петр нашел в Англии и пригласил в Россию. Это были: профессор Эбердинского университета Эндрю Фархварсон и его помощники Стефан Гвин и Ричард Грейс.

А). Решение математических задач.

1 задача

Найдите на рабочем листе первую задачу и решите ее.

- За месяц в Навигацкую школу было принято 170 детей разных сословий. Из них не знали грамоты 50 человек, 100 человек были не знакомы с арифметикой Сколько человек знали грамоту и умели считать?

-Какой результат у вас получился?

Ваше мнение: карточки «да» - правильное решение

«нет» - расскажи ход решения, поправить

Оцените свою работу.

Запишите в таблицу способ решения.(арифметический способ, ответ находится в результате вычислений)

Можно ли решить эту же задачу другим способом? (подсказка на рабочем листе)

-Решите уравнение, соответствующее вашей букве на парте.

- В группе выберите уравнение к задаче.

- Какой результат у вас получился?

Ваше мнение: карточки «да» - правильное решение на Д.

«нет» - ваше решение, поправить

Оцените свою работу.

- Запишите в таблицу способ решения (алгебраический способ, уравнением).

Физминутка.

2 задача.

Англичане отплыли в Россию на корабле. Морское путешествие закончилось в Санкт – Петербурге. По дороге в Москву Петр велел сопровождать и охранять карету с путешественниками. Для этого пришлось решить задачу.

Опираясь на схему, выберите верное решение задачи №2:

Надо отправить команду из 12 солдат и офицеров. Сколько ему понадобится солдат и сколько офицеров , если по правилам несения службы солдат в команде должно быть в 5 раз больше , чем офицеров?

- Какой результат у вас получился? Ваше мнение.

- Что помогло сделать выбор? (схема)

- Оцените свою работу.

Запишите в таблицу способ решения (Запись в таблицу: арифметический с помощью схемы)

Многие из только что принятых учеников не умели читать и писать. Они не понимали английских учителей, для которых русский язык был чужим. И тогда в школу был приглашен Леонтий Филиппович Магницкий . Он знал английский язык, учил и грамоте, и счету, и геометрии. Он автор первого русского учебника по математике.

Слайд 5

портрет Л.Ф.Магницкого





Слайд 6

Геометрические фигуры

3 задача.





Для занятий по геометрии Магницкий начертил две фигуры. Гардемаринам надо выбрать фигуру, площадь которой меньше. Какая это фигура?

Выполните задание на рабочем листе.

Объединитесь в группы и сложите фигуру с меньшей площадью.

Как рассуждали?

Открыть доску, правильный ответ.

Оцените свою работу.

Запишите в таблицу способ решения. (Запись в таблицу: геометрический)

Б). Решение логических задач.

4 задача.

Посмотрите в табель и определите, какой блок задач мы будем решать?

- Прочитайте задачу №4 и отметьте верное решение:

Гардемарины Гаврила Бровкин, Артамон Волков и Кузьма Курков, получив из дому фунт леденцов, сошлись вместе в пришкольном дворе и не покидали его до первого часу утра, пока весь фунт леденцов был не съеден. На вопрос : «Кто был зачинщиком этого происшествия ?», отвечали:

Гаврила Бровкин: «Это был Кузьма»;

Артамон Волков: «Это был не я и не Гаврила»;

Кузьма Курков: «Это был Гаврила».

Кто же был зачинщиком, если известно, что двое говорят правду и только один лжет?

Подготовь ответ в группе.

- Какой вариант верный?

- Кто же был зачинщиком?

Запишите в таблицу способ решения. ( Запись в таблицу: рассуждение, таблица)

_ Отметьте на рабочем листе, каким способом вам было бы легче решить задачу?

5 задача.

В Навигацкой школе преподавали и «рапирную науку».

После урока все 6 учеников обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

- Объединитесь в группы по 6 человек и проиллюстрируйте способ решения задачи.

- Сколько рукопожатий?

Запишите в таблицу способ решения. (запись в таблицу: комбинаторный).

Итог урока

Вернитесь к началу рабочего листа, ручкой другого цвета исправьте и дополните схему.

- Какая была тема урока?

Справились ли мы с поставленной задачей?

Эмблема навигацкой школы будет напоминать вам об этом уроке. Прикрепите ее к табелю и вложите его в учебник для дальнейшего использования.

Если вам понравилось учиться в школе вместе с гардемаринами, продолжите дома выполнять задания в учебнике на страницах 49 – 57.

Многие ученики Навигацкой школы прославили своими делами Российское государство. Имена Алексея Чирикова, Федора Лужина, Ивана Кириллова, Михаила Гвоздёва, Семена Челюскина – мореплавателей и первооткрывателей новых земель, первых российских полярных исследователей и путешественников – дороги каждому русскому человеку. Из Навигацкой школы выходили офицеры, инженеры ,архитекторы, учителя. В ее стенах были воспитаны первые русские интеллигенты – люди, занимающиеся умственным трудом.

Все ученики Навигацкой школы занимались математикой. И вы тоже должны равняться на гардемаринов, чтобы в будущем прославить своими делами нашу Родину.

До новых путешествий в Петровскую эпоху.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование материала исторического характера ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, способствует осуществлению межпредметных связей, расширяет кругозор учащихся, воспитывает любовь и уважение к людям, труду, к родному краю. На ряду с освоением математических знаний ученик познает окружающий мир, историю родной страны, ее культурное наследие.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика-это лишь малая доля в океане патриотизма.









































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1.Е.Ямбург «Знание и сознание» Известие 1993г.

2.К.Ушинский.Избранные педагогические сочинения.

3.Т.Касимова. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие.

4. Т. Буторина. Воспитание патриотизма средствами образования. КАРО,2004.

5.Т.Е.Демидова. С.А.Козлова Математика. Учебник .4 класс. Часть1. С.49-54


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание на уроке математики

Автор: Кувшинова Любовь Васильевна

Дата: 10.08.2015

Номер свидетельства: 224894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад на тему: «Патриотическое воспитание в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-patriotichieskoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445015500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация к уроку математики Закрепление знаний по теме: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiiakurokumatiematikizakrieplieniieznaniipotiemietablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304085"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457647554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация к докладу " Организация учебной деятельности учащихся на уроках математики в рамках ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-k-dokladu-orghanizatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223966"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438272771"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок математики (Война и цыфры) "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-matiematiki-voina-i-tsyfry"
    ["file_id"] => string(6) "205219"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429820777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства