kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Определение логарифма. Логарифм числа.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение логарифма. Логарифм числа.

Цели урока:

Образовательная:ввести  определение логарифма, научить решать логарифмы.

Развивающая:развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательная:воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.

Тип урока:комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала
  4.  Закрепление. Работа у доски.
  5. Самостоятельная работа
  6. Итоги урока
  7. Самостоятельная подготовка.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сообщение  темы и цели урока. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний

-Ребята, какую тему мы изучали перед нашим сегодняшним уроком?

-Дайте определение степени числа.

- Какие свойства степеней вы знаете?

Таким образом, зная основание и показатель степени, мы можем рассчитать число. А как вы думаете, существует в математике обратный процесс? Можно ли зная результат и основание определить показатель степени?

- Да, можно. Это называется логарифмированием.

3.Изучение нового материала.

Логарифмы  и  логарифмирование всегда считались сложной темой в курсе математики. Существует много разных определений логарифма,мы же определим логарифм просто и наглядно. Для этого составим таблицу:

Слайд 1

2

4

8

16

32

64

Итак, перед нами степени двойки. Если взять число из нижней строчки, то можно легко найти степень, в которую придется возвести двойку, чтобы получилось это число. Например, чтобы получить 16, надо два возвести в четвертую степень. А чтобы получить 64, надо два возвести в шестую степень. Это видно из таблицы. А теперь — собственно, определение логарифма:

Слайд 2,3

Определение.Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.

Слайд 4

Обозначение:

 = b

 где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.

Например, 23 = 8 ⇒log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 23 = 8). С тем же успехом log2 64 = 6, поскольку 26 = 64.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Определение логарифма. Логарифм числа.»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края»

«Лабинский социально-технический техникум»





Методическая разработка

урока математики

по теме:



«Определение логарифма.

Логарифм числа.»





Подготовила:

преподаватель математики

Пятакова З.В.







Лабинск, 2016



Определение логарифма. Логарифм числа.

Цели урока:

Образовательная:ввести определение логарифма, научить решать логарифмы.

Развивающая:развитие мыслительных операций посредством конкретизации, развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.

Воспитательная:воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.

Тип урока:комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление. Работа у доски.

  5. Самостоятельная работа

  6. Итоги урока

  7. Самостоятельная подготовка.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.



Ход урока:

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний

-Ребята, какую тему мы изучали перед нашим сегодняшним уроком?

-Дайте определение степени числа.

- Какие свойства степеней вы знаете?

Таким образом, зная основание и показатель степени, мы можем рассчитать число. А как вы думаете, существует в математике обратный процесс? Можно ли зная результат и основание определить показатель степени?

- Да, можно. Это называется логарифмированием.

3.Изучение нового материала.

Логарифмы и логарифмирование всегда считались сложной темой в курсе математики. Существует много разных определений логарифма,мы же определим логарифм просто и наглядно. Для этого составим таблицу:

Слайд 1

2

4

8

16

32

64

Итак, перед нами степени двойки. Если взять число из нижней строчки, то можно легко найти степень, в которую придется возвести двойку, чтобы получилось это число. Например, чтобы получить 16, надо два возвести в четвертую степень. А чтобы получить 64, надо два возвести в шестую степень. Это видно из таблицы. А теперь — собственно, определение логарифма:

Слайд 2,3

Определение.Логарифм по основанию a от аргумента x — это степень, в которую надо возвести число a, чтобы получить число x.

Слайд 4

Обозначение:

= b

где a — основание, x — аргумент, b — собственно, чему равен логарифм.



Например, 23 = 8 ⇒log2 8 = 3 (логарифм по основанию 2 от числа 8 равен трем, поскольку 23 = 8). С тем же успехом log2 64 = 6, поскольку 26 = 64.

