Тема: «Объемы многогранников и тел вращения»
Цели урока:
- повторение и систематизация свойств изучаемых геометрических тел, формул для вычисления объемов многогранников и тел вращения
- отработка навыков решения типовых задач на применение формул объема геометрических фигур
- развитие познавательного интереса, памяти и культуры математической речи
Оборудование урока:
- карточки с формулами
- карточки с задачами
- модели геометрических фигур
Тип урока: закрепление изученных формул для нахождения объемов при решении задач
Форма организации учебно-познавательной деятельности:
Дифференцированно – групповая практическая работа
Ход урока
- Организационный момент
Озвучивание учителем целей и задач урока, его основных этапов
- Актуализация знаний
Обобщение теоретического материала по теме геометрические фигуры
- Закрепление материала
Решение задач
Класс разбит на две группы по уровню подготовки.
Задачи для решения
1.Сколько сена (в тоннах) вмещает сеновал размерами 6 ×4×3 м, если тюк сена имеет размеры 0,8 × 0,4× 0,5 м и весит 20 кг?
(Ответ: 9т)
2. Археологами был найден металлический брусок. Они смогли определить его массу m=13524 грамм, длину а=20 см, ширину в=7 см, и высоту с=5 см. Помогите им определить вид металла.
3. Авиационная бомба среднего калибра образует воронку диаметром 6м и глубиной 2м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1м³ земли имеет массу 1650 кг? (ответ 31т)
4. Сколько ведер воды по 8 литров каждое, налито в аквариум, изображенный на рисунке.
Мы знаем, что 1 литр = 10 куб.дм.
- 25-5 = 20 (см) – высота налитой воды.
- 20*40*60 = 48000 (куб. см) – объём воды в аквариуме.
48000 куб. см = 48 куб. дм = 48 литров - 48:8 = 6 (вед.) – воды потребуется.
Ответ: 6 ведер.
- Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 6м?
Клумба-прямая треугольная призма, где h= 20 мм =0.02 м, V= So? h, So=½?6?6?sin 60º =9√3 ≈15,3 (м²). V=15,3? 0,02= 0,306≈ 0,3(м³)=300 дм³=300 л.
- Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного учащегося приходилось не менее 6 м³ воздуха. Можно ли в кабинете с параметрами a=8,5 м, b=6 м, c=3,6 м заниматься с 30 учащимися, не нарушая санитарной нормы?
V= So? h =8,5 ?6 ?3,6=183,6 (м ³); 183,6:30=6,12 (м³) воздуха приходится на одного учащегося. Да, в кабинете можно заниматься с 30 учащимся.
- Какое количество зерна вмещает склад, имеющий размеры пола 6м*16 м, высота склада 2,5 м. Плотность зерна 666 кг/м³.
- =240 м3, m= ρ?V, m=159840 кг= 159,84 тонн Ответ: 159,84 т
В целях предупреждения самосогревания (предупреждения порчи зерна) склад заполняется наполовину (79,82 тонн).
- Какое количество кирпича сможет перевезти машина, имеющая размеры кузова 2,5 м*2,4м*0,8м? Размеры кирпича 25см*12см*8см.
Vкузова =4,8 м³;
- кирпича=0,25? 0,12? 0,08 = 0,0024м³
4,8 : 0,0024= 2000 (штук)
- Смолу для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к соснам. Сколько воронок, диаметром 10 см и образующей 13 см, нужно собрать, чтобы заполнить 10–литровое ведро?
Vворонки=0,314 дм3, 1 литр = 10 куб.дм., Vворонки= 0,0314 л, 10/0,0314=318 воронок.
Практическая задача
Найдите сколько литров в данном стакане.
- Домашние задание
- В поэме А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» рассказана легенда восточных народов:
«…Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли».
Выясните истинность данной легенды.
- Строительной организации нужно перевезти песок, сваленный в конусообразную кучу. Какое количество автомашин – самосвалов грузоподъёмностью 3т необходимо запланировать для перевозки песка, если длина окружности основания кучи 35,2м, образующая – 9,5 м? Каждая автомашина должна сделать 5 рейсов. Плотность песка ρ ≈ 1,7.10³кг/м³.
Рефлексия: - Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?
- Какая из задач для вас была самой сложной?
- На какую из фигур следует обратить свое внимание?
Итог урока: Обе группы успешно завершили решение своих задач. У кого оказались ошибки, проанализируйте решение еще раз. Спасибо за работу.