kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нахождение долей целого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики 4 класс

Тема: «Нахождение долей целого»

Организационный момент.

Все сегодня в настроении?

Все здоровы? Нет сомнения?

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Урок я начну с такой фразы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нахождение долей целого»»

Урок математики 4 класс

Тема: «Нахождение долей целого»

Организационный момент.

Все сегодня в настроении?

Все здоровы? Нет сомнения?

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Урок я начну с такой фразы. (Слайд №1)

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочешь.

- Что это такое? Как вы понимаете ее?

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

- Ребята, какое сегодня число? (30 ноября). Что вы можете рассказать об этом числе: двузначное, в его запись входят две цифры, чётное, цифра 3 в его записи обозначает кол-во десятков, а цифра 0 кол-во единиц , соседи числа29 и 31,)

- Произведение каких двух чисел равно 30? (5·6; 3и10)

-Молодцы! Откройте тетради и запишите «30 ноября, классная работа»

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1. Чертеж на доске. (Слайд №2)

- Какая фигура изображена на слайде?

6см


S - ?



- Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

- Чему равна площадь данного квадрата? (6·6=36см2)

6 · 6 = 36 (см2) Ответ: S=36см2


2.Создание проблемной ситуации. (Слайд №3)

- А теперь найдите площадь закрашенной фигуры

- Можете ли вы это сделать? (нет)


S - ?


- Почему? (Мы не знаем, как находить площадь многоугольника.)

- Вам Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

- Сегодня вам предстоит открыть секрет математики, как найти площадь закрашенной фигуры, даже не зная формулы.

- И помогут нам в этом задания, которые предстоит выполнить в течение урока.

1. Работа в группах. (вспомним правила работы в группе)

-Решите. Запишите ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.

Дети записывают ответы и отгадывают слова по коду.

  1. Знаменатель 2. Числитель 3. Дробь 4. Доли

- Молодцы! Мы получили 4 ключевых слова сегодняшнего урока.

III. Работа по теме урока

1. - У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

- Что такое доля? (доля – это часть целого)

- Что ещё состоит из долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

- А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

- А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

- В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. (все доли одного целого равны).

-А какую долю (часть) в своей семье занимаете вы?

- Кто-нибудь знает, как на языке математики это записать? 1/4, 1/3, 1/6

(Слайд №4) Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет и называется это число знаменатель, а число над чертой – сколько таких частей взяли и называется числитель.

Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).

б) - Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

- Молодцы, всё верно! (Допол. материал)

2. - Ребята, а какой особый праздник мы будем отмечать? (День матери)

- А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

- Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас.

(Слайд №5)- Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми.

У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).

- Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей.

- Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

- Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

- Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

- Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

-Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску. (Слайд №6) Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2.

- Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

- Как узнали? (12:3=4см2)

- Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника ( 3см2)

- Как узнали? (12:4=3см2)

- Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника. (ответы детей)

IV. Выявление места и причины затруднения

- Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

- Ребята, кто догадался? Кто может назвать тему урока?

- Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой? (будем учиться находить несколько частей целого)

Вернёмся к нашему заданию.

- Как вы думаете, как можно найти три шестых части площади этого прямоугольника)?

-Посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения (ответы детей)

- Проверим ваши предположения.

- Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

- Какая же из гипотез оказалась верной?

Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом взяли 3 из них)

Решение: 12:6*3=6см2

Сделаем вывод: удалось ли нам найти верное решение проблемы? (да, удалось)

- Давайте сформулируем алгоритм, как найти несколько долей целого (Слайд №7)

1) найди одну долю (целое разделить на кол-во долей)

2) одну долю умножить на необходимое кол-во

Вот мы и раскрыли секрет математики


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Молодцы! Теперь, раскрыв очередной секрет математики, будем учиться применять его на практике. Вернёмся к модели торта. Представьте, что наш Торт весит 720г. Узнайте Сколько весят 3 куска торта, если торт состоит из 8 кусков? 3/8куска?

