kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по математике в 6 классе на тему " Комбинаторика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления новых знаний и способов действий. На уроке формируются представления о комбинаторных задачах, о способах их решений с помощью перебора, дерева возможных вариантов и с помощью правила умножения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике в 6 классе на тему " Комбинаторика"»


Технологическая карта урока по теме: ПРАВИЛО УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ

Класс: 6

Учитель: Солдатова Татьяна Анатольевна

ОО: МОУ «СОШ с.Сулак Краснопартизанского района Саратовской области»

УМК:Г.В. Дорофеев

Тип урока: закрепление новых знаний и способов действий.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о комбинаторных задачах, переборе всех возможных вариантов, дереве возможных вариантов, правиле умножения для комбинаторных задач.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: осознают важность и необходимость знаний для человека.

Предметные: умеют, перебирая все возможные варианты, решать простейшие комбинаторные задачи, передавать информацию сжато, полно, выборочно, решать комбинаторные задачи, применяя правило умножения.

Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):

Познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач;

Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют участвовать в диалоге, понимают точку зрения собеседника, признают право на свое мнение, развернуто обосновывают суждение.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: -проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Подготовка учащихся к уроку. Отвечают на вопрос: комбинаторика - ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, возникла в ХII веке.

Организует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.


  • Здравствуйте, ребята!

  • В курсе математики 5-го класса и на прошлом уроке мы познакомились с таким разделом математики как комбинаторика. Вспомните, что такое комбинаторика? СЛАЙД 2.

  • Очень часто в жизни приходится делать выбор, принимать решение. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а потому, что приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций.

  • И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.

  • Задачи, которые мы сегодня будем решать, помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то,

мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

Девизом нашего урока сегодня станет древняя китайская мудрость: СЛАЙД 3

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я запомню.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II Актуализация знаний

Цель: обобщить знания по теме

Устная работа.


Отвечают на вопросы учителя

(с историей развития комбинаторики учащиеся познакомились на предыдущем уроке. Приложение 1.)

Организует устную работу. Следит за правильностью рассуждений.

  • Когда возникла комбинаторика?

  • Где применялись комбинаторные задачи?

  • Назовите фамилии ученых, которым принадлежат первые научные исследования в области комбинаторики?

  • Может ли комбинаторика помочь в реальной жизни?

  • Как часто люди комбинируют что-либо?

  • Какими способами мы умеем решать комбинаторные задачи? (перебор, дерево возможны вариантов, правило треугольника, правило умножения и др.)

  • В чем заключается правило решения задач с помощью дерева вариантов?

  • Решите задачу, составив дерево возможных вариантов: Из чисел 1,5, 9 составить трехзначные числа, при условии, что цифры не должны повторяться. Сколько получится чисел? СЛАЙД 4.

  • В чем заключается правило умножения?

  • У вас на парте лежат полоски красного, белого и синего цвета. Соберите, пожалуйста, флаг Российской Федерации.

  • Как вы расположили полоски?

  • А какое значение имеют цвета флага нашей страны?

(белый - благородство, синий – честность, красный – смелость) СЛАЙД 5

  • Флаги каких стран также состоят из полос красного, белого, синего цвета? (Франции, Голландии) СЛАЙД 6

  • Они отличаются от флага России? Чем? (расположением полос)

  • Замечательно, что вы хорошо знаете флаг своей Родины!

  • Интересно, сколькими способами можно составить

флаг из горизонтальных и вертикальных полос белого, красного и синего цвета? Решите задачу с помощью правила умножения. СЛАЙД 7.

Личностные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III Решение задач

1) Работа в группах

Цели:-. Составление плана работы



































































2) Работа с интерактивной доской


Разбиваются в группы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) план работы




































































Ставят цели, формулируют (уточняют) способы выполнения работы








Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



































































Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения;


Класс разбивается на пять групп. Каждой группе предлагается решить задачу и представить ее решение на доске для остальных групп. (Приложение 2).Повторяют правила работы в группе СЛАЙД 8.

