Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике»
Урок математики в 1 классе.
УМК «Школа России», авторы учебника М.И.Моро и др.
Тема: Дециметр.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технология деятельностного метода.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
презентация, раздаточный материал (мерки: 1см и 1 дм, лента длиной 20 см, полоски бумаги, фрагмент мультфильма «38 попугаев», CD диск к учебнику М.И.Моро, полоски разного цвета для самооценки деятельности
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок
А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать,
Будьте внимательны и старательны,
И успех к вам придет обязательно.
-Как вы понимаете значение выражения «пойдет вам впрок»?
Вывод: сегодня у нас урок открытия новых знаний, которые вам очень пригодятся в вашей жизни. Будем путешествовать по величине «Измерение длины». Из геометрических фигур сложите вид транспорта на котором отправимся в путь./ ДЕТИ на партах, а один ученик конструирует на доске. (- На машине). Из каких г/ф состоит мащина?
II. Актуализация знаний. (устные упражнения) 1 остановка «Повторяй-ка» Слайд
Зарядка для глаз.
Пальчиковая гимнастика.
Откроем тетради, запишем число. Кл раб.
Чистописание: 16 61 Прочитайте числа? Сколько дес. и ед. в каждом числе? Назовите соседей этих чисел. Показ учителем написания цифр каждого числа.
Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированно)
Как называются числа этого ряда? Какое правило знаем, чтобы написать эти числа?
Запишите ряд, вставляя пропущенные числа.
Считаем хором /прямой и обратный счет по указке/
Уменьши на 1 : 16, 11, 13, 20,
Увеличь на 1: 19, 18. 14. 17
. С этим этапом мы справились, обозначим его одной из ступенек лесенки трудностей – счет до 20
Едем дальше и 2 остановка «Мультфиьм» Слйд
III. Подведение к проблеме
Введение в тему урока.
Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев».
-Ребята, что делали зверята?
-Как? При помощи кого?
-Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?
-Какую единицу измерения вы уже знаете? Удобно ли сантиметром измерять длину удава? Почему?
Итак: у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину.
Цель:
-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения.
Следующая остановка «Практическая» Слайд
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.
Проведём практическую работу.
-У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)
Значит, большая мерка равна 10 см.
Проверим по линейке. Как же называется мерка, равная 10 см?
Отгадаем название мерки, если правильно расставим числа. (Слайд)
-Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. По словарю: деци с латинского – десять , десятая часть метра.
-Кто знает, как записать 1 дм? (Учитель на доске, учащиеся в тетради)
-Покажите полоску, длиной 10см. Подпишите (10см)
- Покажите полоску в1дм.
- Подпишите её. (1дм)
- Какой можно сделать вывод?
-Кто запомнил, чему равен 1дм? (10 сантиметров).
- Правильно 1 дм = 10 см (на доске табличку), (учащиеся делают запись в тетради).
- 10 это 1 десяток, а 1 дм это 10 см.
- Зарубите себе на носу. Что означает это выражение?/ Читает ученица.
- Дело в том, что "носом" в древней Руси также называли либо специальную деревянную переносную дощечку для записей. Эти дощечки нужны были, что бы человек делал "зарубки" на память. Поэтому в "переводе" на современный язык выражение "зарубите себе на носу "означает сейчас "запомнить".(Показ слайда)
- Вот и вы, ребята, зарубите себе на носу, что 1 дм = 10 см.
Самооценка.(светофор).
Едем дальше и следующая остановка «Закрепляй-ка»Слайд
VI. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин).
Цель:Зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий.
Планируемые результаты: понимание, принятие и применение нового открытия.
-А теперь откроем учебники на стр.51 и выполним задание 1.
Задание 1 (с. 51) - в паре.
- Задание будете выполнять в паре, поэтому напоминаю вам правила работы в паре.
-Измерьте длину лентыс помощью полоски бумаги длиной 1 дм. Сколько это сантиметров?
- Кто справился с этим заданием? Оцените выполненную работу. (Светофор)
2. Задание 3 (с. 51). Слайд
- Решите задачу.
-Костя, прочитай задачу.
- Ребята, назовите условие задачи. Вопрос.
- Самостоятельно запишите решение.
- А. Сережа напиши решение на доске.
- Повторите вопрос. Ответ.
- Сверьте с доской, оцените выполненную работу (Светофор).
VII.Физкультминутка (1 мин).
Цель: избежать нагрузки и перегрузки зрения.
Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил.
У жирафа пятна. пятнышки везде. (Слайд)
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин).
Цель:применить новый способ действий, организовать индивидуальную рефлексию достижения цели.
Планируемые результаты: усвоение новых знаний, решение учебных задач практически.
1.Задание 2 (с. 51) – самостоятельно с проверкой (проверка на слайде)
- Проверили, ребята? Кто выполнил верно? Не верно? Оцените.
2. - Работа в рабочих тетрадях с. 25 № 1.
Самооценка. (Светофор)
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (3 мин).
Цель:Оценить результаты деятельности, осознать метод построения, границ применения новых знаний.
Планируемые результаты: определение границ применения новых знаний.
Мы находимся на конечной остановке «Итоговая»Слайд
-Наш урок подходит к концу.
-Скажите, какую цель ставили? (Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки).
- Что узнали? (новую мерку – дециметр, и что 1 дм = 1 см)
- Чему научились? (чертить и измерять с помощью новой величины – дециметр)
-Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины).
Где может понадобится вам эта мерка?
-Оцените свою работу на уроке:
- Возьмите в руки полоски – это будут лучики солнышка, прикрепите к солнышку на доске.