Операцию нахождения логарифма числа по заданному основанию называют логарифмированием. Итак, дополним нашу таблицу новой строкой:

Слайд 5

21

22

23

24

25

26

2

4

8

16

32

64

log2 2 = 1

log2 4 = 2

log2 8 = 3

log2 16 = 4

log2 32 = 5

log2 64 = 6



К сожалению, далеко не все логарифмы считаются так легко. Например, попробуйте найти log2 5. Числа 5 нет в таблице, но логика подсказывает, что логарифм будет лежать где-то на отрезке [2; 3]. Потому что 223, а чем больше степень двойки, тем больше получится число.Если взять калькулятор и посчитать, чему равны такие логарифмы, то получатся очень длинные числа. Взгляните сами:

Слайд 6

log2 5 = 2,32192809...

log3 8 = 1,89278926...

log5 100 = 2,86135311...

Такие числа называются иррациональными: цифры после запятой можно писать до бесконечности, и они никогда не повторяются. Если логарифм получается иррациональным, его лучше так и оставить: log2 5, log3 8, log5 100.

Важно понимать, что логарифм — это выражение с двумя переменными (основание и аргумент). Многие на первых порах путают, где находится основание, а где — аргумент. Чтобы избежать досадных недоразумений, просто взгляните на картинку:

Слайд 7

Перед нами — не что иное как определение логарифма. Вспомните: логарифм — это степень, в которую надо возвести основание, чтобы получить аргумент. Именно основание возводится в степень — на картинке оно выделено красным. Получается, что основание всегда находится внизу!

Как считать логарифмы?

С определением разобрались — осталось научиться считать логарифмы, т.е. избавляться от знака «log». Для начала отметим, что из определения следует два важных факта:

Аргумент и основание всегда должны быть больше нуля. Это следует из определения степени рациональным показателем, к которому сводится определение логарифма.

Основание должно быть отличным от единицы, поскольку единица в любой степени все равно остается единицей. Из-за этого вопрос «в какую степень надо возвести единицу, чтобы получить двойку» лишен смысла. Нет такой степени!

Такие ограничения называются областью допустимых значений (ОДЗ).

Слайд8

Получается, что ОДЗ логарифма выглядит так: loga x = b ⇒ x 0, a 0, a ≠ 1.

Заметьте, что никаких ограничений на число b (значение логарифма) не накладывается. Например, логарифм вполне может быть отрицательным:

log2 0,5 = −1, т.к. 0,5 = 2−1.

Впрочем, сейчас мы рассматриваем лишь числовые выражения, где знать ОДЗ логарифма не требуется. Все ограничения уже учтены составителями задач. Но когда пойдут логарифмические уравнения и неравенства, требования ОДЗ станут обязательными. Ведь в основании и аргументе могут стоять весьма неслабые конструкции, которые совсем необязательно соответствуют приведенным выше ограничениям.

Теперь рассмотрим общую схему вычисления логарифмов. Она состоит из трех шагов:

1 шаг: Представить основание a и аргумент x в виде степени с минимально возможным основанием, большим единицы. Попутно лучше избавиться от десятичных дробей;

2 шаг: Решить относительно переменной b уравнение: x = ab;

3 шаг: Полученное число b будет ответом.

Вот и все! Если логарифм окажется иррациональным, это будет видно уже на первом шаге. Требование, чтобы основание было больше единицы, весьма актуально: это снижает вероятность ошибки и значительно упрощает выкладки. Аналогично с десятичными дробями: если сразу перевести их в обычные, ошибок будет в разы меньше.

Решение примеров у доски, с подробным пояснением.

Посмотрим, как работает эта схема на конкретных примерах:



Задача1

Вычислите логарифм: log5 25

Решение

Представим основание и аргумент как степень пятерки: 5 = 51; 25 = 52;

log5 25 = b ⇒ (51)b = 52⇒ 5b = 52⇒ b = 2;

Получили ответ: 2.

Задача2

Вычислите логарифм:

Решение

Представим основание и аргумент как степень тройки:

3 = 31; 1/81 = 81−1 = (34)−1 = 3−4;

Получили ответ: −4.

Задача3

Вычислите логарифм: log4 64

Решение

Представим основание и аргумент как степень двойки: 4 = 22; 64 = 26;

Составим и решим уравнение:

log4 64 = b ⇒ (22)b = 26⇒ 22b = 26⇒ 2b = 6 ⇒ b = 3;

Получили ответ: 3.

Задача4

Вычислите логарифм: log16 1

Решение

Представим основание и аргумент как степень двойки: 16 = 24; 1 = 20;



Составим и решим уравнение:

log16 1 = b ⇒ (24)b = 20⇒ 24b = 20⇒ 4b = 0 ⇒ b = 0;

Получили ответ: 0.

Задача5

Вычислите логарифм: log7 14

Решение

Представим основание и аргумент как степень семерки: 7 = 71; 14 в виде степени семерки не представляется, поскольку 712;

Из предыдущего пункта следует, что логарифм не считается;

Ответ — без изменений: log7 14.

Небольшое замечание к последнему примеру. Как убедиться, что число не является точной степенью другого числа? Очень просто — достаточно разложить его на простые множители. Если в разложении есть хотя бы два различных множителя, число не является точной степенью.

Задача 6

Выясните, являются ли точными степенями числа: 8; 48; 81; 35; 14.

Решение

8 = 2 · 2 · 2 = 23 — точная степень, т.к. множитель всего один;

48 = 6 · 8 = 3 · 2 · 2 · 2 · 2 = 3 · 24 — не является точной степенью, поскольку есть два множителя: 3 и 2;

81 = 9 · 9 = 3 · 3 · 3 · 3 = 34 — точная степень;

35 = 7 · 5 — снова не является точной степенью;

14 = 7 · 2 — опять не точная степень;

Ответ

8, 81 — точная степень; 48, 35, 14 — нет.

Заметим также, что сами простые числа всегда являются точными степенями самих себя.



4. Закрепление. Работа у доски.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

5. Самостоятельная работа.

Работа по карточке №1 «Логарифм числа», карточки раздаются



Карточка №1«Логарифм числа»


1) 32 =2 6) Log16=0



2) 2/3=25 7) Log125=3


3) =  8) 8=


4) 2 = 9) = 

5) -2=10) 81=27


Осуществляем взаимопроверку, какие возникли трудности? Ошибки проработали у доски.Выполняем второй вид работы по карточке № 2 «Логарифм числа»


Карточка №2«Логарифм числа»


а

х

ax=b

logab

3

81

4

-3

8

2

5

5


Осуществляем взаимопроверку, какие возникли трудности? Ошибки проработали у доски.

Просчитайте количество правильных ответов и оцените свою работу :

«5» - 25-26 номеров

«4» - 20-24 номера

«3» - 15-19 номеров

Отрицательных отметок сегодня не выставляем, можно взять дополнительное задание на дом.

6.Итог урока.

Подведем итоги нашей работы в виде таблицы:Слайд 9

Выставление оценок.

7.Самостоятельная подготовка.

Определить область значений логарифмических выражений.

По желанию студенты получают карточки дополнительного задания:

Дополнительное задание:

а

х

ax=b

logab

1

3

81

-2

-2














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Определение логарифма. Логарифм числа.»

Автор: Пятакова Зоя Владимировна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: Логарифм числа. "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-logharifm-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "167375"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423070179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "урок  на тему "Логарифмы" "
    ["seo_title"] => string(24) "urok-na-tiemu-logharifmy"
    ["file_id"] => string(6) "182372"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Свойства логарифмов. Решение заданий ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-logharifmov-rieshieniie-zadanii-iege"
    ["file_id"] => string(6) "165301"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422794718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Определение логарифма. Логарифм числа.» презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(67) "opriedielieniie_logharifma_logharifm_chisla_priezientatsiia_k_uroku"
    ["file_id"] => string(6) "436494"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509705159"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Логарифмы. Свойства логарифмов"
    ["seo_title"] => string(33) "logharifmy-svoistva-logharifmov-2"
    ["file_id"] => string(6) "267074"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450286562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства