kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Единицы времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике разработан в соответствии ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Единицы времени"»

Урок математики в 4 классе.

Тема: Единицы измерения времени. Календарь.

Цели: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления и с  календарём.

Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события.

Развивать логическое мышление детей ( умение сравнивать, обобщать, сопостовлять, выделять главное, классифицировать).

Воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-научиться пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

-выполнять арифметические действия.

Личностные УУД:

Освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.

Восприятие ценностного окружающего мира.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Определять цель выполнения задания.

Составлять план выполнения заданий.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать выполненное задание.

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания.

Сравнивать и группировать величины.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке.

Сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблем.

Оборудование:

  • Сказка-загадка «Старик-Годовик»

  • Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.

  • Циферблат с подвижными стрелками.

  • Таблица отношений единиц измерения времени.

  • Лента времени.

  • Мультимедийный комплекс.

  • Презентация к уроку.

  • В классе развешаны сообщения учеников о часах разных времен, веков.

Ход урока

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

II. Актуализация субъективного опыта

1. Загадка:

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

По опорным словам определите тему урока: стрелка, календарь, век, минута.

2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.

…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.

Вопросы учителя.

– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)

Вывод. Время – это величина.


– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?

Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».

Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.

Разминка – цепочка выражений: (записывают в тетради выражение)

    1. Кол. –во звуков в слове ВРЕМЯ (5) увеличить во столько раз, сколько дней в неделе ( 5* 7 = 35 )

    2. Полученное число увеличить на кол.-во месяцев в году(35+12=47 )

    3. Из полученного числа вычесть кол.-во часов в сутках ( 47 _ 24 = 23 )

    4. К результату прибавить число 37 ( 23+ 37= 60 )

    5. Выражение записано на доске, проверяют :5*7+12-24+37= 60

- Как это число связано с единицами времени?

- Каким прибором измеряют время? ( часы )

- Что можно успеть за 1 минуту? (прочитать от 50 до 150 слов; записать от 45 до 50 двузначных чисел; сделать … шагов ) Физминутка – считаем шаги за 1 мин.



III. Изучение нового материала

1. Знакомство со сказкой-загадкой В. Даля «Старик-годовик» (Приложение 1)

(Чтение по цепочке)

- Что за птицы вылетели из рукава первый раз?        

                                                (Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)

- Что за птицы вылетели из рукава второй  раз?

                                                (Весенние месяцы: март, апрель, май)

- Что за птицы вылетели из рукава третий раз?

                                                (Летние месяцы: июнь, июль, август)

- Что за птицы вылетели из рукава четвёртый раз?

                                                (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А почему у каждой птицы по 4 крыла?

                                                (4 недели в месяце)

- А что значит: в каждом крыле по 7 перьев?

                                                (В неделе 7 суток)

- А почему  одна половина пера белая, а другая – чёрная?

                                                (День и ночь)

2. Применение знаний и способов деятельности 

– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?

Ученица: Люди издревле наблюдали за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.

1 год – 12 месяцев.

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или

«старый» (идущий на убыль).

Загадка:

Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)

– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?

Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».

Презентация проекта «Календари»

Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

IV. Применение знаний и способов деятельности

1. Практическая работа с календарём (Приложение2):

По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.

– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?

– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.

– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2016 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2020)

– В какую единицу времени складываются годы? (Век)

– А века? (Тысячелетия)

2. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)

– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.

Хронология механических часов

  • 9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы

  • 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.

  • 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.

  • 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.

  • 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром

– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.

3.Решение задач ( парами на этих же листочках )

1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?

2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.

3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?

4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?

4. Проверка решения задач.

(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)

Тест

  1. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)

  2. Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)

  3. Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)

  4. Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)

  5. Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)

  6. Запишите, в каком веке вы родились. (21)

  7. Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)

  8. Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)

Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на экране  проверка)

  1. 48 ч – это 4 суток.

  2. В високосном году 366 дней.

  3. 12 ч составляют ? часть суток.

  4. 5 – это самая лучшая отметка для ученика.

– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.

VI. Домашнее задание

1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.

VII. Итог урока

– Что нового узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу

              - довольны своей работой, потому что почти не ошибались;

                   - иногда было трудно, допускали неточности;

                   - испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!

Приложение 1.

Старик – годовик.

(сказка-загадка)

Владимир Даль

                Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

                Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.

                Махнул старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.

                Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

                А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло, махнёт другой – станет темным – темно.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Единицы времени"

Автор: Чудинова Светлана Александровна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "технологическая карта  "Единицы времени""
    ["seo_title"] => string(44) "tiekhnologhichieskaiakartaiedinitsyvriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "259448"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448749473"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Открытый урок по математике: "Час. Минута." "
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-chas-minuta"
    ["file_id"] => string(6) "164149"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422599508"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Открытый урок по "Математике" "
    ["seo_title"] => string(31) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "244150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445880260"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок математики в 1а классе Тема "Величина. Длина" "
    ["seo_title"] => string(61) "otkrytyi-urok-matiematiki-v-1a-klassie-tiema-vielichina-dlina"
    ["file_id"] => string(6) "246175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446304619"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Единица времени. Сутки. "
    ["seo_title"] => string(25) "iedinitsa-vriemieni-sutki"
    ["file_id"] => string(6) "232098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442752536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства