Образовательная:ввести определение логарифма, научить решать логарифмы.
Развивающая:развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.
Воспитательная:воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний
-Ребята, какую тему мы изучали перед нашим сегодняшним уроком?
-Дайте определение степени числа.
- Какие свойства степеней вы знаете?
Таким образом, зная основание и показатель степени, мы можем рассчитать число. А как вы думаете, существует в математике обратный процесс? Можно ли зная результат и основание определить показатель степени?
- Да, можно. Это называется логарифмированием.
3.Изучение нового материала.
Логарифмы и логарифмирование всегда считались сложной темой в курсе математики. Существует много разных определений логарифма,мы же определим логарифм просто и наглядно. Для этого составим таблицу:
Слайд 1
2
4
8
16
32
64
Итак, перед нами степени двойки. Если взять число из нижней строчки, то можно легко найти степень, в которую придется возвести двойку, чтобы получилось это число. Например, чтобы получить 16, надо два возвести в четвертую степень. А чтобы получить 64, надо два возвести в шестую степень. Это видно из таблицы. А теперь — собственно, определение логарифма:
Слайд 2,3
Определение.Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.
Слайд 4
Обозначение:
= b
где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.
Например, 23 = 8 ⇒log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 23 = 8). С тем же успехом log2 64 = 6, поскольку 26 = 64.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Определение логарифма. Логарифм числа.»»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края»
«Лабинский социально-технический техникум»
Методическая разработка
урока математики
по теме:
«Определение логарифма.
Логарифм числа.»
Подготовила:
преподаватель математики
Пятакова З.В.
Лабинск, 2016
Определение логарифма. Логарифм числа.
Цели урока:
Образовательная:ввести определение логарифма, научить решать логарифмы.
Развивающая:развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.
Воспитательная:воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний
-Ребята, какую тему мы изучали перед нашим сегодняшним уроком?
-Дайте определение степени числа.
- Какие свойства степеней вы знаете?
Таким образом, зная основание и показатель степени, мы можем рассчитать число. А как вы думаете, существует в математике обратный процесс? Можно ли зная результат и основание определить показатель степени?
- Да, можно. Это называется логарифмированием.
3.Изучение нового материала.
Логарифмы и логарифмирование всегда считались сложной темой в курсе математики. Существует много разных определений логарифма,мы же определим логарифм просто и наглядно. Для этого составим таблицу:
Слайд 1
2
4
8
16
32
64
Итак, перед нами степени двойки. Если взять число из нижней строчки, то можно легко найти степень, в которую придется возвести двойку, чтобы получилось это число. Например, чтобы получить 16, надо два возвести в четвертую степень. А чтобы получить 64, надо два возвести в шестую степень. Это видно из таблицы. А теперь — собственно, определение логарифма:
Слайд 2,3
Определение.Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.
Слайд 4
Обозначение:
= b
где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.
Например, 23 = 8 ⇒log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 23 = 8). С тем же успехом log2 64 = 6, поскольку 26 = 64.
Операцию нахождения логарифма числа по заданному основанию называют логарифмированием. Итак, дополним нашу таблицу новой строкой:
Слайд 5
21
22
23
24
25
26
2
4
8
16
32
64
log2 2 = 1
log2 4 = 2
log2 8 = 3
log2 16 = 4
log2 32 = 5
log2 64 = 6
К сожалению, далеко не все логарифмы считаются так легко. Например, попробуйте найти log2 5. Числа 5 нет в таблице, но логика подсказывает, что логарифм будет лежать где-то на отрезке [2; 3]. Потому что 223, а чем больше степень двойки, тем больше получится число.Если взять калькулятор и посчитать, чему равны такие логарифмы, то получатся очень длинные числа. Взгляните сами:
Слайд 6
log2 5 = 2,32192809...
log3 8 = 1,89278926...
log5 100 = 2,86135311...
Такие числа называются иррациональными: цифры после запятой можно писать до бесконечности, и они никогда не повторяются. Если логарифм получается иррациональным, его лучше так и оставить: log2 5, log3 8, log5 100.
Важно понимать, что логарифм — это выражение с двумя переменными (основание и аргумент). Многие на первых порах путают, где находится основание, а где — аргумент. Чтобы избежать досадных недоразумений, просто взгляните на картинку:
Слайд 7
Перед нами — не что иное как определение логарифма. Вспомните: логарифм — это степень, в которую надо возвести основание, чтобы получить аргумент. Именно основание возводится в степень — на картинке оно выделено красным. Получается, что основание всегда находится внизу!
Как считать логарифмы?
С определением разобрались — осталось научиться считать логарифмы, т.е. избавляться от знака «log». Для начала отметим, что из определения следует два важных факта:
Аргумент и основание всегда должны быть больше нуля. Это следует из определения степени рациональным показателем, к которому сводится определение логарифма.
Основание должно быть отличным от единицы, поскольку единица в любой степени все равно остается единицей. Из-за этого вопрос «в какую степень надо возвести единицу, чтобы получить двойку» лишен смысла. Нет такой степени!
Такие ограничения называются областью допустимых значений (ОДЗ).
Слайд8
Получается, что ОДЗ логарифма выглядит так: loga x = b ⇒ x 0, a 0, a ≠ 1.
Заметьте, что никаких ограничений на число b (значение логарифма) не накладывается. Например, логарифм вполне может быть отрицательным:
log2 0,5 = −1, т.к. 0,5 = 2−1.
Впрочем, сейчас мы рассматриваем лишь числовые выражения, где знать ОДЗ логарифма не требуется. Все ограничения уже учтены составителями задач. Но когда пойдут логарифмические уравнения и неравенства, требования ОДЗ станут обязательными. Ведь в основании и аргументе могут стоять весьма неслабые конструкции, которые совсем необязательно соответствуют приведенным выше ограничениям.
Теперь рассмотрим общую схему вычисления логарифмов. Она состоит из трех шагов:
1 шаг: Представить основание a и аргумент x в виде степени с минимально возможным основанием, большим единицы. Попутно лучше избавиться от десятичных дробей;
2 шаг: Решить относительно переменной b уравнение: x = ab;
3 шаг: Полученное число b будет ответом.
Вот и все! Если логарифм окажется иррациональным, это будет видно уже на первом шаге. Требование, чтобы основание было больше единицы, весьма актуально: это снижает вероятность ошибки и значительно упрощает выкладки. Аналогично с десятичными дробями: если сразу перевести их в обычные, ошибок будет в разы меньше.
Решение примеров у доски, с подробным пояснением.
Посмотрим, как работает эта схема на конкретных примерах:
Задача1
Вычислите логарифм: log5 25
Решение
Представим основание и аргумент как степень пятерки: 5 = 51; 25 = 52;
log5 25 = b ⇒ (51)b = 52⇒ 5b = 52⇒ b = 2;
Получили ответ: 2.
Задача2
Вычислите логарифм:
Решение
Представим основание и аргумент как степень тройки:
3 = 31; 1/81 = 81−1 = (34)−1 = 3−4;
Получили ответ: −4.
Задача3
Вычислите логарифм: log4 64
Решение
Представим основание и аргумент как степень двойки: 4 = 22; 64 = 26;
Составим и решим уравнение:
log4 64 = b ⇒ (22)b = 26⇒ 22b = 26⇒ 2b = 6 ⇒ b = 3;
Получили ответ: 3.
Задача4
Вычислите логарифм: log16 1
Решение
Представим основание и аргумент как степень двойки: 16 = 24; 1 = 20;
Составим и решим уравнение:
log16 1 = b ⇒ (24)b = 20⇒ 24b = 20⇒ 4b = 0 ⇒ b = 0;
Получили ответ: 0.
Задача5
Вычислите логарифм: log7 14
Решение
Представим основание и аргумент как степень семерки: 7 = 71; 14 в виде степени семерки не представляется, поскольку 712;
Из предыдущего пункта следует, что логарифм не считается;
Ответ — без изменений: log7 14.
Небольшое замечание к последнему примеру. Как убедиться, что число не является точной степенью другого числа? Очень просто — достаточно разложить его на простые множители. Если в разложении есть хотя бы два различных множителя, число не является точной степенью.
Задача 6
Выясните, являются ли точными степенями числа: 8; 48; 81; 35; 14.
Решение
8 = 2 · 2 · 2 = 23 — точная степень, т.к. множитель всего один;
48 = 6 · 8 = 3 · 2 · 2 · 2 · 2 = 3 · 24 — не является точной степенью, поскольку есть два множителя: 3 и 2;
81 = 9 · 9 = 3 · 3 · 3 · 3 = 34 — точная степень;
35 = 7 · 5 — снова не является точной степенью;
14 = 7 · 2 — опять не точная степень;
Ответ
8, 81 — точная степень; 48, 35, 14 — нет.
Заметим также, что сами простые числа всегда являются точными степенями самих себя.
4. Закрепление. Работа у доски.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
5. Самостоятельная работа.
Работа по карточке №1 «Логарифм числа», карточки раздаются
Карточка №1«Логарифм числа»
1) 32 =2 6) Log16=0
2) 2/3=25 7) Log125=3
3) = 8) 8=
4) 2 = 9) =
5) -2=10) 81=27
Осуществляем взаимопроверку, какие возникли трудности? Ошибки проработали у доски.Выполняем второй вид работы по карточке № 2 «Логарифм числа»
Карточка №2«Логарифм числа»
а
х
ax=b
logab
3
81
4
-3
8
2
5
5
Осуществляем взаимопроверку, какие возникли трудности? Ошибки проработали у доски.
Просчитайте количество правильных ответов и оцените свою работу :
«5» - 25-26 номеров
«4» - 20-24 номера
«3» - 15-19 номеров
Отрицательных отметок сегодня не выставляем, можно взять дополнительное задание на дом.
6.Итог урока.
Подведем итоги нашей работы в виде таблицы:Слайд 9
Выставление оценок.
7.Самостоятельная подготовка.
Определить область значений логарифмических выражений.
По желанию студенты получают карточки дополнительного задания: