Урок математики во 2 классе
Тема урока: «Название компонентов и результата действия умножения».
Тип урока: урок получения новых знаний и их первичного закрепления
Цель:
познакомить учащихся с новыми терминами – названиями компонентов и результата действия умножения.
Задачи:
продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия умножения;
закрепить навык замены действия сложения действием умножения и действия умножения действием сложения;
совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счёта;
развивать внимание и логическое мышление;
формировать умение работать в группе, выполнять самооценку деятельности.
Планируемый результат.
Предметные УУД
Знать и правильно употреблять понятия: множитель, произведение, значение произведения.
Понимать конкретный смысл действия умножения, его связь с действием сложения.
Уметь моделировать действие умножения чисел с помощью предметов, рисунков.
Метапредметные УУД
Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Давать оценку своих действий при выполнении заданий по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Личностные УУД
Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников.
Формирование личного (эмоционального) отношения к учению.
Понимание причины успеха и неудачи в учебе.
Оборудование:
карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;
интерактивная доска Smart Board;
тест «Компоненты действия умножения» (мультимедийная презентация);
ноутбуки.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний.
- В этом году наша страна проводит большие спортивные состязания. Как они называются?
- Верно, это олимпиада. Какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы тоже попробуем свои силы в зимних соревнованиях, только эти соревнования будут ещё и математическими.
- Итак, первый вид – лыжные гонки. Надо добраться до вершины горы как можно раньше своих соперников. Сделать это смогут те, кто без ошибок выполнит все вычисления. Работать будете командой (по рядам) и в паре с соседом по парте.
Дети получают листы с заданием. После выполнения всеми группами задания проверяются на интерактивной доске (рис. 1).
- Молодцы. С первым испытанием справились. А чтобы спуститься с горы, нужно объехать все преграды. Как называется этот вид спорта?
- Правильно, слалом.
- Справиться с заданием можно, разделив все выражения из первого задания на группы.
С помощью анимации рисунков дети проверяют правильность своих предположений и выстраивают выражения под определениями (рис.2).
Самоопределение к деятельности.
- Внизу нас ждут соревнования биатлонистов. Нужно точно попасть в мишень, назвав правильно компоненты действий (рис.3).
- О каком действии вы ничего сейчас не сказали?
- А что такое умножение? (сумма одинаковых слагаемых).
- Замените сложение умножением.
5+5+5+5+5 8+8+8
2+2+2+2 7+6+6+6+7
- Какое выражение лишнее? Почему? Можно ли здесь применить действие умножения? Как? (6∙3+7∙2)
- Что показывает первое число в записи умножения? Второе число? Как называется всё выражение?
- Знаете ли вы, как называются числа при умножении?
-Значит, сегодня нам предстоит это выяснить. Мы прекращаем наши соревнования и отправляемся на учебную базу.
- Сформулируйте тему урока.
- Чему будем учиться?
- Зачем это надо знать?
- Где пригодятся эти знания?
Открытие новых знаний.
Групповая работа
- Чтобы узнать, как называются числа при умножении, нужно выполнить задания на листках, которые лежат у вас на столах. Найдите значения выражений, расположите буквы в порядке увеличения значений, и вы узнаете, как называются числа при умножении.
Проверка задания выполняется на интерактивной доске с помощью затемнения экрана и анимации объектов ( рис.4).
- На какой вопрос вы отвечали?
Сравните свои предположения с выводом в учебнике [1] стр.12.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
1)Упражнение в чтении и записи выражений.
- Прочитать выражения и найти их значения:
6∙2=
8∙5=
- Записать выражения:
Первый множитель 7, второй множитель 4. Найти значение произведения.
Произведение чисел 3 и 9.
- По какому рисунку (рис.5) нельзя записать произведение чисел? Почему? Как можно его изменить, чтобы составить выражение? Запишите произведения чисел по рисункам. Подчеркните одной линией первые множители, двумя линиями – вторые множители.
2)Практическая работа
- Вернёмся к нашим соревнованиям. Но теперь в качестве волонтёров.
- Что обозначает это слово? Где можно найти его значение?
Ученик смотрит значение слова «волонтёр» в толковом словаре С. Ожегова (электронная версия) и объясняет классу.
- Нам предстоит сделать ограждение для болельщиков на лыжной трассе. Нужно рассчитать длину ограждения по размеченным линиям. Как это можно сделать? (Найти периметр фигур) Рис. 6. Практическая работа
- Что такое периметр?
- На какие геометрические фигуры разделена трасса? Сколько их? (рис.6)
- Какие треугольники видите?
- Работу будете выполнять в группах. У каждой группы – своя часть трассы. Выполненные задания передайте нашему координационному центру для окончательных расчётов.
Пять групп выполняют задания на индивидуальных листах, затем отдают свои работы шестой группе, которая находит сумму всех периметров фигур. Таким образом, учащиеся определяют общую длину ограждения лыжной трассы.
- В какой группе периметр фигуры можно было найти действием умножения?
- Почему? Как вы это записали? Молодцы.
3) Самостоятельная работа.
- Прочитайте тексты задач и выполните ту, в которой для ответа на вопрос нужно выполнить умножение (рис.7). Выполните взаимопроверку.
Учащиеся объясняют, почему для решения задачи выбрали действие умножения. Называют множители и значение произведения. Несколько учащихся работают на ноутбуках, выполняют тест по теме урока (рис.8)
Рефлексия. Подведение итогов.
- Заканчивается урок. На какой вопрос мы сегодня получили ответ?
- Какие цели достигнуты?
- А что ещё вам хотелось бы узнать?
- Сложными ли были задания? Какие? В чём состояла сложность?
- Что у вас хорошо получилось на уроке?
- Что запомнилось?
-Предлагаю оценить свою работу на уроке, поставив «плюс» на той ступеньке Лестницы успеха, где, по вашему мнению, вы себя видите сегодня (рис.9).
- Спасибо всем за работу.
Литература
Аргинская И. И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
Математика: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.