Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Координатная плоскость" 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курасовская основная общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
6 КЛАСС
ПО ТЕМЕ «КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»
13 МАЯ 2022г
Учитель математики Бартенева Татьяна Александровна
Курасово, 2022г
Тема урока: Координатная плоскость
Предмет: Математика
Класс:6
Автор урока: Бартенева Т.А.
Тип урока: урок закрепления и применения нового знания.
Цели:
Предметные: повторить основные понятия и определения по теме; обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Координатная плоскость»; вырабатывать умения и навыки в построении и нахождении точек на координатной плоскости по заданным координатам; проверить ЗУН учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы.
Метапредметные: развивать познавательный интерес к предмету за счет вовлечения в игру; развивать логическое мышление, внимание, культуру математической речи; творческие способности; расширять кругозор.
Личностные: самостоятельность; ответственное отношение к труду; аккуратность и внимательность при работе с чертежами; воспитывать чувства само- и взаимоуважения.
Задачи: обобщить и систематизировать сведения и прямоугольной системе координат; отрабатывать умение определять координаты точки, строить точки по заданным координатам; воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность выполнения заданий; чувство коллективизма; развивать логическое мышление, память, внимание, культуру речи
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:закрепят и актуализируют знания, умения и навыки в построении координатных осей, в нахождении точки по заданным координатам, в построении точки по заданным координатам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска (если есть) презентация PowerPoint, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Мотивация:презентация, в урок включены игровые моменты.
Важно:в данной презентации используется макроса DragAndDrop. Чтобы он работал, нужно его включить. Для этого делаем следующее: режимпоказа слайдов/выскакивает окно: Оповещение системы безопасности – макрос/щелкаем мышкой наВключить содержимоеи щелкаем ОК. Макрос включен.
План:
Организационный момент.
Устная работа
Решение задач
Физкультминутка
Решение задач (продолжение)
Самостоятельная работа
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал, известный учёный Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». (Слайд 1).
Пусть эти слова станут девизом нашего урока. А, теперь ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую плодотворную работу.
Я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий. и точных построений.
Сегодня у нас завершающий урок и на этом уроке с помощью различных игр мы еще раз вспомним все основные понятия по данной теме, а так же повторим и закрепим построение и нахождение точек.
Для начала поработаем устно.
Устная работа
Разгадайте кроссворд (Слайд 3)
Чтобы вспомнить все основные понятия разгадаем кроссворд.
Как располагаются координатные прямые Х и У на плоскости? (перпендикулярно)
Координатную прямую Х называют ось….(абсцисс)
Координатную прямую У называют ось….(ординат)
На сколько четвертей делят координатные прямые Х и У плоскость? (четыре)
Под каким углом пересекаются координатные прямые? (прямым)
Как называется точка пересечения координатных прямых? (началом)
Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости? (координаты)
Сколько чисел нужно указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости? (две)
(Кроссворд анимированный, сделан с помощью автофигур, поэтому чтобы он работал нужно нажать на любую из цифр, в произвольном порядке – появиться вопрос, после прочтения вопроса еще раз нажать на эту же цифру – в сетке кроссворда появиться ответ).
И так ребята, скажите, пожалуйста, к какой же теме урока относятся все эти понятия?
Ребята: к «Координатной плоскости». Молодцы. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.(Слайд 4)
Задачи: обобщить и систематизировать сведения и прямоугольной системе координат; отрабатывать умение определять координаты точки, строить точки по заданным координатам.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по применению координат и координатной плоскости.
Игра «Назови точку» (слайд 5 )
Д авайте поиграем в игру. Правила игры: на координатной плоскости отмечены точки, я показываю на точку, вы называете ее координату. Если координаты точки названы правильно – точка исчезает, если координаты точки названы неверно – появляются две новые точки. Задача – убрать все точки.
(Слайд работает так: если щелкнуть по точке на плоскости, то она исчезнет; если щелкнуть по точке на верху, то она переместится, еще один щелчок по этой же точке – исчезнет. Даже если ребята часто ошибаются совсем не обязательно, чтобы все точки слайда были убраны, достаточно поиграть 3-5 минут. Это слайд можно скопировать в отдельную презентацию и использовать и на других уроках в качестве повторения темы «Координатная плоскость», для этого можно просто переставить точки и стрелки перемещения в другие места плоскости – и новая игра готова).
