Освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.
Восприятие ценностного окружающего мира.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Определять цель выполнения задания.
Составлять план выполнения заданий.
Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.
Оценивать выполненное задание.
Познавательные УУД:
Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания.
Сравнивать и группировать величины.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге на уроке.
Сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблем.
Оборудование:
Сказка-загадка «Старик-Годовик»
Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
Циферблат с подвижными стрелками.
Таблица отношений единиц измерения времени.
Лента времени.
Мультимедийный комплекс.
Презентация к уроку.
В классе развешаны сообщения учеников о часах разных времен, веков.
Ход урока
Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались, Работой своей довольны остались, Чтоб этот урок порадовал всех, И каждый из вас ощутил свой успех.
II. Актуализация субъективного опыта
1. Загадка:
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его.
По опорным словам определите тему урока: стрелка, календарь, век, минута.
2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.
…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.
Вопросы учителя.
– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей) – Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)
Вывод. Время – это величина.
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? – А для чего это надо?
Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».
Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.
Разминка – цепочка выражений: (записывают в тетради выражение)
Кол. –во звуков в слове ВРЕМЯ (5) увеличить во столько раз, сколько дней в неделе ( 5* 7 = 35 )
Полученное число увеличить на кол.-во месяцев в году(35+12=47 )
Из полученного числа вычесть кол.-во часов в сутках ( 47 _ 24 = 23 )
К результату прибавить число 37 ( 23+ 37= 60 )
Выражение записано на доске, проверяют :5*7+12-24+37= 60
- Как это число связано с единицами времени?
- Каким прибором измеряют время? ( часы )
- Что можно успеть за 1 минуту? (прочитать от 50 до 150 слов; записать от 45 до 50 двузначных чисел; сделать … шагов ) Физминутка – считаем шаги за 1 мин.
III. Изучение нового материала
1. Знакомство со сказкой-загадкой В. Даля «Старик-годовик» (Приложение 1)
(Чтение по цепочке)
- Что за птицы вылетели из рукава первый раз?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- Что за птицы вылетели из рукава второй раз?
(Весенние месяцы: март, апрель, май)
- Что за птицы вылетели из рукава третий раз?
(Летние месяцы: июнь, июль, август)
- Что за птицы вылетели из рукава четвёртый раз?
(Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А почему у каждой птицы по 4 крыла?
(4 недели в месяце)
- А что значит: в каждом крыле по 7 перьев?
(В неделе 7 суток)
- А почему одна половина пера белая, а другая – чёрная?
(День и ночь)
2. Применение знаний и способов деятельности
– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
Ученица: Люди издревле наблюдали за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.
Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.
1 год – 12 месяцев.
– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.
– А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или
«старый» (идущий на убыль).
Загадка:
Есть в квартире молодец Математик и мудрец Постоянно, круглый год Точный счет он дням ведет. (Календарь)
– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?
Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».
Презентация проекта «Календари»
Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.
IV. Применение знаний и способов деятельности
1. Практическая работа с календарём (Приложение2):
По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.
– Сколько времен года? – Сколько месяцев в каждом времени года? – Сколько месяцев году? – Сколько может быть дней в месяце?
– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.
– Разделите все месяцы на 2 группы. – Какой месяц не вошёл ни в один столбик? – Почему? – Сколько в феврале недель? Сколько это дней?
Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.
2016 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2020)
– В какую единицу времени складываются годы? (Век)
– А века? (Тысячелетия)
2. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)
– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.
Хронология механических часов
9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы
996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.
1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.
1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.
1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром
– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.
3.Решение задач ( парами на этих же листочках )
1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?
2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.
3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?
4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?
4. Проверка решения задач.
(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)
Тест
Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца это … . (год)
Закончите высказывание одним словом. Время, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси это … . (сутки)
Запишите, сколько суток в самых длинных месяцах года. (31 сутки)
Запишите, сколько лет в одном веке. (100 лет)
Запишите, сколько суток в не високосном году. (365 суток)
Запишите, в каком веке вы родились. (21)
Запишите, сколько минут в одном часе. (60 минут)
Запишите в минутах продолжительность школьного урока. (40 минут)
Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на экране проверка)
48 ч – это 4 суток.
В високосном году 366 дней.
12 ч составляют ? часть суток.
5 – это самая лучшая отметка для ученика.
– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.
VI. Домашнее задание
1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин; 2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени; 3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.
VII. Итог урока
– Что нового узнали, чему научились? – Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться? – Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу
- довольны своей работой, потому что почти не ошибались;
- иногда было трудно, допускали неточности;
- испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и будет успех!
Приложение 1.
Старик – годовик.
(сказка-загадка)
Владимир Даль
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.
Махнул старик – годовик третий раз – и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали рожь жать.
Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, а другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым – светло, махнёт другой – станет темным – темно.