Этап урока (время ) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарий к слайдам |
Организационный момент. (1 мин) | Проверка готовности учащихся к уроку. Тетради с домашним заданием собраны для проверки. | Учащиеся настраиваются на урок. | |
Формулировка темы и целей урока (3 мин) | Учитель привлекает учащихся к формулировке темы урока. Устная работа с рисунками на (Слайды 1,2, 3) - О какой геометрической фигуре мы говорили на предыдущем уроке. -назовите противоположные стороны четырехугольника АBCD - Разделите четырехугольники на группы, в зависимости от расположения их сторон - На слайде остались четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны. Я думаю, вы знаете называются такие четырехугольники. - тема урока «Параллелограмм». (Слайд 4) -Формулирует цель и задачи урока. (Слайд 5) | - четырехугольники - AB и CD, AD и BC Предположения учащихся: Четырехугольники, у которых нет параллельных сторон Есть параллельные стороны; Одна пара параллельных сторон Обе пары сторон параллельны - параллелограммы | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3(а) Слайд 3(б) Слайд 4 Слайд 5 |
3. Актуализация знаний. (2 мин) | - Повторим свойства параллельных прямых. -Как называются углы, изображенные на рисунках? -Сформулируйте свойства параллельных прямых. (Слайд 6) | Учащиеся после просмотра каждого рисунка формулируют свойства параллельных прямых | Слайд 6 |
| - Повторим признаки равенства треугольников. (Слайд 7) | Учащиеся формулируют признаки равенства треугольников. | Слайд 7 |
| | | |
4. Изучение нового материала. (3 мин) | - Формулирует определение параллелограмма. (Слайд 8). -Назовите противоположные стороны параллелограмма. На клетчатой части слайда, с помощью маркера и линейки, показывает как можно нарисовать параллелограмм. Параллелограммы играют важную роль в жизни. Мы с вами постоянно встречаемся с ними в окружающей обстановке, в архитектуре, в искусстве, в технике, в других науках. (Слайды 9, 10). | Записывают в тетради тему урока, определение, рисуют параллелограмм, делают записи о параллельности сторон. | Слайд 8 По клику мышки появляется запись: пары параллельных сторон – противоположных сторон. Слайды 9,10 |
(3 мин) | - Ребята, как вы предполагаете, какими свойствами обладает параллелограмм? (Слайд 11) | Предположения учащихся: диагональ делит параллелограмм на равные треугольники; противоположные стороны равны; противоположные углы равны; стороны параллельны, значит сумма односторонних углов равна 180; вторая диагональ делит параллелограмм на 4 попарно равных треугольника; диагонали в точке пересечения делятся пополам. | Слайд 11 |
(8 мин) | - Но пока это только наши утверждения, которые требуют доказательства. Давайте попытаемся вместе доказать Свойство 1 (Слайд 12) Свойство 2 (Слайд 13) | Отвечаю на вопросы учителя, помогают записать условия и доказать свойств. По ходу доказательства свойств, учащиеся делают записи в тетради. | Слайд 12 Слайд13 Все необходимые элементы чертежа и записи теоремы появляются по клику мыши. |
(4 мин) | - Теперь, ребята, я предлагаю вам повторить доказательство с помощью анимированного чертежа (Слайд 14, 15) | Учащиеся, по желанию, выходят к доске и повторяют доказательства ( учитель помогает, руководя анимацией). Остальные внимательно слушают и дополняют. | Слайд 14 Слайд15 Теперь записи теремы нет. |
Физкультминутка (1 мин) | | | |
5. Практическая работа. (4 мин) | - Ребята, сейчас вы делали чертежи параллелограммов в тетради с помощью клеточек. А как построить параллелограмм на нелинованной бумаге, используя геометрический инструменты? Как могут свойства параллелограмма вам в этом помочь? | Ответы учащихся: - Так как у параллелограмма противоположные стороны параллельны, то параллельные прямые можно построить с помощью угольника и линейки. | Слайд 16 |
| Предлагает учащимся: 1)посмотреть готовую анимацию построения. (Слайд 16); 2) выполнить построение на доске маркером и на нелинованной бумаге На следующем уроке рассмотрим другой способ построения параллелограмма | Учащиеся строят параллелограммы на доске (1 человек) и на нелинованных листах. Работают в парах: проверяют друг у друга правильность и аккуратность, выполненной работы. (Ставят 1 балл на листе, если чертеж сделан верно). | |
6. Закрепление полученных знаний и умений. Решение задач. (4 мин) | А теперь применим новые знания на практике. Решение задач по готовым чертежам позволит вам еще раз закрепить теорию. (Слайды 17) | Сильные учащиеся решают задачи самостоятельно, остальные - с помощью учителя. (С использованием анимации). Задача 1. Решение: MNPK – параллелограмм NP=MK=7см, PK=NM=4 см P= (7+4)2 = 22 см Задача 2. Решение: MNPK – параллелограмм M = P = 70 N = K = 180- 70= 110 | Слайд 17 |
(4 мин) | Условие и чертеж задачи 3 записано на доске(во избежание переутомления от использования компьютера), предлагаю вам решить ее с полным оформлением решения). | Решение: по свойству параллелограмма ВО = ОD, Ð ВОМ =Ð КОD – вертикальные, Ð МВО = Ð КДО – накрест лежащие углы при параллельных прямых ВМ и DК и секущей ВD Þ ∆OMB = ∆OKD (по стороне и двум прилежащим углам). Решение задач проверяются и обсуждаются совместно с учителем | 3. В параллелограмме ABCD: О – точка пересечения диагоналей, отрезок MK проходит через эту точку, точки М и К лежат соответственно на сторонах ВС и АД. Докажите, что ∆OMB = ∆OKD. А В D C |
7.Контроль и самопроверка знаний (5 мин.) | Сейчас ребята вы выполните самостоятельную работу это тест с выбором ответа по карточке, решение дополнительной задачи для тех, кто справится с тестом быстро. Раздает карточки , на которых есть и тест, и задача. | -Учащиеся выполняют выбранное задание на карточке. -Затем осуществляют самопроверку (ответы к заданиям заготовлены заранее на откидной доске). Ставят себе баллы по предложенному критерию. -Сдают листы с практической работой и карточки с выполненными заданиями учителю | Ответы для самопроверки: 1 вариант 1.а,г 2.1 г 2.2 б 2.3 в Задача 4 и 10 2 вариант 1.б,г 2.1 а 2.2 б 2.3 а Задача 1050 Критерий: за каждое задание теста – 1 балл, за решение задачи – 2 балла |
8.Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся Задание на дом. (3 мин) | Подведем итоги нашего урока. Достигли ли мы поставленной цели? (слайд 5) Объявляет оценки за урок активно работавшим учащимся, Кроме того, каждый получит оценку в соответствии с набранными баллами за сданные работы (0-5(7)) Запишите домашнее задание. Дает комментарий к №372 в) Выберите картинку, выражающую ваше настроение к концу урока, и, после звонка, прикрепите ее на плакат. Благодарю всех за урок. До свидания! | Да, мы узнали определение и свойства параллелограмма, научились строить параллелограмм. Применять свойства параллелограмма для решения задач. Домашнее задание п. 42, теоремы о свойствах параллелограмма, № 371 б), 372 в), 376 а),в). Творческое задание: сделать презентацию Мальчикам – «Параллелограмм в архитектуре (либо в технике)», Девочкам «Параллелограмм в искусстве (например в орнаменте)» | |