«Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии».
«Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии».
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: 1) Ввести понятие арифметической прогрессии, ее членов и разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Задачи:
1)образовательные - ввести понятие арифметиской прогрессии; формулы n-го члена;
2)воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности,умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
3)развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и разлиия, умение наблюдать, подмечать закономерности, проводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии». »
Урок по теме
«Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии». (Алгебра 9 класс).
Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 271с.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ввести понятие арифметической прогрессии, её членов и разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Задачи урока:
Образовательные - ввести понятия арифметической прогрессии; формулы n-го члена.
Развивающие - вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Учитель: найдите зависимость между членами этой последовательности:
Ученик: 1) , где n=1,2,3,..
2) an=2n-1, где n=1,2,3…
3) , где n=1,2,3…
4) an=4n, где n=1,2,3…
Учитель: Какие способы задания последовательностей вы знаете?
Ученик: Рекуррентный и с помощью формулы n-ого члена.
Учитель: Какой способ называется реккурентным?
Ученик: Он состоит в том, что указывают первый член или несколько первых членов последовательности и формулу, выражающую любой член последовательности через предыдущие.
Учитель: Верно, молодцы. Теперь еще одно задание, на доске записаны числовые последовательности (слайд№5):
1) 1,3,5,7,9…
2) 1,4,7,10,13…
Учитель: Запишите n-ый член каждой последовательности.
Ученик: 1) an=2n-1, n=1,2…
2) an=3n-2, n=1,2…
Учитель: Хорошо. Теперь задайте последовательности рекуррентной формулой.
Ученик: 1), где a1=1
2) an+1=an+3, где a1=1
Учитель: Проанализируем все эти последовательности. Что вы можете сказать о членах этих последовательностей?
Ученик: В первой последовательности каждый следующий член на 2 больше предыдущего, а во второй – на 3 больше предыдущего.
Учитель: Правильно, каждый следующий член этих последовательностей получается из предыдущего прибавлением какого-либо числа.
Мотивация
Учитель: В математике и в практике встречается очень много последовательностей, каждый член которой равен предыдущему, сложенному с одним и то же числом. Посмотрим на задачу, приведенную в таблице.
Задача: Продолжительность года приблизительно равна 365 суткам. Более точное значение равно 365¼ суток, поэтому каждые четыре года накапливается погрешность, равная одним суткам. Для учета этой погрешности к каждому четвертому году добавляются сутки, и удлиненный год называется високосным. Например, в третьем тысячелетии високосными годами будут годы 2004, 2008, 2012, 2016, 2020…
Учитель: В этой последовательности каждый ее член, начиная со второго, равен предыдущему, сложенного с одним и тем же числом 4. Задайте эту последовательность рекуррентно (записывается в таблицу).
Ученик: an+1=an+4, где a1=2004
Учитель: И таких примеров в математике и практике очень много. Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Итак, какова будет цель нашего урока:
Ученик: изучить какие последовательности являются арифметическими прогрессиями.
Учитель: и ввести понятие членов арифметической прогрессии и её разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Арифметическая прогрессия».
II. Этап открытия нового знания
Учащиеся «открыли» определенный вид последовательности
Учитель: Попробуйте самостоятельно сформулировать определение такой прогрессии на основе выделенных ими характеристических свойств.
Определение:Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.(слайд №7)
(Слайд №8). (ап) – арифметическая прогрессия, если для любого пN выполняется условие
ап + 1 = ап + d, где d – некоторое число.
Учитель: Обычно арифметическая прогрессия обозначается так: Выразите из формулы d (записывается в таблицу).
Ученик: d= an+1-an
Учитель: Словами скажите чему оно равно?
Ученик: Разности двух соседних членов последовательности.
Учитель: Поэтому d называют разностью арифметической прогрессии.(слайд№9). Давайте устно выполним задание(слайд 10):
Назвать первый член и разность арифметической прогрессии:
6,8,10,…
7,9,11,…
3) 25,21,17,…
4) -12,-9,-6,…
Ученик:
Учитель: Хорошо. (Слайд 11) Рассмотрим следующие примеры арифметической прогрессии, нужно записать, как будет выглядеть арифметическая прогрессия: 1)
2)
3)
4)
Ученик :
1)
2)
3)
4)
IV. Творческое применение полученных знаний
Учитель: Хорошо, то есть, зная первый член арифм. прогрессии и разность, можно найти любой ее член, вычисляя последовательно второй, третий, четвертый и т.д. члены. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Давайте выведем формулу, чтобы можно было вычислить любой член прогрессии.
(Слайд 12):По определению арифм.прогрессии :
…………………………………………..
Учитель: Таким образом, получилась формула n-го члена арифметической прогрессии, запишите ее.
Ученик:
V. Первичное закрепление изученного материала
1)Учитель: А теперь рассмотрим примеры решения задач с использованием этой
формулы. (слайд 13)
Последовательность ( - арифметическая прогрессия, где и . Нужно найти 40-й член этой прогрессии.
Ученик:
Учитель: Молодец, здесь мы непосредственно подставляли в формулу известные значения. Следующий пример:
Найти сотый член арифметической прогрессии, если
Ученик:
Учитель: Хорошо. А теперь закрепим изученный материал.
Этот пример на «прямое» использование формулы п-го члена арифметической прогрессии.
П р и м е р 2. Выяснить, является ли число –122 членом арифметической прогрессии (хп):
23; 17,2; 11,4; 5,6; …
При рассмотрении этого примера пояснить, что для решения надо доказать, что существует пN, при котором будет верна формула п-го члена:
3.№ 584 (а). Задание на «не прямое» применение формулы. Еще раз подчеркнуть, что с помощью этой формулы можно находить следующие величины: ап; а1; d; п.
а) х30 = 128, d =4; x1-?
x1 + 29∙ 4 = 128
x1 = 128 – 116
x1 =12
№ 585 (б).
у1 = 28, у15 = -21 d - ?
28 +14d = -21, 14d = -49, d = -3,5
VI. Решение задач из сборника заданий для подготовки к ОГЭ. (слайд 15)
Вариант 5 №6 (стр.30)
Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: -57; -44; -31;…. Найдите первый положительный член этой прогрессии.
Вариант 7 №6 (стр.40)
Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии: …1; х;-5; -8;… Найдите член прогрессии, обозначенный буквой х.
VII. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Какова была цель урока?
Ученик: Изучить какие последовательности являются арифметическими прогрессиями, ввести понятие членов арифметической прогрессии и её разности, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Учитель: Достигли ли мы ее?
Ученик: Да.
Учитель: Как мы ее достигли?
Ученик: На конкретных примерах выявили арифметические прогрессии, находили их разность и члены. Вывели формулу n-го члена арифметической прогрессии, решали примеры на ее применение.