В своей многолетней работе на уроках математики особое внимание уделяю приемам устного счета. Устный счет способствует развитию памяти обучающихся и повышению математической культуры мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технический прогресс отучил многих из нас производить элементарные арифметические действия в уме. А в повседневной жизни это надо уметь делать. Мы каждый день встречаемся с устными вычислениями дома, в школе, на рынке, в магазине при покупке, продаже продуктов, товаров. С приходом калькуляторов современные люди ленятся вычислять в уме. Привычка пользоваться калькулятором пагубно влияет на наши математические навыки. В своей многолетней работе на уроках математики особое внимание уделяю приемам устного счета. Устный счет способствует развитию памяти обучающихся и повышению математической культуры мышления.
Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений дает не только возможность быстро производить расчеты в уме, но и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Хотя на экзаменах и на уроках математики запрещено пользоваться калькулятором.
Рассмотрим некоторые приемы устного умножения.
Умножение на однозначное число.
При умножении на однозначное число рассуждаем так: 15·7. 15 представляем в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 5. Сначала 10 умножаем на 7, а затем 5 умножаем на 7. Полученные числа складываем.
15·7=(10·7)+(5·7)+70+35+105.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
6
36·7
16·4
29·2
48·7
32·5
44·6
77·6
87·5
91·8
93·1
82·2
73·3
64·5
66·3
33·4
74·2
55·4
48·4
35·4
49·2
44·5
55·6
66·7
77·8
88·9
99·9
23·3
31·5
47·6
83·5
33·8
43·8
75·8
82·8
75·8
69·8
32·7
34·7
54·7
76·7
87·7
92·7
92·9
83·9
75·9
61·9
22·8
46·7
Умножение на 10, 100, 1000 и так далее.
а) Если умножим целые числа на 10; 100; 1000 и так далее, то в результат умножения необходимо справа приписать столькр нулей, сколько нулей при единице:
1. 34·10=340;
2. 309·100=30900;
3. 97·1000=97000;
4. 50·100000=5000000.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
6
36·10
16·10
29·10
48·10
32·10
44·10
77·100
87·100
91·100
93·100
82·100
73·100
64·1000
66·1000
33·1000
74·1000
55·1000
48·1000
б) Если умножим десятичные дроби на 10; 100; 1000 и так далее, то десятичную запятую переносим в право на столько знаков, сколько нулей при единице.
1. 63,4·10=634;
2. 33,09·10=330,9;
3. 197,825·100=197,82,5;
4. 150,07654·1000=150076,54.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
6
3,6·10
16,1·10
0,29·10
4,81·10
0,32·10
4,46·10
0,77·100
28,7·100
0,91·100
9,3·100
82,1·100
73,9·100
6,4·1000
6,7·1000
33,1·1000
7,4·1000
5,15·1000
4,28·1000
Умножение на 0,1; 0,01; 0,001 и так далее.
а) Если умножим целые числа на 0,1; 0,01; 0,001 и так далее, то в результате умножения необходимо справа выделить столько знаков, сколько знаков после запятой множителя.
1. 347·0,1=34,7;
2. 309·0,01=3,09;
3. 97·0,001=0,097;
4. 50256·0,0001=5,0256.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
36·0,1
16·0,01
29·0,001
48·0,0001
32·0,001
177·0,01
807·0,001
911·0,01
931·0,001
82·0,0001
64·0,001
66·0,0001
33·0,0001
742·0,01
55·0,00001
б) Если умножим десятичные дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и так далее, то в результат умножения необходимо справа выделить столько знаков, сколько знаков после запятой множителей.
1. 33,09·0,1=3,309;
2. 197,825·0,01=1,97825;
3. 150,07654·0,001=0,15007654.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
3,61·0,1
1,465·0,01
2,9543·0,001
4,824·0,0001
32,76·0,001
1,7723·0,01
8,0723·0,1
91,1657·0,01
9,3154·0,01
8,287·0,0001
6,412·0,001
66,17·0,0001
33,2591·0,001
74,265·0,01
5,507·0,001
Умножение круглых цифр.
При умножении круглого числа (в конце с одним или несколькими нулями) на число выполняем умножение, не обращая внимание на нули, которые расположены в конце числа. Выполняем умножение с числами без нулей и дописываем к нему количество нулей в двух числах вместе.
300·50000=15000000
Решите примеры.
1
2
3
4
5
360·100
160·2000
2900·80
4800·60
3200·700
770·200
80700·300
917·700
9300·500
820·4000
640·3000
6080·500
330·3000
740·400
550·9000
Последовательное поразрядное умножение.
Способ используется при умножении многоразрядного числа на одну цифру. Результат умножения не изменяется, если множимое разложить на сумму единиц, десятков, сотен и так далее, а потом каждый из чисел суммы умножить на цифру множимого. Полученные результаты умножений сложить.
Между цифрами двузначного числа вставляет сумму цифр числа (десятков и единиц), а если при сумме двух цифр возникает перенос в старший разряд, то его добавляем к цифре десятков.
75·11=825;
41·11=451;
25·11=275;
81·11=891.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
65·11
74·11
55·11
75·11
99·11
35·11
16·11
77·11
96·11
39·11
36·11
44·11
63·11
72·11
96·11
7. Умножение трехзначных чисел на 11.
Между крайними цифрами трехзначного числа вставляем суммы цифр десятков и сотен, а также десятков и единиц, а если при сумме двух цифр возникает перенос в старший разряд, то его добавляем к цифре старшего разряда.
523·11=5753;
941·11=10351.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
665·11
374·11
955·11
675·11
399·11
535·11
216·11
877·11
596·11
239·11
436·11
144·11
637·11
472·11
196·11
8. Умножение на 22, 33, …,99.
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44=4·11; 55=5·11; 77=7·11 и т. д.
24·22=24·2·11=48·11=528;
23·33=23·3·11=69·11=759;
18·44=18·4·11=72·11=792;
76·55=76·5·11=380·11=4180;
82·77=82·7·11=574·11=6314.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
72·66
42·77
79·22
59·55
71·88
65·44
53·88
96·33
26·66
97·33
21·55
34·99
89·44
68·77
48·99
9. Умножение одинаковых двузначных чисел, которые оканчиваются на 5.
Цифру десятков умножаем на эту же цифру, увеличенную на единицу, и приписываем к результату 25.
35·35=35²=1225;
25·25=25²=625;
45·45=45²=2025;
9,5·9,5=9,5²=90,25;
350·3,5=1225;
5,5·5500=55²·10=30250.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
15·15
75·75
3,5·3,5
250·2,5
3,5·3500
55·55
85·85
2,5·2,5
450·4,5
7,5·7500
65·65
95·95
4,5·4,5
650·6,5
6,5·6500
10. Умножение на число, оканчивающиеся на 5.
Чтобы четное двузначное число, оканчивающиеся на 5, можно применить следующее правило. Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз,призведение не измениться.
44·5=(44:2)·5·2=22·10=220;
28·15=(28:2)·15·2=14·30=420;
32·25=(32:2)·25·2=16·50=800;
48·85=(48:2)·85·2=24·170=(24·10+24·7)·10=4080.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
72·5
14·35
34·65
36·85
24·65
64·15
24·45
84·25
14·95
44·25
38·25
28·55
48·65
36·15
54·35
11. Умножение 25.
Для того, чтобы научиться устно умножать на 25, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4.
На 4 делятся те, и только те числа, у которых две последние цифры числа выражают число, делящаяся на 4.
1224 делится на 4, так как 24 делится на 4;
1716 делится на 4, так как 16 делится на 4;
2800 делится на 4, так как 00 делится на 4.
Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умножить на 100.
484·25=(484:4)·25·4=121·100=12100;
124·25=(124:4)·25·4=31·100=3100;
Решите примеры.
1
2
3
4
5
184·25
1024·25
12100·25
4076·25
5236·25
272·25
4116·25
3100·25
6012·25
81124·25
364·25
6032·25
944·25
11016·25
82380·25
12. Умножение на 75.
Чтобы число умножить на 75, надо это число разделить на 4 и умножить на 300.
32·75=(32:4)·75·4=8·300=2400;
48·75=(48:4)·75·4=12·300=3600.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
36·75
124·75
448·75
612·75
812·75
64·75
384·75
536·75
628·75
868·75
84·75
164·75
564·75
720·75
984·75
13. Умножение на 50.
Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100.
432·50=(432:2)·50·2=216·100=21600;
848·50=(848:2)·50·2=424·100=42400.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
124·50
394·50
2186·50
11904·50
100912·50
226·50
428·50
5242·50
74026·50
81818·50
304·50
816·50
6198·50
91824·50
24084·50
14. Умножение на 125.
Чтобы научится устно умножать на 125, надо хорошо знать таблицу умножения на 8 и признак делимости на 8.
На 8 делятся те, и только те числа, у которых три последние цифры выражают число, делящееся на 8.
3168 делится на 8, так как 168 делится на 8;
5248 делится на 8, так как 248 делится на 8;
12328 делится на 8, так как 328 делится на 8.
Как узнать, что трехзначное число делится на 8?
Рассмотрим примеры.
632 кратно 8, так как (63+) делится на (64 делится на 8);
712 кратно 8, так как (71+) делится на (72 делится на 8);
304 кратно 8, так как (30+) делится на (32 делится на 8);
374 кратно 8, так как (37+) делится на (40 делится на 8);
208 кратно 8, так как (20+) делится на (24 делится на 8).
Чтобы умножить число на 125, надо это число разделить на 8 и умножить на 1000.
32·125=(32:8)·125·8=4·1000=4000;
72·125=(72:8)·1000=9000.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
64·125
896·125
2896·125
7224·125
6984·125
96·125
904·125
3904·125
8248·125
9264·125
224·125
1296·125
9296·125
18248·125
10784·125
15. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр десятков равна 10, а цифры единиц одинаковые.
При умножении двузначных чисел, у которых сумма цифр десятков равна 10, а цифры единиц одинаковые, надо перемножить цифры десятков и прибавить цифру единиц, получим число сотен и затем к числу сотен припишем произведение единиц.
72·32=(7·3+2)·100+2·2=2300+4=2304;
64·44=(6·4+4)·100+4·4=2800+16=2816.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
53·53
42·62
99·19
24·84
66·46
18·98
36·76
88·28
91·11
58·58
12·92
57·57
73·33
23·83
89·29
16. Умножение чисел, оканчивающихся на 1.
При умножении чисел, оканчивающиеся на 1, надо перемножить цифры десятков и к полученному произведению прибавить сумму десятков и единицу.
81·31=?
80·30=2400, 80+30=110, 1·1=1;
81·31=2511.
21·31=?
20·30=600, 20+30=50, 1·1=1;
21·31=651.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
61·51
71·21
51·31
81·21
41·41
31·41
81·31
61·41
41·71
81·81
21·21
91·41
71·31
31·91
71·71
17. Умножение чисел на 101,1001 и т.д.
Чтобы двузначное число умножить на 101, надо к этому числу приписать справа это же число.
32·101=3232;
48·101=4848.
Чтобы трехзначное число умножить на 1001, надо к этому числу справа приписать это же число.
324·1001=324324;
648·1001=648648.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
56·101
98·101
49·101
624·1001
242·1001
38·101
87·101
58·101
725·1001
568·1001
42·101
65·101
824·1001
672·1001
693·1001
18. Умножение на число, близкое к 1000.
Чтобы любое число умножить на число близкое к 1000, надо это число умножить на разность между 1000 и дополнением второго множителя до тысячи.
245·998=245·(1000-2)=245000-490=244510;
375·999=375·(1000-1)=375000-375=374625.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
225·997
349·997
624·997
173·997
842·997
174·999
451·996
549·998
282·998
751·998
346·998
725·998
824·999
691·999
824·999
19. Умножение с помощью изменения сомножителей.
Произведение не изменится, если один из сомножителей увеличить, а другой уменьшить на одинаковое число.
75·36=(75·4)·(36:4)=300·9=2700;
125·13=(125:5)·(13·5)=25·65=1625;
99·41=(99:9)·(41·9)=11·369=4059.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
625·25
734·22
55·32
75·80
99·9
65·44
160·66
115·77
96·66
35·55
36·33
44·25
603·33
77·42
96·16
20. Умножение двузначных чисел, не превышающих числа 20.
Первое число сложить с единицею второго числа, умножить полученную сумму на 10 и прибавить произведение единиц двух исходных чисел.
15·16=(15+6)·10+5·6=210+30=240;
12·13=(12+3)·10+2·3=150+6=156;
15·13=(15+3)·10+5·3=180+15=195.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
15·11
14·12
15·18
17·18
19·19
15·14
16·16
15·17
16·14
19·15
16·13
17·15
16·19
17·12
19·17
21. Умножение двузначных чисел с одинаковым числом десятков при условии, что сумма цифр единиц равно 10.
Цифру десятку умножаем на цифру, которая больше цифры десятка на 1, и к результату приписываем результата умножения единиц.
44·46=(4·5)·100+(4·6)=2000+24=2024;
78·72=(7·8)·100+(8·2)=5600+16=5616;
53·57=(5·6)·100+(3·7)=3000+21=3021.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
16·14
19·11
66·64
77·73
56·54
27·23
48·42
93·97
86·84
67·63
38·32
57·53
58·52
39·31
29·21
22. Умножение двузначных чисел с одинаковым числом единиц при условии, что сумма цифр десятков равно 10.
Чтобы умножить такие числа, нужно умножить цифры десятков и прибавить к ним одну цифру единиц, а к результату дописать произведение единиц.
44·64=((4·6)+4)·100+(4·4)=2800+16=2816;
78·38=((7·3)+8)·100+(8·8)=2900+64=2964;
53·53=((5·5)+3)·100+(3·3)=2800+9=2809;
31·71=((3·7)+1)·100-(1·1)=2200+1=2201.
Решите примеры.
1
2
3
4
5
19·99
16·96
66·46
77·37
56·56
27·87
48·68
93·13
86·26
67·47
38·78
57·57
58·58
39·79
29·89
Использованная литература.
Л.Ф. Мараховский. Справочник-учебник по математике. Киев-2012