1 группа. Участники лыжных соревнований стартуют с интервалом в 30 секунд. Чтобы определить порядок старта, спортсмены тянут жребий, указывающий номер старта. Сколько существует различных последовательностей выхода лыжников на старт, если в соревнованиях принимают участие 6 лыжников? Через какой промежуток времени все спортсмены будут на лыжне?

2 группа. Проказница-Мартышка,

Осел, Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли квартет.

Ударили в смычки,

дерут, а толку нет.

«Стойте, братцы, стой! –

кричит Мартышка.

– Погодите!

Как музыке идти?

Ведь Вы не так сидите…»

Сколькими различными способами могут музыканты, герои басни И. А. Крылова, сесть в один ряд?

3 группа. В субботу в 6 классе 5 уроков: физкультура, русский язык, литература, ИЗО, математика. Сколько можно ставить вариантов расписания на день? Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная, что математика – последний урок?

4 группа. Путешественник хочет выехать на своей машине из города А, посетить города В, С и D, после чего вернуться в город А. Какими путями можно это сделать? На рисунке дана схема путей, связывающих города. Какой из вариантов самый оптимальный?

5 группа. Хоккейная комбинация. На поле 5 игроков. Начал комбинацию игрок № 1, продолжили игроки с другими номерами, а забил гол игрок № 5. Каждый хоккеист ударил по шайбе только один раз. На рисунке с помощью стрелок изображен один из возможных вариантов передачи шайбы между игроками в данной комбинации. Изобразите все другие возможные варианты передачи шайбы.

Решение:

1-я группа.

Первому лыжнику достанется 6 вариантов выбора номера. Второму – 5 и т. д.

Итого: 6 ∙ 5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 720. Все лыжники будут на лыжне через 150 с, то есть через 2,5 мин.

2-я группа.

Всего вариантов может быть 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 24.

3-я группа.

  1. Всего расписаний на день можно составить 5 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 120.

  2. Если математика стоит последней, то всего расписаний 4 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 24.

4-я группа.

Маршрут ABCDA = 300 + 350 + 400 + 500 = 1500

Маршрут ACDBA = 200 + 400 + 400 + 300 = 1300

Маршрут ACBDA = 200 + 350 + 400 + 500 = 1450

Маршрут ABDCA = 300 + 400 + 400 + 200 = 1300

Маршрут ADBCA = 500 + 400 + 350 + 200 = 1450

Ответ: Самый оптимальный маршрут ACDBA или ABDCA.

5-я группа.

Если игроки под номерами 1 и 5 неизменны, то меняем местами игроков с номерами 2, 3, 4. Таких комбинаций возможно 6. Значит, всего 7 комбинаций


Фронтальная работа класс на интерактивной доске с цифровым образовательным ресурсом Комбинаторика-1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10e5a6e1-3646-45dd-8078-7a4f1e41b1d7/%5BA79_07-01-KT05%5D_%5BQS_00%5D/%5BA79_07-01-KT05%5D_%5BQS_00%5D.html



Правильные ответы:


Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

































































Личностные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. Самостоятельная работа

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения знаниями

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.






Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

Организует: проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения;

Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять –

СЛАЙД 9. Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!




Самостоятельная работа. (работа с учебником)

СЛАЙД 10.

Вариант 1. № 504 Ответ: 64, 24

Вариант 2. № 506 Ответ: 48, 18


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.








Личностные: самоопределение

V. Рефлексия

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

















Притча. СЛАЙД 11.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в «строительстве храма»?

В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели:

  • Сегодня на уроке я научился:

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно:

  • Я понял, что:

  • Больше всего мне понравилось (не понравилось):

  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование



Дает комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание: СЛАЙД 12. придумать комбинаторную задачу прикладного характера; решить № 503, 514.


Приложение 1.

Из истории развития комбинаторики.


Комбинаторика, ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, возникла в ХII веке.

Еще в доисторическую эпоху люди сталкивались с комбинаторными задачами. Выбрать и расположить предметы в определенном порядке, отыскать среди разных расположений наилучшее – вот задачи, решаемые в быту, на охоте или в сражениях. Некоторые элементы комбинаторики были известны в Индии еще во II в. до н. э. Индийцы умели вычислять числа, которые сейчас называют «сочетания». Комбинаторные задачи встречались в качестве игр в часы досуга. Наряду с состязаниями в беге, метании диска, кулачными боями появлялись игры, требовавшие умения мыслить, рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника. Со временем игры успожнились: появились нарды, карты, шашки и шахматы. В таких играх приходилось рассчитывать различные ситуации, комбинации сочетания фигур.

При тайных переписках дипломаты стали применять шифры, которые были основаны на различных перестановках букв, чисел, заменах букв с использованием ключевых слов и т. д.

Комбинаторика как наука стала развиваться в ХIII в. параллельно с возникновением теории вероятностей. Первые научные исследования по этой теме принадлежат итальянским ученым Дж. Кардано, Н. Тарталье (ок. 1499-1557), Г. Галилею (1564—1642) и французским ученым Б. Паскалю (1623-1662) и П. Ферма. Комбинаторику как самостоятельный раздел математики первым стал рассматривать немецкий ученый Г. Лейбниц в своей работе «Об искусстве комбинаторики», опубликованной в 1666 г. Он также впервые ввел термин «комбинаторика». Значительный вклад в развитие комбинаторики внес Леонард Эйлер. Современная символика сочетаний была предложена разными авторами учебных руководств только в ХIХ в.

Комбинаторика используется для составления и декодирования шифров, а также решения других проблем теории информации.












Приложение 2

Задания для групп.


1 группа. Участники лыжных соревнований стартуют с интервалом в 30 секунд. Чтобы определить порядок старта, спортсмены тянут жребий, указывающий номер старта. Сколько существует различных последовательностей выхода лыжников на старт, если в соревнованиях принимают участие 6 лыжников? Через какой промежуток времени все спортсмены будут на лыжне?



2 группа. Проказница-Мартышка,

Осел, Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли квартет.

Ударили в смычки,

дерут, а толку нет.

«Стойте, братцы, стой! –

кричит Мартышка.

– Погодите!

Как музыке идти?

Ведь Вы не так сидите…»

Сколькими различными способами могут музыканты, герои басни И. А. Крылова, сесть в один ряд?


3 группа. В субботу в 6 классе 5 уроков: физкультура, русский язык, литература, ИЗО, математика. Сколько можно ставить вариантов расписания на день? Сколько можно составить вариантов расписания на день, зная, что математика – последний урок?



4 группа. Путешественник хочет выехать на своей машине из города А, посетить города В, С и D, после чего вернуться в город А. Какими путями можно это сделать? На рисунке дана схема путей, связывающих города. Какой из вариантов самый оптимальный?



5 группа. Хоккейная комбинация. На поле 5 игроков. Начал комбинацию игрок № 1, продолжили игроки с другими номерами, а забил гол игрок № 5. Каждый хоккеист ударил по шайбе только один раз. На рисунке с помощью стрелок изображен один из возможных вариантов передачи шайбы между игроками в данной комбинации. Изобразите все другие возможные варианты передачи шайбы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по математике в 6 классе на тему " Комбинаторика"

Автор: Солдатова Татьяна Анатольевна

Дата: 19.08.2019

Номер свидетельства: 517981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Организация индивидуальных и групповых консультаций по подготовке к ГИА по математике"
    ["seo_title"] => string(96) "orghanizatsiia-individual-nykh-i-ghruppovykh-konsul-tatsii-po-podghotovkie-k-gia-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "259433"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448744069"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Вычитание натуральных чисел и его свойства "
    ["seo_title"] => string(49) "vychitaniie-natural-nykh-chisiel-i-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "237080"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444230050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства