Данная методическая разработка урока применима при изучении темы "Логарифмы " в 11 классе по учебнику А.Г. Мордковича. Ее можно использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся в процессе повторения данной темы.Разработка содержит 6 уроков. В конце темы есть тесты в двух вариантах, ключи к тесту в конце.Работа соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Логарифмы" »
Методическая разработка темы :« Логарифмы»
Урок 1.
Тема: Понятие логарифма. Свойства логарифмов.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в процессе повторения данной темы.
Задачи: повторить понятие логарифма и основные свойства, рассмотреть некоторые «полезные логарифмические тождества», обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами вычисления логарифмов.
1 этап Самоопределение к деятельности.
Вопросы к повторению:
1.Вычислить:
а) значение у, если х=-2;1.5;0;1, где у=
б) показатель степени, в которую надо возвести число , чтобы получить 4;;8;3
2. Решите уравнение: а)
2 этап Актуализация знаний и мотивация.
Понятие логарифма, логарифмические свойства
1.Вычислите: а) ; б)
в) ; д)
3 этап Постановка учебной задачи.
Используя основные свойства логарифма, вычислить: а)2;
б)
4 этап Открытие учащимися новых знаний.
Полезные тождества: ; б) и применение их на практике.
5 этап Первичное закрепление.
Выполнение упражнений:
1.Вычислите: а);
б) ; в), если .
2. Найдите значение выражений:
а); б).
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой.
№ 1433 (а, б), 1435 (а, б), 1438 (а, б), 1439 (а, б) А. Г. Мордкович
Сравните: и
Вычислить: -
7 этап Рефлексия деятельности.
Подведение итогов, разбор ошибок. Домашнее задание: подобрать и решить задания различных уровней сложности из сборников ЕГЭ по данной теме (с последующей работой в парах, группах).
Урок 2.
Тема: Логарифмическая функция, её свойства и график.
Цель: организация совместной учебной деятельности по отработке алгоритмов при изучении данной темы.
Задачи: уметь строить график функции, распознавать его, находить наибольшие и наименьшие значения (множество значений) и область определения функции.
1 этап Самоопределение к деятельности
Разбор домашнего задания, работа в парах, группах. Учитель контролирует работу учащихся на уроке, направляет их.
2 этап Актуализация знаний и мотивация
Какие из функций являются возрастающими:
а) у=, б) у=, в)у= , г) у= ?
Найдите ООФ:
а) ; б) )
3 этап Постановка учебной задачи
Выполнение тренировочных упражнений и заданий повышенной сложности:
1. Используя свойства логарифмической функции, найти множество значений функции:
а)б) ;
в)
2. Найдите область определения:
а) ; б)
4 этап Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой
1. Построить графики функций: а) у =;
б) ; в)
2. Сравните числа: а) и ;
б) и
3. Найти наибольшее целое число из области определения функции:
Тема: Решение логарифмических уравнений и систем уравнений.
Цель: совершенствовать основные алгоритмические приемы решения логарифмических уравнений и систем уравнений.
Задачи: уметь решать простейшие логарифмические уравнения, знать методы решений уравнений и систем уравнений, используя свойства логарифмической функции.
1 этап Самоопределение к деятельности
Проверка домашнего задания. Вопросы к повторению:
1.Вычислить: а); б) ; в);
г)
2. Найти ООФ: ,
б).
2 этап Актуализация знаний и мотивация
Математический диктант:
1.Из данных функций выбрать убывающие:
а) ; б) ; в) у= ; г)
2. Вычислить: а); б) ;
в) +
3. Решите уравнение:
а) ;
б) ;
в)
3 этап Постановка учебной цели
1.Типы и способы решения уравнений (устная работа):
а) ;
б) ;
в);
г)х;
д) =10;
е)
2. Найти значения выражения х+у, если
4 этап Открытие учащимися новых знаний
Разбор решений уравнений и систем уравнений повышенной сложности с применением «полезного логарифмического тождества», логарифмирования обеих частей уравнения, формул , :
Тема: Решение логарифмических неравенств и систем неравенств.
Цель: совершенствовать основные алгоритмические приемы решения логарифмических неравенств и систем неравенств.
Задачи: иметь представление об алгоритме решения логарифмических неравенств в зависимости от основания, применять свойства монотонности логарифмической функции при решении более сложных неравенств и систем неравенств, уметь использовать для приближенного решения неравенств графический метод.
1 этап Самоопределение к деятельности
Проверка домашнего задания, разбор ошибок при выполнении домашнего задания.
Тема: Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме и углубить навыки рассуждения при решении уравнений и неравенств с параметром.
Задачи: уметь решать логарифмические уравнения и неравенства с параметром, усвоить основные алгоритмические приемы их решений.
1 этап Самоопределение к деятельности
Проверка домашнего задания, вопросы к повторению:
1.Вычислите значение выражения а) если =6; б); в)
2 этап Актуализация знаний и мотивация
Самостоятельная работа:
1.Найти нули функции: а)у=; б)
2. Найти ООФ: а) ;
б)
3. Укажите число целых решений неравенства: а) ,
б)
4.Решите неравенства:
а)
3 этап Постановка учебной задачи
1.Применение формулы перехода к новому основанию: Дано: lg3=m, lg5=n. Найти .
2. Решите уравнение: =1
4 этап Открытие учащимися новых знаний
1.Найти все значения а, при которых уравнение имеет корни.
2. При каких значениях а уравнение
3. Для каждого значения а решите уравнение:
4.
5 этап Первичное закрепление
1.Выразить через а и в .
2. Для каждого значения а решить уравнение:
6 этап Рефлексия деятельности
Подведение итогов, домашнее задание: решить задания из тестов ЕГЭ то теме: «Логарифмы».
Урок 6.
Итоговый тест по теме: «Логарифмы».
Цель: проверить знания и практические умения учащихся по данной теме.
1 вариант.
А1 Найдите значение выражения: 5
1) 2) 35 3) 175 4) 25
А2 Вычислите
1)-1 2) 2 3)0 4) 6
А3 Решите неравенство:
) 2) (4;6.5] 3) (-] 3)[6.5; +
А4 Найдите область определения функции:
(
А5 Найдите множество значений функции
В6 Найдите значения выражения
В7 Найдите корень уравнения (или сумму корней)
В8 Решите систему уравнений
С1 Найдите все значения х, для которых точки графика функции f(x)=лежат ниже соответствующих точек графика функции g(x)=
С2 Найдите все значения х, при каждом из которых выражения и принимают равные значения.
С3 При каких значениях а уравнение ( имеет единственный корень?
2 вариант.
А1 Найдите значение выражения: 0.4
1) 2) 0.4 3) 10 4) 35
А2 Вычислите
1)-4 2) 4 3)-2 4) 2
А3 Решите неравенство:
2) (3;+) 3) (-] 3)[28; +
А4 Найдите область определения функции:
(
А5 Найдите множество значений функции
В6 Найдите значения выражения
В7 Найдите корень уравнения (или сумму корней):
В8 Решите систему уравнений
С1 Решите неравенство:
C2 Найдите все значения х, при каждом из которых выражения и принимают равные значения.
С3 Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет корни.
Ключи к тесту:
1в
2в
А 1
А 2
А 3
А 4
А 5
В 6
В 7
В 8
С 1
С 2
С 3
2
1
2
4
4
-2
1.2
(100;10)
(0.01;0.1)
(3.6;3.75)
0;
а=1,а=
3
3
1
3
1
4.5
3
(3;6)
(6;3)
(0;
0;
Если а
Тема: « Логарифмы» (6ч.)
Что необходимо знать учащимся, чтобы понять тему?
Подтема
Что должны знать и уметь учащиеся на выходе?
При повторении темы: «Логарифмы» учащимся необходимы знания , полученные при изучении темы: « Показательная функция», «Показательные уравнения и неравенства», знание свойств функции, методы и приемы решения показа тельных уравнений и неравенств.
Понятие логарифма. Свойства логарифмов.
Логарифмическая функция, её свойства и график.
Решение логарифмических уравнений и систем уравнений.
Решение логарифмических неравенств и систем неравенств.
Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметром.
Обладать знаниями, умениями и навыками, полученными при изучении темы «Логарифмы»: знать свойства логарифмов, уметь применять их на практике, строить и распознавать логарифмическую функцию, решать логарифмические уравнения и неравенства и их системы, применяя свойства монотонности и свойства логарифмов.