kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: 1) Ввести понятие арифметической прогрессии, ее членов и разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Задачи:

1)образовательные - ввести понятие арифметиской прогрессии; формулы n-го члена;

2)воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности,умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

3)развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и разлиия, умение наблюдать, подмечать закономерности, проводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии». »

Урок по теме

«Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии». (Алгебра 9 класс).

Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 271с.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ввести понятие арифметической прогрессии, её членов и разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Задачи урока:

Образовательные - ввести понятия арифметической прогрессии; формулы n-го члена.

Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Оборудование: мел, доска, учебник, презентация, проектор, компьютер.

Форма работы: фронтальная.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Структура работы:

Мотивационно - ориентировочный этап - 10 минут;

Содержательный этап - 31 минута;

Рефлексивно-оценочный этап - 4 минуты.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Устная работа.

Слайд №4. Даны числовые последовательности:

1, , , , ,…

1, 3, 9, 27, 81,…

, , , , ,…

4, 8, 12, 16, 20,…

Учитель: найдите зависимость между членами этой последовательности:

Ученик: 1) , где n=1,2,3,..

2) an=2n-1, где n=1,2,3…

3) , где n=1,2,3…

4) an=4n, где n=1,2,3…

Учитель: Какие способы задания последовательностей вы знаете?

Ученик: Рекуррентный и с помощью формулы n-ого члена.

Учитель: Какой способ называется реккурентным?

Ученик: Он состоит в том, что указывают первый член или несколько первых членов последовательности и формулу, выражающую любой член последовательности через предыдущие.

Учитель: Верно, молодцы. Теперь еще одно задание, на доске записаны числовые последовательности (слайд№5):

1) 1,3,5,7,9…

2) 1,4,7,10,13…

Учитель: Запишите n-ый член каждой последовательности.

Ученик: 1) an=2n-1, n=1,2…

2) an=3n-2, n=1,2…

Учитель: Хорошо. Теперь задайте последовательности рекуррентной формулой.

Ученик: 1), где a1=1

2) an+1=an+3, где a1=1

Учитель: Проанализируем все эти последовательности. Что вы можете сказать о членах этих последовательностей?

Ученик: В первой последовательности каждый следующий член на 2 больше предыдущего, а во второй – на 3 больше предыдущего.

Учитель: Правильно, каждый следующий член этих последовательностей получается из предыдущего прибавлением какого-либо числа.

  1. Мотивация

Учитель: В математике и в практике встречается очень много последовательностей, каждый член которой равен предыдущему, сложенному с одним и то же числом. Посмотрим на задачу, приведенную в таблице.

Задача: Продолжительность года приблизительно равна 365 суткам. Более точное значение равно 365¼ суток, поэтому каждые четыре года накапливается погрешность, равная одним суткам. Для учета этой погрешности к каждому четвертому году добавляются сутки, и удлиненный год называется високосным. Например, в третьем тысячелетии високосными годами будут годы 2004, 2008, 2012, 2016, 2020…

Учитель: В этой последовательности каждый ее член, начиная со второго, равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом 4. Задайте эту последовательность рекуррентно (записывается в таблицу).

Ученик: an+1=an+4, где a1=2004

Учитель: И таких примеров в математике и практике очень много. Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Итак, какова будет цель нашего урока:

Ученик: изучить какие последовательности являются арифметическими прогрессиями.

Учитель: и ввести понятие членов арифметической прогрессии и её разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Арифметическая прогрессия».

II. Этап открытия нового знания

Учащиеся «открыли» определенный вид последовательности

Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать определение такой прогрессии на основе выделенных ими характеристических свойств.

Определение: Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.(слайд №7)

(Слайд №8). (ап) – арифметическая прогрессия, если для любого п N выполняется условие

ап + 1 = ап + d, где d – некоторое число.

Учитель: Обычно арифметическая прогрессия обозначается так: Выразите из формулы d (записывается в таблицу).

Ученик: d= an+1-an

Учитель: Словами скажите чему оно равно?

Ученик: Разности двух соседних членов последовательности.

Учитель: Поэтому d называют разностью арифметической прогрессии.(слайд№9). Давайте устно выполним задание(слайд 10):

Назвать первый член и разность арифметической прогрессии:

  1. 6,8,10,…

  2. 7,9,11,…

3) 25,21,17,…

4) -12,-9,-6,…

Ученик:

Учитель: Хорошо. (Слайд 11) Рассмотрим следующие примеры арифметической прогрессии, нужно записать, как будет выглядеть арифметическая прогрессия: 1)

2)

3)

4)

Ученик :

1)

2)

3)

4)

IV. Творческое применение полученных знаний

Учитель: Хорошо, то есть, зная первый член арифм. прогрессии и разность, можно найти любой ее член, вычисляя последовательно второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Давайте выведем формулу, чтобы можно было вычислить любой член прогрессии.

(Слайд 12):По определению арифм.прогрессии :







…………………………………………..



Учитель: Таким образом, получилась формула n-го члена арифметической прогрессии, запишите ее.

Ученик:


V. Первичное закрепление изученного материала

1) Учитель: А теперь рассмотрим примеры решения задач с использованием этой

формулы. (слайд 13)

Последовательность ( - арифметическая прогрессия, где и . Нужно найти 40-й член этой прогрессии.

Ученик:

Учитель: Молодец, здесь мы непосредственно подставляли в формулу известные значения. Следующий пример:

Найти сотый член арифметической прогрессии, если

Ученик:

Учитель: Хорошо. А теперь закрепим изученный материал.

Этот пример на «прямое» использование формулы п-го члена арифметической прогрессии.

П р и м е р 2. Выяснить, является ли число –122 членом арифметической прогрессии (хп):

23; 17,2; 11,4; 5,6; …

При рассмотрении этого примера пояснить, что для решения надо доказать, что существует п N, при котором будет верна формула п-го члена:

–122 = 23 + (п – 1) · (–5,8), где

d=17,2 – 23= –5,8 – разность арифметической прогрессии.

n-1 = -145:(-5,8)

n-1 = 25 , n = 26 – натуральное число.

Ответ: является.

Все задания, выполняемые учащимися на этом уроке, можно разбить на 3 типа:

1) На «узнавание» арифметической прогрессии, определение ее первого члена и разности.

2) На нахождение п-го члена арифметической прогрессии по определению и по формуле.

3) На запись формулы п-го члена по первому члену и разности, решение задач на «косвенное» использование формулы п-го члена (например, нахождение п).

Упражнения:

1. Решить устно(слайд 14):

а) Является ли последовательность арифметической прогрессией:

–3,5; –7; –10,5; –14; –17,5; … (Да.)

5; 5; 5; 5; … (Да.)

2; 12; 22; 23; 32; … ? (Нет.)

б) Найти члены арифметической прогрессии, обозначенные буквами:

–10; –7; с3; с4; с5; с6

–3,4; –1,4; а3; а4

12; у2; 20; у4.

в) (ап) – арифметическая прогрессия. Является ли арифметической прогрессией последовательность:

12а1; 12а2; …; 12ап; …



2) Самостоятельная работа

575 (а,б), № 576 (а, в, д ) - у доски.

Самостоятельное решение с последующей проверкой.

Ответы к №575: а)10,14,18,22,26 б) 30,20,10,0,-10.

К №576: а) b7 = b1 +6d б) b26 = b1 +25d д) bk+5 =b1+(k+4)d

3) № 577. Решение у доски с объяснением.

а) c1=20 d=3 c5= 20+4∙3= 32

б) c1= 5,8 d=- 1,5, c21= 5,8 + 20∙(-5,8) = 5,8 -116 = 110,2

579. Самостоятельное решение с последующей проверкой. (один ученик решает на откидной доске).

а) ; -1;…; d = -1- = - а10 = + 9∙(-) = - 12 = -11
an = - ∙ (n-1) = - n +2

б)2,3; 1;…; d= 1- 2,3 = -1,3 а10 = 2,3+ 9 ∙ (-1,3) = 2,3 – 11,7 = -9,4

an = 2,3 – 1,3(n-1) = -1,3n +3,6

3. № 584 (а). Задание на «не прямое» применение формулы. Еще раз подчеркнуть, что с помощью этой формулы можно находить следующие величины: ап; а1; d; п.

а) х30 = 128, d =4; x1-?

x1 + 29∙ 4 = 128

x1 = 128 – 116

x1 =12

585 (б).

у1 = 28, у15 = -21 d - ?

28 +14d = -21, 14d = -49, d = -3,5

VI. Решение задач из сборника заданий для подготовки к ОГЭ. (слайд 15)

Вариант 5 №6 (стр.30)

Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: -57; -44; -31;…. Найдите первый положительный член этой прогрессии.

Вариант 7 №6 (стр.40)

Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …1; х;-5; -8;… Найдите член прогрессии, обозначенный буквой х.


VII. Рефлексивно-оценочный этап


Учитель: Какова была цель урока?

Ученик: Изучить какие последовательности являются арифметическими прогрессиями, ввести понятие членов арифметической прогрессии и её разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Учитель: Достигли ли мы ее?

Ученик: Да.

Учитель: Как мы ее достигли?

Ученик: На конкретных примерах выявили арифметические прогрессии, находили их разность и члены. Вывели формулу n-го члена арифметической прогрессии, решали примеры на ее применение.

Учитель: Молодцы. Запишите домашнее задание: (слайд 16)

§9 (п. 25) № 578, 579, 599. Спасибо за внимание, урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Очирова Надежда Горяевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Урок алгебры в 9-м классе по теме "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(138) "urok-alghiebry-v-9-m-klassie-po-tiemie-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena-arifmietichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "227281"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440675700"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация на тему "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена" "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-na-tiemu-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena"
    ["file_id"] => string(6) "189150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426830769"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема урока: «Определение арифметической прогрессии, формула n-го члена». "
    ["seo_title"] => string(80) "tiema-uroka-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena"
    ["file_id"] => string(6) "116612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412531485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по теме "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-opriedielieniie-arifmietichieskoi-proghriessii-formula-n-gho-chliena"
    ["file_id"] => string(6) "116851"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412616482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии"
    ["seo_title"] => string(80) "opredelenie_arifmeticheskoi_progressii_formula_n_go_chlena_arifmeticheskoi_progr"
    ["file_id"] => string(6) "613896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1664213757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства