Ребята!
Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки:
Одной я сотою зовусь,
В расчетах вам всем пригожусь,
Но лишь 3 буковки убрать,
Могу я денежкою стать.
Где проценты встречаются в нашей жизни? Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с процентами.
-А чтобы наш урок прошел активно надо себя подготовить к работе.
-Кто считает, что он хорошо усвоил тему прошлого урока?
Вам предоставляется право это доказать.
5 человек будут работать по карточкам, остальные устно.
- Что называется 1%?
- Какие проценты надо знать наизусть?
- Как проценты нам в дробь обратить?
- Как дробь перевести в проценты?
- Сколько % фигуры закрашено?
- Сейчас мы проведем «Математический футбол» - Найти соответствие количества процентов и дробей
Устная фронтальная работа:
-Все молодцы.
А теперь мы с вами начинаем решать задачи. Вам необходимо найти решения следующих задач.
Задача №1
В 5 классе 20 учеников. Мальчики составляют 3/5 всех учеников. Сколько мальчиков в классе?
Задача №4
В классе 20 человек. По итогам контрольной работы оценку “5” получили 15% всех учеников. Сколько человек получили “5”?
- Какую задачу вы решили?
- Назовите тип задачи. Как решили?
- Почему не смогли выполнить второе задание?
- Чего мы ещё не знаем?
- Значит чему нам надо научиться? Какова цель нашей дальнейшей деятельности?
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.
- Тема сегодняшнего урока “Нахождение процентов от числа”.
- Обсудим условие второй задачи. Что такое процент?
- Тогда как можно представить процент? И как решить задачу? Ребята предлагают два способа решения.
-Может кто-то нашел еще другой способ решения задачи? Давайте обсудим:
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Итак,
Все ученики – 100%
? отличники – 15 %
Решение.
1) Находим 1% величины. Для этого всю величину делим на 100.
2) Находим 15% величины. Для этого 1% величины умножаем на 15%.
Значит, чтобы найти процент от числа, надо число разделить на 100 и умножить на количество процентов.
После проведённых рассуждений класс делится на три части (по рядам) и каждой части ставится задание:
- найти решение задачи, начинающееся с перевода процента в обыкновенную дробь
- найти решение задачи, начинающееся с перевода процента в десятичную дробь
- найти решение задачи, начинающееся с нахождения 1%
Затем полученные решения обсуждаются и на их основе составляются алгоритмы (слайд 13, Приложение 1)
1 способ
- Превратить проценты в обыкновенную дробь.
- Найти дробь от числа.
- Сформулировать вывод.
2 способ
- Превратить проценты в обыкновенную дробь.
- Найти дробь от числа.
- Сформулировать вывод.
3 способ
- Всю величину обозначить как 100%.
- Найти 1% величины.
- Находим n% величины
Поздравляю, вы открыли новое знание!
- Где можно использовать полученные знания? (В решении примеров, задач).
№1056
1. Найти 20% от 14.(У доски с комментированием)
2. Найти 4% от 240. (У доски с комментированием)
3. Найти 12% от 300. (Комментирование с места)
- Ребята, задачи на проценты находят очень широкое применение в жизни.
- Я предлагаю вам решить задачу, которую очень часто приходится решать вашим родителям при покупках в магазинах. (Задача на экране)
Задача
Сколько будет стоить телевизор стоимостью 32 000 рублей, если в магазине объявлена акция – скидка на весь товар составляет 20%?
Сильные учащиеся самостоятельно решают задачу «Режим дня». Карточки с подобной записью получает каждый ученик, решающий эту задачу. После её решения результаты сообщаются всему классу.
Задача. Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,6 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 25% вашего досуга. Сколько часов должен тратить ученик на каждый вид деятельности?
Остальные учащиеся выполняют задания, решив которые получают слово-код
1.Найдите 25% от 300
2.Выразите десятичной дробью 112%
3.Выразите в процентах 1,35
4.Найдите 12% от 7000
5.Найдите 50% от 4 км
6.Выразите 67% дробью
7.Найдите 20% от 5 кг
- Е. 2 км
- Н. 0,67
- О. 135
- П. 75
- Р. 1,12
- Т. 1 кг
- Ц. 840
1.Найдите цену товара со скидкой:
Товар: скидка на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
2.Составить и решить задачу на применение понятия процент в практических целях.
- Чему научились сегодня на уроке?
-А теперь, ребята, оцените в процентах уровень усвоения нового материала:
10% - не усвоил
25% - плохо усвоил
50% - усвоил не полностью
75% - усвоил
100% - хорошо усвоил
Поднимите, пожалуйста, руки, кто считает, что он
- хорошо усвоил
- усвоил
- усвоил не полностью
- плохо усвоил
- не усвоил
- Теперь оцените в процентах свое настроение.
Поставьте себе оценку на листах самоконтроля и сдайте. Те, кто работал по карточкам, узнают свои оценки завтра. Спасибо за урок, дети!