План-конспект урока по учебнику «Математика. 3 класс»
Автор: М.И. Моро
Тема: «Единицы времени. Сутки»
Составила Семенова И.В.
Цель:сформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой, учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время.
Оборудование:
компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами,
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Единица времени. Сутки. »
План-конспект урока по учебнику «Математика. 3 класс» Автор: М.И. Моро Тема: «Единицы времени. Сутки»
Составила Семенова И.В. Цельсформировать представление о сутках, как единице времени, развивать умение наблюдать, рассуждать, прививать интерес к занятиям математикой, учить детей ценить свое и чужое время, использовать знания, полученные на уроке во внеурочное время. Оборудование: компьютер, слайды к уроку, макет часов, карточки для учеников с тестами, Тип урока: урок открытия нового знания. Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Подравнялись, подтянулись, Сели тихо, улыбнулись.
1 Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: « Вы талантливы , дети ! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех . Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями.
2. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? – Что вы можете сказать о числе 16? (Число 16 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 1 и 6, соседи 15 и 17.В числе 16 всего 16 единиц, из них 6 отдельных единиц и 1 десяток. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 10 и 6.) - Запишите число, классная работа. – Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 1 и 6? – Пропишите полученные числа. (11, 66, 16, 61).
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Бой курантов. (Запись) - Что это было? 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени, о часах).
Будем мы сейчас читать, И считать, и умножать. Увлекательно учиться «Время» будем изучать. в ) Загадки.
- Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их. 1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев, Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое
(год, месяц, неделя, сутки)
2) Мы запомнили все враз: 60 минуток – это …(час) 3) Я твержу сестре Анюте: 60 секунд в … ( 1 минуте) 2. Повторение соотношений между единицами времени год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней месяц = 28(29), 30 или 31 день неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой») сутки = 24 часа
4. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
а.)1 год = … месяцев 1 год = … дней Сегодня мы будем говорить о единицах измерения времени. Отгадайте загадку: Чёрная корова повалит, Белая поднимет (День и ночь). Есть такое выражение: «День да ночь и сутки прочь». А что такое сутки? Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. День разбивали на части по движению тени палочки на деления края чаши. А как быть в пасмурную погоду? В Древнем Египте и Вавилоне изобрели водяные и песочные часы. На циферблате первых часов было 24 деления, а 500 лет тому назад Рудольф разделил циферблат на 12 частей. Но еще до нашей эры, со времен Аристотеля, вводится деление суток на 24 часа. За начало суток ранее принимали полдень. А в наше время началом суток считается полночь. Когда начинаются новые сутки? (0 часов 0 минут - полночь). Рассмотрите макет часов. Сколько цифр на часах? Сколько часов отсчитывает часовая стрелка, проходя один круг? Два круга? За сутки часовая стрелка дважды обходит циферблат. 1 сутки = 24 часа За сутки, то есть 24 часа, наша планета Земля успевает сделать один виток вокруг своей оси. (Показ слайда – вращение Земли вокруг своей оси). Час за часом - двадцать раз И четыре про запас – Сутки полные идут, День и ночь с собой ведут.
Солнечные часы показывают солнечное время, а не местное, то есть, не учитывают деление Земли на часовые пояса. Кроме того, простейшие солнечные часы не учитывают летнего времени. Пользоваться солнечными часами можно только днём и при наличии Солнца.
– Водяные часы
Появились в Древнем Египте. По капелькам влага перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько времени «утекло». Древние египтяне делали это с помощью сосуда, на стенках которого были нанесены отметки, соответствующие часам. Вода вытекала из сосуда с определённой скоростью, и по мере снижения её уровня время можно было узнавать по нарезкам на стенках.
– Песочные часы
Первые песочные часы появились в Париже ( Франция). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
-В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами: (Слайды) -наручные -настенные -карманные -напольные -настольные -морские -башенные -электронные -многофункциональные
– вид часов и стрелок
Маленькая стрелка часов – часовая. Она проходит от одной большой чёрточки до другой за один час. Большая стрелка – минутная. Она проходит от одной маленькой чёрточки до другой за 1 минуту.
- А какая стрелка не всегда может встретиться в часах?
4 .Устный счёт. 1. Решите задачи • Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин) -Итак, в какое время Люба приходит в школу? -Укажите это время на моделях часов. * Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 40 минут?(9ч10мин) -В какое время оканчивается этот урок? -Укажите это время на моделях часов. • Урок окончился в 9ч10мин, перемена продолжалась 15 мин. Когда окончилась перемена? (9ч25мин) -Когда окончилась перемена? -Укажите это время на моделях часов.
5 Задачи (ответы матем. диктант)
1. В Копенгагене ( столица Дании )можно взять на прокат бесплатно велосипед, опустив монетку в 20 крон. При вовращении велосипеда , монетка возвращается. Мальчик катался на велосипеде 4 часа, а девочка в 2 раза меньше. Сколько времени каталась девочка? 2
2. Марта посмотрела 16 минут представление, а Федерик только 4 минуты .На сколько больше посмотрела Марта? Во сколько раз Федерик посмотрел меньше? 12, 4
3. Светлана читала книгу сказок. За 3 часа она прочитала 27 страниц. Сколько страниц она читала за час? 9
4. Игорь читал за час 8 страниц. Сколько он прочитал за 4 часа? 32
5. Время в Дании отстаёт от московского на 2 часа. Сколько времени в Дании , когда в Москве полдень? 10
Проверка
2 12 4 9 36
6 Физкультминутка.
7. Первичное закрепление с комментированием. Работа с интерактивной доской.
8 Работа с учебником.
- Задача № 3. Прочитайте условие задачи. - Прочитайте вопрос задачи. - Какие единицы времени встретились в задаче? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Сколько часов в сутках? - Самостоятельно составьте краткую запись. - Решение задачи у доски. 1.)4-3=1 (сут.) – было больше первое судно 2.)1 сут.= 24 часа 24 * 1 = 24 (ч) – было больше первое судно Ответ: на 24 часа Молодцы, если справились с заданием.
9. Гимнастика для глаз.
Рисуем глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами по сторонам его веди. Нарисуй теперь квадрат. Получилось? Очень рад. Зажмурь глаза, открой И вот – работа нас зовёт вперёд!
10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (карточки)
Тест «Единицы измерения времени».
Найди верное утверждение
а.) 1час = 50 мин б.) 1 год = 12 месяцев в.) 1 сутки = 12 часов
Найди ошибки, если они есть:
а.) самый короткий месяц – февраль; б.) декабрь – первый месяц в году; в.) Луна вращается вокруг Солнца за 1 месяц. 3. Самая крупная единица измерения времени из данных: а.) месяц; б.) час; в.) год. ( Проверка осуществляется по слайду).
11. Включение в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику страница 88 № 1-5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
С какой единицей измерения времени мы познакомились на уроке? Сколько часов составляют 1 сутки? Когда вам могут пригодиться, полученные сегодня знания? Что на уроке вызвало у вас затруднение? Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы? Ребята , послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня сделал ?-спросил он каждого.
Первый ответил: «Я целый день носил ненавистные камни.»
Второй ответил: «Я немного устал,но добросовестно выполнял свою работу.»
Третий сказал: «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение.» - Кто из вас на уроке был 1 работником,2 и 3 ?
Очень хорошо ,что работа на уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
12. Домашнее задание. С.50 Тпо
-Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие отметки: … Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Оно зависит от того, Какого рода содержимым. Вы наполняете его! - Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым! -На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!