Расположите точки по координатным четвертям» (слайд 7,8)
Р ебята, вам нужно расставить точки в свои координатные четверти. Выходите к доске по одному и перемещаете точки по местам.
(На этом слайде работаетмакроса DragAndDrop.Если в классе есть интерактивная доска, то точки можно перетаскивать с помощью маркера, если доски нет, то точки перетаскиваются с помощью мышки. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мышки по точке и переместить её в нужное место и еще раз щелкнуть левой кнопкой мышки – точка остается на том месте, в какое вы её переместили. Внимание: 1) презентацию после работы не сохранять иначе точки останутся там, куда вы их переместите. 2) три точки не двигаются (6;0),(0;-5),(0;3)).
Вопросы классу:
Почему три точки остались на месте? (они лежать не в четвертях, а на осях)
На каких осях лежат эти точки?
Решение задач
Рисуем по координатам (слайд 9.10 )
Следующее задание, ребята, вы будете делать самостоятельно. На слайде записаны координаты точек, вам нужно построить эти точки и последовательно соединить их отрезками.
(На столах карточки с координатной плоскостью и точками.
Рисунок-ЗВЕЗДА, который мы получили, говорит о том, что мы помним о тех, кто жизни не жалел, приближая Победу.
В этом году наша страна отмечает 77-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны.
Что означает звезда? (вопрос детям)
Звезда - символ Красной армии
Звезда - это в переносном значении человек, который прославился и получил очень широкую известность в какой-то определённой сфере деятельности.
Звезда — это небесные тела обладающие свойством светиться. Звездой ближайшей к является Солнце. Земле
4. Физкультминутка (слайд 12 )
Ребята, давайте с вами отдохнем и выполним следующие упражнения.
Вы закрываете глаза, а я задаю вопросы. А вы если согласны с утверждением поднимаете рука вверх, а если нет то руки вперед.
Верно ли, что
1) если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю (верно)
2) первое число, задающее положение точки на координатной плоскости называется ординатой. (не верно)
3) чтобы изобразить точку на координатной плоскости достаточно знать одно число (не верно)
4) точка с координатой (5;3) принадлежит первой четверти (верно)
5) ось Оу называется абсциссой (неверно)
6) оси координатной плоскости параллельны (неверно)
В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.
5. Решение задач (продолжение)
Представьте, что вы художники. Вам предстоит на координатной плоскости нарисовать зодиакальные созвездия (слайд 14.15 )
Созвездие «Большой и Малой Медведицы»
Вариант 1
(6; 6),
(3; 7),
(0; 8),
(–3; 5),
(–5; 7),
(–8; 5),
(–6; 3),
(–3; 5)
Вариант 2
(–15; –7),
(–10; –5),
(–6; –5),
(–3; –6),
(–1; –10),
(5; –10),
(6; –6),
(–3; –6)
Проверим ответ. Картинка появляется на экране
Скажите, а мы с вами только отдельные точки умеем строить? А графики вы с вами строили? Давайте посмотрим на некоторые графики. Обратите внимание на экран. (слайд 16.17
Ребята, давайте еще раз повторим построение точек на координатной плоскости. Теперь вы умеете строить точки и находить их координаты. Эта тема нам понадобиться в следующих класса на уроках алгебры, где мы будем строить различные функции прямые, параболы, гиперболы и т.д.
Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты целый день?» А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации можно сделать вывод, двигающий нас вперед!
В начале урока я использовала девиз, давайте попробуем мы поставить себе отметки. Возьмите в руки карандаш. Если урок был для вас интересен и познавателен, то поставьте "+". Если урок не понравился или было скучно-поставьте "-".
Если у вас на уроке всё получилось или почти всё, то поставьте "+". Если на уроке было очень трудно или ничего не получилось, не успели, то поставьте "-". У вас в тетрадях получилось два знака, а теперь возьмите магнит, лежащий на столе, и разместите его в той четверти координатной плоскости, которая соответствует по своим знакам вашим ответам. Например, два "+"-это I четверть. Посмотрим, в какой четверти окажется больше магнитов.
В конце поблагодарить детей.
Выставление оценок.
8. Домашнее задание (слайд 19 )
1) Придумать и нарисовать на координатной плоскости картинку, записать координаты точек в порядке их соединения.