Просмотр содержимого документа
««Отрезок. Длина отрезка»»
Урок математики по теме
«Отрезок. Длина отрезка»
Разработала учитель математики МБОУ «сош №3 им. Ю. И. Тлюстена» Ереджибок К. Х
.Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Отрезок. Длина отрезка
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид используемых на уроке средств ИКТ: элементы презентации, демонстрационный материал для 5 класса по изученной теме.
Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
приобретение учебной информации по теме: «Отрезок. Длина отрезка»,
контроль усвоения теории
применение знаний и умений к изучаемой теме,
формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи урока: освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Отрезок. Длина отрезка»:
знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,
умение применять эти знания и умения для решения практических задач,
контроль уровня освоения материала,
развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1) Повторение ранее изученного материала: мини-опрос по понятиям (натуральные числа, цифры, классы, разряды), устный счет по цепочке.
2) Обмен тетрадями, комментарии по проверочной работе.
3) Сегодня мы начнем знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Может, кто-нибудь знает, как называется этот раздел математики? (ответ учеников)
Правильно, это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду... Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. (ученики могут назвать имена математиков Древней Греции)
Наибольшее влияние на развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Его сочинение "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию.
Сегодня мы начнем знакомство с изучения части геометрии под название планиметрия. В ней рассматриваются фигуры, изображенные на плоскости.
На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Закрепление изученного материала
Откройте тетради, запишите число.. Тема нашего сегодняшнего урока «Отрезок. Длина отрезка».
Возьмите простой карандаш и коснитесь острием грифеля тетрадного листа. В месте соприкосновения появилась точка. Давайте обозначим ее заглавной латинской буквой А. – Повторение латинского алфавита (обучающиеся оп цепочке называют латинские буквы в алфавитной последовательности).
Итак, укол карандаша на плоскости называют точкой.
Отметим еще одну точку и обозначим ее буквой В.
С помощью какого измерительного инструмента можно соединить эти две точки на плоскости самой короткой линией?
- С помощью линейки (ответ учеников)
Итак, мы с вами получили геометрическую фигуру под название отрезок.
Точки А и В принято называть концами отрезка. Тогда отрезок будет назваться АВ или ВА.
Нередко перед нами будет стоять задача измерить этот отрезок. Как вы думаете, что такое длина отрезка?
- расстояние между точками (ответ учеников)
Но не просто расстояние, а кратчайшее расстояние между точками на плоскости.
А какие отрезки мы назовем равными? (наглядная демонстрация)
- те, которые при наложении совпадают (ответ учеников)
Работа с учебником
Откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал до понятия ломаной на странице 18. А потом скажите мне, какие факты еще не были нами освещены.
(Ответы учеников):
- свойство длины отрезка: если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АВ и СВ.
Давайте отметим это свойство в тетради. Отметим на отрезке точку С (говорят, что она лежит на этом отрезке, принадлежит отрезку АВ) и запишем, что длина отрезка АВ = АВ + СВ – это принятая форма записи для обозначения длины отрезка АВ для этого конкретного случая.
- длина отрезка – сумма единичных отрезков, которые приняты за единицы измерения
Давайте приведем примеры единиц измерения:
- единицы измерения отрезка могут быть: см, мм, м…
*физкультминутка*
1.
Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 15 см
2.
Три измерения прямоугольного параллелепипеда равны 3 см, 2 см, 6 см. Найди его объём (V) и сумму площадей всех его граней (S)
3.
Вычисли периметр шестиугольника по картинке
4*
Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую его сторону увеличили в 4 раза?
https://uchi.ru/b2t/teacher/math/works/library
Номера в учебнике
№44 – самостоятельный поиск отрезков – взаимопроверка с результатом соседа, коллективное подтверждение
№47 – работа на местах, коллективная проверка
№49 – вызов ученика к доске, стандартное оформление задачи: чертеж, краткое условие, ход решения с буквенными выражениями, после преобразованными в числовой эквивалент.
Задание на повторение №78 (1-8)
Подведение итогов, домашнее задание
С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке математики?
Давайте с вами вспомним эти понятия (ученики отвечают, работая с учебником). Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – ответы учеников - и применили полученные знания на практике.
Домашнее задание: п. 3 (выписать основные понятия в тетрадь для правил и выучить их), №45, 48, 50.
Оценки за сегодняшний урок получают (зачитываются фамилии / имена детей с оценками).