" Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков"., урок математики в 5 классе, ФГОС.
" Отрезок. Длина отрезка. Равенство отрезков"., урок математики в 5 классе, ФГОС.
Цель урока : Сформировать понятие отрезка, рассмотреть, что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. (Урок № 4)
Методы обучения : фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Задачи урока: -Добиваться усвоения учащимися содержания новых понятий урока,
-формировать исследовательские навыки,
-учить планировать свою деятельность,
- развивать критическое и логическое мышление, творчески мыслить, обобщать полученные знания.
Личностные результаты:
? Уметь высказывать свое мнение, выражать свои эмоции;
? Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
? Формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мотивационное начало урока. На доске слова (слайд 5)
Учитель: «Как вы думаете, эти слова подходят для нас?» ( ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, что такое геометрия? (слайд 6)
Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы участков. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие»
Основные понятия геометрии: точка, отрезок, прямая, плоскость.
Сегодня мы остановимся более подробно на понятии- отрезок. (учащиеся записывают тему урока в тетради ).
Изучение нового материала.
а) Отметьте в тетради точки. Обозначьте их, т.е. дайте им имя. Имя точки- большая латинская буква. (слайд 7)
б) С помощью линейки проводим линии, соединяющие эти точки. Линия в переводе с латинского- льняная нить.
в) Уч.: « Как вы думаете, как Эта фигура называется?, Как называются точки А и В? (слайд 8,9) ( Запись со слайда в тетради)
Соединим точки А и В другими линиями. Будут ли эти линии отрезком? (нет. Отрезок самый кратчайший путь) (слайд 10)
г) Нарисуйте 7 отрезков. А теперь с помощью минимального количества линий соедините их, так чтобы получилась картинка.
д) Где среди окружающих нас предметов в классе мы видим отрезки? ( дети называют)
е) Как сравнить два отрезка без линейки? ( ответы учащихся)
Задание : (ребята выполняют задание, сравнивают два отрезка и делают вывод, запись оформляют в тетради) Наложить отрезок АВ на отрезок СД так, чтобы начало одного совпало с началом другого:
а) если отрезок АВ составляет часть отрезка СД, то он меньше отрезка СД ( АВ˂СД);
б) если отрезок СД составляет часть отрезка АВ, то он меньше отрезка АВ ( АВ˃ СД)
в) если отмеченный конец отрезка АВ совпадает с точкой Д, то отрезки АВ и СД равны (АВ=СД).
Два отрезка на плоскости называются равными, если существует перемещение, при котором копия одного отрезка совмещается с другим отрезком.(слайд 11)
Учитель: Что такое длина отрезка? Что нам нужно, чтобы найти расстояние? (ответы учащихся)
Такие единицы измерения принято называть единичными отрезками, тогда измерить- значит сравнить с эталоном. Длина-это некоторое число, которое показывает, сколько раз единица измерения указывается в измеренном отрезке. (слайд 12 ,13, 14)
4.Практическая работа : (две одинаковые веревки по 30 см, две полоски бумаги 2 см и 3 см.)
Возьмите веревку и в качестве единицы измерения- полоску бумаги. И начинайте откладывать по веревке эти полоски. Сколько получилось полосок? Возьмите вторую веревку и проделайте тоже самое. Сколько получилось полосок? Сравните веревки (они одинаковые). А почему разные измерения? (разные единицы измерения). От чего зависит длина отрезка? (от единицы измерения). Какой можно сделать вывод? (чем больше единица измерения, то ее укладывается в измеряемом отрезке меньше раз и наоборот). Можно ли сравнивать отрезки, если мерки разные? (нет).
Какие старинные меры длины вы знаете или слышали. (слайд 15,16,17)
5 .Давайте решим старинную задачу : «Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет на встречу из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? ( через 10 дней) . (слайд 18)
Еще существует такая мера длины – шаг. Давайте измерим длину нашего класса. Что вы заметили? (Разные результаты). Удобно пользоваться старинными мерами длины? (нет). Значит, чтобы измерить длину отрезка, надо выбрать единицу измерения одинаковую для всех.
Метр- основная мера в системе мер, принятой практически во всех странах. Она так и
называется –метрическая система мер. Какими единицами длины используют для точного измерения кроме метра? (ученики отвечают). (слайд 19,20)
Во сколько раз 1 метр больше 1 сантиметра? Во сколько раз 1 метр больше 1 дм.?
Рассмотрим (слайд 21)
На нем изображен отрезок АВ и точки С, М, К, О, Д, N. Как располагаются точки по отношению к отрезку?( дети отвечают). Введем понятия: «…лежат на отрезке», «…принадлежат отрезку», «не принадлежат отрезку».
6. Физкультминутка.
7. Вопросы для актуализации внимания : Давайте поговорим о взаимном расположении 2-х отрезков. Что вы можете об этом сказать?( отрезки могут пересекаться или не пересекаться, иметь общую точку, отрезок может лежать на другом отрезке). Возьмите свои веревки и покажите различные взаимные расположения двух отрезков ( работа в парах).
8. Закрепление по упражнениям учебника № 31, 32 стр. 11.
9.Рефлексия. «Закрой глаза» (слайд 22)
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на вопросы:
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём
-Где в жизни можно применять знания, полученные на уроке?