Решение: 720:8= 90г –вес одного куска

90*3=270г –весят 3 куска


V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

Давайте проведем эксперимент.

Перед вами лежат полоски бумаги. Измерьте её длину. ( 20 см)

Пользуясь алгоритмом найдите:

1 вариант - длину 2/4 полоски (10см),

2 вариант - длину 3/4 полоски (15см)

Что найдем сначала? (длину одной части)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. - Сейчас попробуйте совместно выполнить задание на нахождение нескольких долей целого.

1 группа: сгибая полоску бумаги, найдите и закрасьте 2/6 полоски.

2 группа: сгибая квадрат, найдите и раскрасьте 3/8 квадрата.

3 группа: задание из учебника с. 64 под чертой. Найдите площадь одной доли в каждом квадрате на рисунке. Сравните площади этих долей.



2). - Выполним задание № 291 на с.64 учебника.

- Прочитайте задание

- Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

- На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

- Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

- Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)

- Как это сделать? (60:6=10мм)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

- Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

VII. Рефлексия учебной деятельности

- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения. (СЛАЙД 8)

- Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

- Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

- Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу и запишите решение выражением. (с устным пояснением)

36:4*3=27см2


VIII. - Какова была тема урока?

Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (научиться находить несколько долей целого)

- Удалось вам её достичь?

- Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого

- Теперь возьмите свои листы самооценки. - Отметьте, на «Дорожке успеха»  на каком этапе вы сейчас находитесь. (СЛАЙД 9)


- Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:



История возникновения дробей.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби, так как результат измерений не всегда был целым числом. Даже дележ добычи, которую охотники приносили с охоты в свои пещеры, приводил к дробному делению. Им приходилось делить животное на двоих охотников. Вот и получал каждый ½ добычи. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались –«ломаные числа».


  1. Какую часть года составляет 1 месяц?  _________ Как это записать?

  2. Какую часть  недели составляет 1 день?_________

  3.  Какую часть дециметра составляет 1 сантиметр?_______

  4. У Маши 5 цветов. 1 пион. Какая это часть букета?________

  5. В пачке 8 карандашей. Ира подарила 3 карандаш Оле. Какую часть карандашей подарила Ира? __


Лист самооценки

п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Нахождение площади квадрата




2

Работа в группе – решение примеров




3

Нахождение площади прямоугольника




4

Выдвижение гипотез (предположений)




5

Составление алгоритма




6

Самостоятельное решение задачи




7

Работа в группе – нахождение нескольких долей целого




8

Решение задания №291





Дорожка успеха


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Нахождение долей целого»

Автор: Бавиева Светлана Александровна

Дата: 03.02.2021

Номер свидетельства: 572169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Нахождение нескольких долей целого"
    ["seo_title"] => string(37) "nakhozhdenie_neskolkikh_dolei_tselogo"
    ["file_id"] => string(6) "489454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544197540"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Нахождение нескольких долей целого"
    ["seo_title"] => string(39) "nakhozhdenie_neskolkikh_dolei_tselogo_1"
    ["file_id"] => string(6) "489456"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544198031"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок математики в 3 классе по теме: «НАХОЖДЕНИЕ ДОЛИ ЧИСЛА»"
    ["seo_title"] => string(56) "urokmatiematikiv3klassiepotiemienakhozhdieniiedolichisla"
    ["file_id"] => string(6) "283822"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453890870"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок-исследование  "Доли. Нахождение доли числа" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-issliedovaniie-doli-nakhozhdieniie-doli-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "125989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415104075"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок математики по теме "Нахождение нескольких долей целого" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-matiematiki-po-tiemie-nakhozhdieniie-nieskol-kikh-doliei-tsielogho"
    ["file_id"] => string(6) "200783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428919602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1560 руб.
2400 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1730 руб.
2660 руб.
1560 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства