Просмотр содержимого документа
««Нахождение долей целого»»
Урок математики 4 класс
Тема: «Нахождение долей целого»
Организационный момент.
Все сегодня в настроении?
Все здоровы? Нет сомнения?
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Урок я начну с такой фразы. (Слайд №1)
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочешь.
- Что это такое? Как вы понимаете ее?
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
- Ребята, какое сегодня число? (30 ноября). Что вы можете рассказать об этом числе:двузначное, в его запись входят две цифры, чётное, цифра 3 в его записи обозначает кол-во десятков, а цифра 0 кол-во единиц , соседи числа29 и 31,)
- Произведение каких двух чисел равно 30? (5·6; 3и10)
-Молодцы! Откройте тетради и запишите «30 ноября, классная работа»
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
1. Чертеж на доске. (Слайд №2)
- Какая фигура изображена на слайде?
6см
S - ?
- Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)
- Чему равна площадь данного квадрата? (6·6=36см2)
6 · 6 = 36 (см2) Ответ: S=36см2
2.Создание проблемной ситуации. (Слайд №3)
- А теперь найдите площадь закрашенной фигуры
- Можете ли вы это сделать? (нет)
S - ?
- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь многоугольника.)
- Вам Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?
- Сегодня вам предстоит открыть секрет математики, как найти площадь закрашенной фигуры, даже не зная формулы.
- И помогут нам в этом задания, которые предстоит выполнить в течение урока.
1. Работа в группах. (вспомним правила работы в группе)
-Решите. Запишите ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.
Дети записывают ответы и отгадывают слова по коду.
Знаменатель 2. Числитель 3. Дробь 4. Доли
- Молодцы! Мы получили 4 ключевых слова сегодняшнего урока.
III. Работа по теме урока
1. - У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)
- Что такое доля? (доля – это часть целого)
- Что ещё состоит из долек? (чеснок, апельсин, лимон …)
- А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)
- А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)
- В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. (все доли одного целого равны).
-А какую долю (часть) в своей семье занимаете вы?
- Кто-нибудь знает, как на языке математики это записать? 1/4, 1/3, 1/6
(Слайд №4) Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет и называется это число знаменатель, а число над чертой – сколько таких частей взяли и называется числитель.
Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
б) - Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
- Молодцы, всё верно! (Допол. материал)
2. - Ребята, а какой особый праздник мы будем отмечать? (День матери)
- А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)
- Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас.
(Слайд №5)- Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми.
У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).
- Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей.
- Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)
- Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».
- Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)
- Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)
-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)
Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску. (Слайд №6) Перед вами прямоугольник, площадь которого12см2.
- Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)
- Как узнали? (12:3=4см2)
- Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника ( 3см2)
- Как узнали? (12:4=3см2)
- Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника. (ответы детей)
IV. Выявление места и причины затруднения
- Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)
- Ребята, кто догадался? Кто может назвать тему урока?
- Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?(будем учиться находить несколько частей целого)
Вернёмся к нашему заданию.
- Как вы думаете, как можно найти три шестых части площади этого прямоугольника)?
-Посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения (ответы детей)
- Проверим ваши предположения.
- Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.
- Какая же из гипотез оказалась верной?
Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом взяли 3 из них)
Решение: 12:6*3=6см2
Сделаем вывод: удалось ли нам найти верное решение проблемы? (да, удалось)
- Давайте сформулируем алгоритм, как найти несколько долей целого (Слайд №7)
1) найди одну долю (целое разделить на кол-во долей)
2) одну долю умножить на необходимое кол-во
Вот мы и раскрыли секрет математики
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Молодцы! Теперь, раскрыв очередной секрет математики, будем учиться применять его на практике. Вернёмся к модели торта. Представьте, что наш Торт весит 720г. Узнайте Сколько весят 3 куска торта, если торт состоит из 8 кусков? 3/8куска?
Решение: 720:8= 90г –вес одного куска
90*3=270г –весят 3 куска
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)
Давайте проведем эксперимент.
Перед вами лежат полоски бумаги. Измерьте её длину. ( 20 см)
Пользуясь алгоритмом найдите:
1 вариант - длину 2/4 полоски (10см),
2 вариант - длину 3/4 полоски (15см)
Что найдем сначала? (длину одной части)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Сейчас попробуйте совместно выполнить задание на нахождение нескольких долей целого.
1 группа: сгибая полоску бумаги, найдите и закрасьте 2/6 полоски.
2 группа: сгибая квадрат, найдите и раскрасьте 3/8 квадрата.
3 группа: задание из учебника с. 64 под чертой. Найдите площадь одной доли в каждом квадрате на рисунке. Сравните площади этих долей.
2). - Выполним задание № 291 на с.64 учебника.
- Прочитайте задание
- Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)
- На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)
- Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)
- Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)
- Как это сделать? (60:6=10мм)
- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)
- Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
- Оцените свою работу на листе самооценки.
VII. Рефлексия учебной деятельности
- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения. (СЛАЙД 8)
- Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)
- Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)
- Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу и запишите решение выражением. (с устным пояснением)
36:4*3=27см2
VIII. - Какова была тема урока?
Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (научиться находить несколько долей целого)
- Удалось вам её достичь?
- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого
- Теперь возьмите свои листы самооценки. - Отметьте, на «Дорожке успеха» на каком этапе вы сейчас находитесь. (СЛАЙД 9)
- Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:
История возникновения дробей.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби, так как результат измерений не всегда был целым числом. Даже дележ добычи, которую охотники приносили с охоты в свои пещеры, приводил к дробному делению. Им приходилось делить животное на двоих охотников. Вот и получал каждый ½ добычи. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались –«ломаные числа».
Какую часть года составляет 1 месяц? _________ Как это записать?
Какую часть недели составляет 1 день?_________
Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______
У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________
В пачке 8 карандашей. Ира подарила 3 карандаш Оле. Какую часть карандашей подарила Ира? __
Лист самооценки
№ п/п
Задание
Справились
Справились, но испытывали затруднения
Не справились
1
Нахождение площади квадрата
2
Работа в группе – решение примеров
3
Нахождение площади прямоугольника
4
Выдвижение гипотез (предположений)
5
Составление алгоритма
6
Самостоятельное решение задачи
7
Работа в группе – нахождение нескольких долей целого