Урок математики в 3 классе по программе Л.Г. Петерсон "Школа 2000" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип - урок освоения новых знаний. Состоит из 9 этапов. К каждому этапу дана цель и описание достижения цели. На уроке сформируется представление об операции объединения множеств, её графической и знаковой фиксации. Используется демонстрационный и раздаточный материал, приведенный в Приложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Объединение множеств. Знак ? »
МБОУ СОШ №3
ст.Павловская Краснодарского края
урок математики 3 класс
««Объединение множеств. Знак ᴜ.»
учитель: Пономаренко С.Н.
Основные цели:
1) сформировать представление об операции объединения множеств, её графической и знаковой фиксации; вывести алгоритм выполнения операции объединения множеств;
2) актуализировать знания об операции пересечения множеств и алгоритме её выполнения;
3) тренировать способность к решению задач.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, аналогия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: владеть общими приемами решения задач, осуществлять необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, модели, схемы для решения задач; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.
Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: договариваться о распределении работы, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока: операции над множествами.
Организация учебного процесса на этапе 1.
На доске 2 овала из прозрачной бумаги или плёнки жёлтого и синего цвета. Пересечение имеет зелёный цвет.
З У
Что напоминает вам рисунок на доске? (Овалы, диаграммы Венна, множества, пересечение двух множеств.)
Представьте, что множество, обозначенное буквой З — наши знания. Множество, обозначенное буквой У — наши умения. О чём говорит пересечение этих множеств? (То, что знаем и умеем выполнять.)
Что вы знаете и умеете по теме «Множество»? (Знаем и умеем, как графически изображать множество, строить диаграммы, применять свойства множеств, выполнять операцию пересечения множеств.)
Как надо построить урок, что бы область пересечения ваших знаний и умений стала больше? (Мы должны узнать, что-то новое)
А как мы узнаём новое? (Определяем, чего мы ещё не знаем и сами находим способ)
С чего мы начнём нашу работу? (С повторения того, что поможет нам узнать новое)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать операцию пересечения множеств, способ задания множеств, свойства множества;
3) повторить смысл операции пересечения множеств и её графическое и знаковое изображение;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для определения результата объединения множеств.
Организация учебного процесса на этапе 2.
1) Повторение способов задания множеств, графического изображения множеств, пересечения множеств.
На доске написано
С = {24, 5, 21, 63, 2, 66}.
Какие подмножества можно выделить из множества С? (Множество двузначных и множество однозначных чисел; множество чётных и множество нечётных чисел; множество чисел, в записи которых используются разные цифры и множество чисел, в записи, которых используются одинаковые цифры и т. д.)
На партах у детей лежат карточки с рисунками диаграмм двух множеств и заготовленными записями для выполнения заданий (см. раздаточный материал). На доске аналогичное задание.
Учитель вывешивает на доску опорную схему № 1 (Д–3).
Возьмите карточки с заданием. Пусть множество А — числа ряда, кратные 2, а множество В — числа ряда, кратные 3. Каким способом заданы множества? (Общим свойством.)
Сколько раз запишите элементы множеств? (Один раз. Элементы не могут повторяться.)
Задайте множества А и В перечислением элементов и запишите на карточке.
Дети работают на карточках, проверка проводится фронтально с записью ответов одним из учащихся на доске.
Какие элементы принадлежат множеству А? (2, 24, 66.)
Какие элементы принадлежат множеству В? (21, 24, 63, 66.)
На доске запись:
А = {2; 24; 66}
В = {21; 24; 63; 66}
Учитель вывешивает опорную схему № 2 (Д–4).
Где обозначите на карточке число 5? (Вне диаграмм множеств А и В.)
Почему число 5 не принадлежит ни одному из множеств? (Оно не делится ни на 2, ни на 3.)
Один ученик на доске, а дети на карточках отмечают число 5 вне диаграмм множеств А и В.
Учитель вывешивает опорную схему (Д–5).
Назовите общие элементы множеств А и В. (24, 66.)
Расположите элементы множеств А и В на диаграмме.
Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно на карточках, затем сверяют свои записи с записью на доске.
Почему числа 24 и 66 оказались в пересечении множеств? (Они одновременно принадлежат и одному множеству, и другому, т. к. эти числа делятся и на 2, и на 3.)
Запишите множество, которое является пересечением множеств А и В. (A∩ B = {24, 66}.)
Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно на карточках, затем сверяют свои записи с записью на доске:А ∩ В ={24; 66}.
2) Представление об операции объединения множеств.
Раскрасьте жёлтым карандашом диаграмму множества А, синим карандашом — диаграмму множества В. Обведите красным карандашом всю закрашенную область.
Что мы сделали с множествами? (Обвели, объединили, составили из двух множеств одно.)
Мы выполнили операцию объединения множеств. Объединением множеств называют множество всех элементов, принадлежащих данным множествам. Объединение множеств обозначают символом ∪.
Учитель выставляет на доску карточку с соответствующим символом.
∪
Запишите на листочке в окошко знак объединения и прочтите полученную запись.
(А ∪ В — объединение множеств А и В.)
В результате на листочках у детей и на доске появляются следующие записи и рисунок:
С = {24, 5, 21, 63, 2, 66}
А = {2; 24; 66}
В = {21; 24; 63; 66}
А ∩ В = {24; 66}
А ∪ В = __________________
А В
•24
•66
•2
•21
•63
Что является результатом операции объединения? (Новое множество, состоящее из элементов, принадлежащих данным множествам.)
3) Индивидуальное задание.
Запишите в фигурных скобках элементы объединения множеств А и В.
Варианты ответов фиксируются на доске:
А ∪ В = {24; 2; 66; 21; 63; 24; 66},
А ∪ В = {24; 5; 21; 63; 2; 66},
А ∪ В = { 24; 2; 66; 21; 63; 24; 66; 5} и т. д.
Дети определяют свою позицию поднятием руки.
На этапе актуализации знаний организованно наблюдение за наглядном материалом - диаграммами Венна. На этом этапе формируются логические универсальные действия:
Анализ объектов;
Построение логической цепи рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование
3. Постановка проблемы.
Цель:
выявить отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение: определение результата объединения множеств;
2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Какое задание выполняли? (Находили элементы объединения множеств А и В.)
Чем это задание отличается от предыдущего? (Раньше находили пересечение множеств, а сейчас нужно выполнить объединение.)
Где возникло затруднение? (При определении результата объединения множеств.)
На этом этапе формируется познавательные мотивы учебной деятельности:
стремление открыть новые знания , приобрести умения.
4.Открытие и фиксация новых знаний.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) учащиеся ставят цель проекта;
2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
Какую цель вы поставите сегодня на уроке? (Научиться выполнять операцию объединения множеств, вывести алгоритм выполнения этой операции.)
- Хорошо. Как сформулируем тему урока? («Объединение множеств».)
Открывается тема урока, предварительно записанная на доске.
- Что, из того, что вы сегодня повторяли, вам может помочь? (Диаграмма Венна, операция пересечения множеств.)
- Составим план действий.
1) Составим алгоритм выполнения операции объединения множеств.
2) Создадим опорную схему для всех случаев операции объединения множеств
выделение того что уже известно и того что нужно усвоить;
личностные действия : формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.
познавательные - самостоятельное выделение и формулирование позновательной цели, поиск и выделение необходимой информации.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) вывести алгоритм выполнения операции объединения множеств;
2) зафиксировать новый способ действий в знаковой форме, в речи и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4.
По сколько элементов во множествах А и В? (3 и 4.)
А в их объединении? (5.)
Чем объясните это? (Есть два общих элемента.)
Сколько раз их запишете в объединении? (Один раз.)
Какие элементы к ним надо добавить, чтобы получить объединение множеств? (Оставшиеся элементы.)
Что сделаете сначала? (Найдём общие элементы множеств.)
Учитель вывешивает первый шаг алгоритма:
Найти и записать один раз общие элементы множеств.
Что сделаете потом? (Дополним оставшимися элементами.)
Учитель вывешивает второй шаг алгоритма.
Дополнить оставшиеся элементы множеств.
Что составили? (Алгоритм.)
Как назвать полученный алгоритм? (Алгоритм выполнения операции объединения.)
Выполните самостоятельно по составленному алгоритму задание, в котором возникло затруднение.
Дети работают на карточках, а один ученик выполняет у доски задание по алгоритму.
Комментирование проводится следующим образом: 1 шаг — найду и запишу один раз общие элементы множеств — это 24 и 66; 2 шаг — дополню оставшимися элементами множеств — это 2, 21 и 63.
У кого был такой результат? Молодцы!
А с чем связаны разные варианты ответов при решении данной задачи? (Дважды повторяли одни и те же элементы; записали элемент, который не принадлежит ни одному множеству, ни другому.)
Запишите в тетрадях: пусть множество А состоит из элементов a, b, c, а множество В — из элементовb, c, d. Используйте построенный алгоритм для составления опорной схемы
общего случая операции объединения множеств. Дети работают в парах.
Учитель вывешивает опорную схему № 4 (Д–8).
Кто-нибудь допустил ошибку? (…)
Где допущена ошибка? (…)
Как её исправить? (…)
Есть ли у кого-нибудь другой вариант выполнения операции объединения?
Поставьте знак «+», если выполнили всё правильно.
Если вариантов нет, то прочитывается вариант из учебника: «Для составления объединения множеств надо к элементам первого множества добавить недостающие элементы второго множества».
Попробуйте, действуя таким образом составить алгоритм объединения множеств А и В. (Записываем элементы a, b, c множества А и добавляем недостающие элементы из множества В. (A∪ B = {b, с; a; d}.)
Какой способ вам нравится больше? (…)
На этом этапе шло формирование следующих УУД:
Логические – постановка решения проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;
Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы.
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5.
Можете ли вы сейчас выполнить самостоятельную работу по объединению множеств? (Нет, нужно ещё потренироваться.)
1) № 2, стр. 34.
Несколько учащихся по цепочке работают у доски с комментированием, остальные — в тетради на печатной основе:
а) – Запишу перечислением элементы множества А: А = {Петя, Миша, Коля} и множества В: В = {Коля, Саша, Дима}.
б) – Это операция объединения, значит, воспользуюсь алгоритмом выполнения объединения. Пишу общий элемент множеств «Коля» и дополняю недостающими элементами: А ∪ В = {Коля; Петя; Миша; Саша; Дима}.
Какие вопросы можно ещё задать? (Кто победил и в шахматах, и в шашках? Кто победил только в шахматах? Кто победил только в шашках?)
Все справились?
Где допущена ошибка? Как её исправить?
2) № 6, стр. 36.
Задание вынесено на доску и выполняется одним из учащихся. Остальные дети работают на печатной основе. В результате у них должна получится запись:
D ∪ Е = {а; м; е; к; б}
D ∩ Е = {а; м}
DE
Множество D содержит 4 элемента, множество Е – 3 элемента, …
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
проверить своё умение применять новый алгоритм на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Вам предстоит проверить: насколько хорошо вы поняли операцию объединения. Для этого выполните № 4, стр. 35.
На выполнение задания отводится 3 минуты.
Дополнительное задание для тех, кто справится с заданием самостоятельной работы раньше: найти пересечение множеств С иD. Решение сравнивается с образцом для самопроверки.
У кого другой вариант решения? (…)
Где допущена ошибка, как ее исправить? (по образцу.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способности к использованию понятия объединения и пересечения множеств для решения практических задач.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Где можно применить новое знание? ( В жизни, при решении задач.)
Решим задачу № 8, стр. 35.
Все действия демонстрируются на диаграмме, чтобы дети видели оставшуюся часть множества.
Сколько человек в классе изучаю только английский язык? (25 – 18 = 7.)
Сколько человек в классе изучают только немецкий язык? (27 – 18 = 9.)
На следующий вопрос «Сколько всего человек в классе изучают эти языки?» дети отвечают, работая в группах. Возможны следующие варианты решения:
(25 + 27) – 18 = 34 (чел.)
(25 – 18) + 27 = 34 (чел.)
(27 – 18) + 25 = 34 (чел.)
(25 – 18) + (27 – 18) + 18 = 34 (чел.)
А ∪ Н – ? чел.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: способ объединения множеств;
2) оценить собственную деятельность;
3) зафиксировать неразрешённые затруднения, как перспективу будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебной деятельности на этапе 8.
Что новое узнали сегодня на уроке? (Познакомились с операцией объединения; узнали, её обозначить, как находить объединение множеств.)
Какую цель вы перед собой ставили? (Научиться объединять множества; построить соответствующий алгоритм.)
Достигли ли мы этой цели? (Да.)
Рассмотрите рисунки на доске.
На доске рисунки двух множеств З (знания) и У (умения), выполненные мелом.
З У З У
Вам надо выбрать тот рисунок, который показывает достигнутый вами уровень.
Список использованной литературы
Петерсоон Л.Г. «Математика» 3 класс : Учебник-тетрадь – М.:Ювента,2013г.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 кл. : Учебник-тетрадь: В 2-х частях .- М. : Баласс, 2002
Приложение
Демонстрационный материал:
1) два овала жёлтого и синего цвета из прозрачной бумаги или плёнки (можно взять любые другие цвета, главное, чтобы при наложении одного овала на другой область пересечения изменила свой цвет);
2) задание на этапе актуализации:
3) опорная схема № 1:
СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ
ОБЩИМ СВОЙСТВОМ
ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
А = {1, 2, 3,…9} А — множество однозначных чисел
Помни: Элементы множестване могут повторяться!
4) опорная схема № 2:
5) опорная схема № 3:
ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
A∩ BA = {a, b, c}
A B B = {b, c, d}
A ∩ B = {b, c}
А
.
6) карточка:
∪
7) алгоритм выполнения операции объединения:
Найти и записать один раз общие элементы множеств
Дополнить оставшиеся элементы множеств
8) опорная схема № 4:
A = {a; b; c}
B = {b; c; d}
A ∪ B = {b; c; a; d}
9) образец для самопроверки выполнения операции объединения на 6 этапе:
С = {1;3; 5; 7}
D= {4; 5; 6}
С ∪ D = {5; 1; 3; 7; 4; 6}
С ∩D = {5}
С D
•1•3•4
• 7•6
• 5
Раздаточный материал:
1) карточки с записями для выполнения заданий на этапе актуализации знаний (по количеству учащихся:
С = {24, 5, 21, 63, 2, 66}
А = ____________________ АВ
В = ____________________
А ∩ В = __________________
А ∪ В = __________________
2) образец для самопроверки выполнения операции объединения на 6 этапе: