Цели (задачи) урока Образовательные: Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, создание положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Развивающие: Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Метапредметные Регулятивные УУД. Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД. Уметь: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД. Уметь: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока: изучение нового материала. Педагогические технологии: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока. Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, квадраты из цветной бумаги, рабочая тетрадь. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 31-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2013 г. – 280 с.. Дидактические материалы по математике 5 класс: практикум /А.С.Чесноков, К.И. Нешков. – 3-е издание – М.: Академкнига/ 2011 г |
Опорные понятия, термины: натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение. | Новые понятия и связи между ними. Произведение десятичной дроби на натуральное число |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах. | Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205; № 1330 (обязательная часть); №1331; 1332 (по желанию). |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. . | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 1) На слайде 10,3; 71; 321; 10; 3,21; 0,897; 897; 68,5; 0,05; 109 . Разбейте их на 2 группы I - натуральные числа; II – десятичные дроби. (Презентация Слайд 1) 2) Восстановите цепочку: (Презентация Слайд 2) | 1) I - натуральные числа: 71; 321; 10; 897; 109 . II – десятичные дроби. 10,3; 3,21; 0,897; 68,5; 0,05 2) 4 · 5 = 20; 20 · 3 = 60; 60 · 2 = 120; 120 · 3 = 360; 360 · 2= 720; 720 : 9 = 80. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД - -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД -Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД - Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. |
3.Целеполагание и мотивация | Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке? Как вы думаете какая тема нашего урока? (Презентация Слайд 3) | | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (перед уроком дети вытягивают квадратики двух цветов - красного и синего) Даётся задание обеим группам: найти периметр квадрата, предварительно измерив его сторону: 1 группа -красный квадрат - 6,41 см; 2 группа - синий квадрат - 7,32 см. Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске. 6,41 + 6,41 + 6,41+ 6,41 = 25,64 (см); 7,32 + 7,32 + 7,32 + 7,32 = 29,28 (см) А как по-другому можно было найти тот же периметр? Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте) 641 · 4 = 2564; 732 · 4 = 2928. Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. (Презентация Слайд 5) | Найти сумму длин сторон. В тетрадях: 6,41 + 6,41 + 6,41+ 6,41 = 25,64 (см); 7,32 + 7,32 + 7,32 + 7,32 = 29,28 (см) В тетрадях: 641 · 4 = 2564; 732 · 4 = 2928. Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5. Закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. (Презентация Слайд 6) Задание выполняется в тетради проверяя и проговаривая устно цепочкой. (Презентация Слайд 7) Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1305; 1306(а - е). | Выполняют задание самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая устно цепочкой. 2) Упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1305; 1306 (а - е) | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговари-вать последователь-ность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговари-вать последователь-ность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
6. Релаксация (физминутка). | Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Презентация Слайд 8) | | | | Снять утомление. |
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Самостоятельные работы I и II варианты №265(а-в), 267(б)) (Презентация Слайд 9) Поиск затруднений, исправление ошибок. Организация самопроверки по эталону. Выявление места и причины затруднений, организация работы над ошибками. | Выполняют самостоятельную работу. Затем работа в парах. Обмениваются тетрадями, проверяют решение по эталону слайда 3. Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
8. Подведение итогов урока. | Подведение итогов работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели ? Почему ? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205; № 1330 (обязательная часть); №1331; 1332 (по желанию) | Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник. | Беседа в ходе фронтальной работы. | | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. |
10. Рефлексия | Организуеся рефлексия. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы. Поднимите сигнальные карточки: -зеленую - если вы хорошо усвоили тему урока; - желтую – если еще не все получается; - красную - если не усвоили тему урока. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: какие получены достижения; что было удачным на уроке, а что менее удачным; объяснение причины своих неудач. |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Самостоятельная работа. ____І___вариант_______________ 1) Выполните действия: а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 = | Самостоятельная работа. _ ІІ___вариант _______________ 1) Выполните действия: а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 = |
Мотивация к учебной деятельности. Урок начался с положительного настроя на продуктивную работу. Задача; создать положительный эмоциональный настрой выполнена. Результат: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Урок прошел в соответствии с технологической картой, который полностью выполнен. Тема урока соответствует календарно- тематическому планированию.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задача: вспомнить и повторить основные правила при работе с десятичными дробями (сложение, вычитание, округление). Результат: возможность за 4-5 минут установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность в ходе проверки скорректировать опорные знания и ликвидировать обнаруженные недостатки.
Целеполагание и мотивация. Перед обучающимися ставится проблема, для решения которой у них недостаточно знаний. Задача: мотивировать учащихся на выведение темы урока. Результат: дети формулируют тему урока.
Усвоение новых знаний и способов усвоения. Закрепление. Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для выполнения заданий по теме урока.. Проверить умения обучающихся выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. Стимулировать класс к повышению скорости счета. Результат: умение обучающихся выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.
Закрепление. Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Результат: умение обучающихся соотносить, между собой факты, умение выделять существенные признаки, конкретизировать их, активность детей, проверка глубины знаний, а также умения использовать полученные знания на практике.
Релаксация (физминутка). Задача: снять психофизическое напряжение обучающихся, подготовить к последующей работе. Результат: напряжение снято, дети готовы к дальнейшей работе. Здоровье сберегающие технологии используются в ходе всего урока. Контролирую, чтобы работа компьютера и мультимедийного проектора не превышала нормы СанПина.
Организация первичного контроля. Задачи: проверить степень освоенности нового материала. Результат: большинство слабых ребят умеют умножатьв столбик десятичную дробь на натуральное число.
Подведение итогов урока. Задачи: установить степень усвоения обучающимися связи между компонентами умножения, в случае необходимости, устранить обнаруженные пробелы. Результат: основной критерий результативности – уровень осознанности материала большинством средних и слабых учащихся.
Информация о домашнем задании. Задачи: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Результат: правильное выполнение всеми детьми домашней работы.
Рефлексия. Задачи: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их самооценки и оценки одноклассников на уроке. Результат: дать качественную оценку работы класса в целом и каждому отдельно. В течение всего урока проводится коррекционная работа со слабыми учащимися. Дети, с помощью сигнальных смайликов оценивают свое восприятие нового материала.