Конспект урока "Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов"
Конспект урока "Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов"
Тема: Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов.
Результаты:
Знать:
Понятие «язык программирования»;
Виды языков программирования;
Структуру программы на языке Паскаль;
Основные служебные слова: program, begin, end;
Основные операторы языка: read, write, :=;
Основные типы данных: integer,real;
Что такое переменные величины и постоянные величины.
Уметь:
Писать программы для линейных алгоритмов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Интерактивная доска.
Источники учебной информации: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакин И.Г.
План урока
Организационный момент;
Актуализация знаний;
Теоретическая часть;
Вопросы учеников;
Подведение итогов урока.
Ход урока:
1 этап: Организационный
- Проверить наличие учащихся.
2 этап: Актуализация знаний
Наша новая глава тесно связана со старой. Ведь перед тем, как начать писать программу, мы должны составить её алгоритм. Прежде чем перейти к новой главе, давайте вспомним, что же такое алгоритм.
Алгоритм – это набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
А так же давайте вспомним формы представления алгоритмов.
Словесный и блок схема.
3 этап: Этап изучения нового материала
Сегодня мы узнаем, что такое язык программирования и познакомимся с одним из них.
Язык программирования – это формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.
Языков программирования много. Они бывают низкого уровня (язык программирования, предназначенный для определенного типа ЭВМ и отражающий его внутренний машинный код) и высокого уровня (язык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста). Мы будем изучать язык высокого уровня – Паскаль.
Но прежде чем начать писать программу нужно знать её структуру. Начинать всегда надо со слова
program имя;
Затем идет раздел описания,
begin
тело программы, заключенное в операционные скобки({}) и конец
end.
Для примера возьмем задачу:
Мы имеем прямоугольник со сторонами a и b. Нам нужно найти площадь этого прямоугольника.
Чтобы решить эту задачу в Паскале, нужно составить блок схему, что вы уже умеете делать.
Под каждое значение в компьютере выделяется ячейка. Посчитайте, сколько их должно быть здесь?
3 ячейки: a, b, S.
Теперь заполним раздел описания программы. Здесь мы вводим все значения.
Program pryamougolnik;
Uses crt;
var a, b, S:
после двоеточия мы пишем тип переменной. Существует много типов, но мы будем рассматривать два: целые и действительные. В действительные могут включать в себя как целые, так и дробные значения. Какими могут быть стороны нашего прямоугольника?
Как целые, так и дробные, значит, мы записываем тип – действительные (real), а целые записываются integer .
Значит после двоеточия мы записываем :real;
Вот мы и закончили раздел описания и переходим к телу программы.
Begin
Для того чтобы ввести значения в программу, используем оператор read,
для того чтобы вывести что-то на экран, используем оператор write.
На экран так же нужно выводить разные инструкции, что мы собираемся делать:
Write (‘Введем стороны прямоугольника’);
Read (a, b);
S:= a*b;
Write (‘S=’, S:4:0);
ReadKey;
End;
:= это оператор присваивания
Если после оператора write текст написан в кавычках, то на экран выводится именно то, что написано в кавычках, если же кавычек нет, то выводится значение, присвоенное ему.
Вот мы написали программу, а теперь сядем за компьютеры и попробуем написать и запустить программу.
Вводим, например 2_4 или 2 enter 4, и в компьютере заполняются ячейки a и b. Дальше ячейка S заполняется цифрой 8,т.к. 2*4=8
А теперь попробуем решить задачу:
Мы имеем большой круг с радиусом RB, и маленький круг с радиусом RM. Найти площадь кольца.
Составляем блок схему (кто-то выходит к доске)
SK=SB-SM
SM=Pi*RM2
SB=Pi*RB2
Составляем программу:
Program kolco;
Uses crt;
Вы видите, что помимо изменяемых значений у нас появилось постоянное Pi=3.14. Все значения у нас делятся на переменные, которые мы вводили в прошлой задаче и константы, как Pi. Константы не меняются на протяжении всей задачи. Записываются они: const=…
Var RB, RM, SB, SM, SK:real;
Const Pi=3.14;
Begin
Write (‘Введите радиус большого круга’);
Read (RB);
Write (‘Введите радиус маленького круга’);
Read (RM);
SB:=Pi*RB*RB;
SM:=Pi*RM*RM;
SK:=SB-SM;
Write (‘SK=’SK:4:0);
Readkey;
End.
Домашнее задание:
Имеется большой прямоугольник со сторонами a и b, и в нем маленький прямоугольник со сторонами c и d. Найти площадь рамки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов" »
Тема: Программирование. Алгоритмы работы с величинами. Язык программирования Паскаль. Правила записи основных операторов.
Результаты:
Знать:
Понятие «язык программирования»;
Виды языков программирования;
Структуру программы на языке Паскаль;
Основные служебные слова: program, begin, end;
Основные операторы языка: read, write, :=;
Основные типы данных: integer,real;
Что такое переменные величины и постоянные величины.
Уметь:
Писать программы для линейных алгоритмов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: Интерактивная доска.
Источники учебной информации: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакин И.Г.
План урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний;
Теоретическая часть;
Вопросы учеников;
Подведение итогов урока.
Ход урока:
1 этап: Организационный
- Проверить наличие учащихся.
2 этап: Актуализация знаний
Наша новая глава тесно связана со старой. Ведь перед тем, как начать писать программу, мы должны составить её алгоритм. Прежде чем перейти к новой главе, давайте вспомним, что же такое алгоритм.
Алгоритм – это набор инструкций описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
А так же давайте вспомним формы представления алгоритмов.
Словесный и блок схема.
3 этап: Этап изучения нового материала
Сегодня мы узнаем, что такое язык программирования и познакомимся с одним из них.
Язык программирования – это формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.
Языков программирования много. Они бывают низкого уровня (язык программирования, предназначенный для определенного типа ЭВМ и отражающий его внутренний машинный код) и высокого уровня (язык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста). Мы будем изучать язык высокого уровня – Паскаль.
Но прежде чем начать писать программу нужно знать её структуру. Начинать всегда надо со слова
program имя;
Затем идет раздел описания,
begin
тело программы, заключенное в операционные скобки({}) и конец
end.
Для примера возьмем задачу:
Мы имеем прямоугольник со сторонами a и b. Нам нужно найти площадь этого прямоугольника.
Чтобы решить эту задачу в Паскале, нужно составить блок схему, что вы уже умеете делать. (Кто-то выходит к доске и строит блок схему)
Под каждое значение в компьютере выделяется ячейка. Посчитайте, сколько их должно быть здесь?
3 ячейки: a, b, S.
Теперь заполним раздел описания программы. Здесь мы вводим все значения.
Program pryamougolnik;
Uses crt;
var a, b, S:
после двоеточия мы пишем тип переменной. Существует много типов, но мы будем рассматривать два: целые и действительные. В действительные могут включать в себя как целые, так и дробные значения. Какими могут быть стороны нашего прямоугольника?
Как целые, так и дробные, значит, мы записываем тип – действительные (real), а целые записываются integer .
Значит после двоеточия мы записываем :real;
Вот мы и закончили раздел описания и переходим к телу программы.
Begin
Для того чтобы ввести значения в программу, используем оператор read,
для того чтобы вывести что-то на экран, используем оператор write.
На экран так же нужно выводить разные инструкции, что мы собираемся делать:
Write (‘Введем стороны прямоугольника’);
Read (a, b);
S:= a*b;
Write (‘S=’, S:4:0);
ReadKey;
End;
:= это оператор присваивания
Если после оператора write текст написан в кавычках, то на экран выводится именно то, что написано в кавычках, если же кавычек нет, то выводится значение, присвоенное ему.
Вот мы написали программу, а теперь сядем за компьютеры и попробуем написать и запустить программу.
Вводим, например 2_4 или 2 enter 4, и в компьютере заполняются ячейки a и b. Дальше ячейка S заполняется цифрой 8,т.к. 2*4=8
А теперь попробуем решить задачу:
Мы имеем большой круг с радиусом RB, и маленький круг с радиусом RM. Найти площадь кольца.
Составляем блок схему (кто-то выходит к доске)
SB=Pi*RB2
Составляем программу:
Program kolco;
Uses crt;
Вы видите, что помимо изменяемых значений у нас появилось постоянное Pi=3.14. Все значения у нас делятся на переменные, которые мы вводили в прошлой задаче и константы, как Pi. Константы не меняются на протяжении всей задачи. Записываются они: const=…
Var RB, RM, SB, SM, SK:real;
Const Pi=3.14;
Begin
Write (‘Введите радиус большого круга’);
Read (RB);
Write (‘Введите радиус маленького круга’);
Read (RM);
SB:=Pi*RB*RB;
SM:=Pi*RM*RM;
SK:=SB-SM;
Write (‘SK=’SK:4:0);
Readkey;
End.
Домашнее задание:
Имеется большой прямоугольник со сторонами a и b, и в нем маленький прямоугольник со сторонами c и d. Найти площадь рамки.