Задача линейного программирования заключается в изучении способов отыскания наибольшего или наименьшего значений линейной функции при наличии линейных ограничений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основная задача линейного программирования»
Занятие № 8
Тема «Основная задача линейного программирования»
Цель образования: Изучение графического метода решения основной задачи линейного программирования
Цель развития: Развитие логического мышления
Цель воспитания: Воспитание интереса к предмету, к экономическим процессам.
Задача линейного программирования заключается в изучении способов отыскания наибольшего или наименьшего значений линейной функции при наличии линейных ограничений.
Функция, наибольшее или наименьшее значение которой отыскивается, называется целевой функцией, а совокупность значений переменных, при которых достигается наибольшее или наименьшее значение, определяет так называемый оптимальный план. Всякая же другая совокупность значений, удовлетворяющая ограничениям, определяет допустимый план или решение.
Пусть ограничения заданы совместной системой т линейных неравенств с п переменными:
a11x1 + a12x2 +… + a1nxnb1
a21x1 + a22x2 +… + a2nxnb2
…………………………………………….
am1x1 + am2x2 +… + amnxnbm
Среди неотрицательных решений этой системы требуется найти такое решение, при котором линейная функция (целевая функция)
L = c1x1 + c2x2 + … +cnxn+ c0
принимает наибольшее (наименьшее) значение или, как говорят, максимизировать (минимизировать0 линейную форму L.
Графическое решение основной задачи линейного программирования.
Рассмотрим систему линейных неравенств с двумя переменными. Пусть, кроме того задана линейная функция L = c1x1 + c2x2 + c0. Найдём среди множества точек (х1; х2) из области решений совместной системы неравенств такие, которые придают заданной линейной функции наименьшее (наибольшее) значение. Для каждой точки плоскости функция L принимает фиксированное значение L = L1. Множество всех таких точек есть прямая c1x1 + c2x2 + c0 = L1, перпендикулярная вектору C(c1; c2), выходящему из начала координат. Если эту прямую передвигать параллельно самой себе в положительном направлении вектора С, то линейная функция L = c1x1 + c2x2 + c0 будет возрастать, а в противоположном направлении – убывать. Пусть при движении прямой L в положительном направлении вектора С она впервые встретится с многоугольником решений в его вершине, тогда в этом положении L1 прямая L становится опорной, и на этой прямой функция L принимает наименьшее значение. При дальнейшем движении в том же направлении (положительном) прямая L пройдёт через другую вершину многоугольника решений, выходя из области решений, и станет также опорной прямой L2; на ней функция L принимает наибольшее значение среди всех значений, принимаемых на многоугольнике решений.
Таким образом, минимизация и максимизация линейной функции L = c1x1 + c2x2 + c0 на многоугольнике решений достигаются в точках пересечения этого многоугольника с опорными прямыми, перпендикулярными вектору C(c1; c2). Опорная прямая может иметь с многоугольником решений либо одну общую точку (вершину многоугольника), либо бесконечное множество точек (это множество есть сторона многоугольника).
Многоугольник решений называется областью Парето.
Итак, задача линейного программирования сводится к построению линий ограничений, определению точек пересечений, вычислению значений целевой функции в точках пересечений и выбора точки с максимальным (минимальным) значением целевой функции.
Задача 1. Максимизироватьлинейную форму Z = 2x1 + x2 при ограничениях: 3х1 + х2 ; 2х1 + 4х2 х1
Задача 2. Максимизироватьлинейную форму L = 2x1 + x2 при ограничениях:
3х1 - 2 х2 ; 3х1 + х2 3; х1
Задача 3. Минимизироватьлинейную форму L = 12x1 + 4 x2 при ограничениях: х1 + х2 2; х1 ; х2 х1 – х2 0;
Задача 4. Минимизироватьлинейную форму L = x1 + 2x2 при ограничениях: 3х1 + 4х2 -6х1 + 5х2 12; 4х1 + 3х2 24;