kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Меры времени. Календарь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе.     

 Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Белебея Зайнуллина Раузалия Рауфовна

Тема: Меры времени. Календарь.

Цель: расширить знания детей о мерах времени, календаре; развивать внимание, творческие способности; научить работать по календарю; прививать интерес к урокам математики.

Ход урока

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

(Музыка – спокойная, тихая)

Дышите ровно.

Расслабьте плечи.

Уроните голову вперёд.

Продолжайте ровно дышать.

Покачивайте головой из стороны в сторону,

Подбородком вычерчивая слегка изогнутую линию на груди.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись – раз,

Улыбнулись – два,

И за дело нам пора!

2. Устный счёт.

- А начнём  сегодняшний урок с гимнастики для ума.

а) Игра «День и ночь»

20+20:5.2+4-10:2 = (5)                           150 – 5- 20: 6 + 7 : 3 + 1 = 10

б) Составьте к каждой  схеме задачи (по 2 задачи)

- Что вы можете сказать этих схемах? (это схемы обратных задач).

в) Задача на логику.

Петров на 8 лет  моложе, чем Светлов. Петров  на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? (Денисов)

3. Введение в  тему урока.

- А что такое год?

- А еще, какие единицы измерения вы знаете? (Открывается  календарь)

-  Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

4.  Сообщение темы и целей урока.

- Да, тема нашего урока «Меры времени», конкретно, мы остановимся на  календарях.

- Сегодня мы с вами познакомимся с календарями, узнаем историю возникновения календарей, научимся  по ним работать.

- Кто-нибудь сможет сказать, что такое календарь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие по реке времени, отправимся в прошлое. (Шапочки «Историк»)

5.  Исторические сведения

- Давайте выясним, что означает слово календарь. А поможет нам в этом энциклопедия «Все обо всем».

Ученик.  Слово  «календарь» возникло от латинского слова  «календариум», что означает «деловая книга».

  В Древнем Риме должники заносились в эту книгу и расплачивались в первые дни месяца – календы. В Древнерусской литературе прообразами современных календарей служили сначала  рукописные, а затем печатные  духовные книги. В них содержались жизнеописания святых, молитвы, поучения на каждый день.

- Один из первых печатных календарей на Руси был издан в виде листа 413 лет назад в 1581 г. в городе Остроге первопечатником -  Иваном Федоровым. Вместе  с перечнем месяцев на листе были помещены его  стихи.

-  Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной, звездами. Уже древние заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они ещё не умели объяснять эти явления, но старались с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки, год.

- Древние египтяне считали годом промежуток времени о одного разлива Нила до другого.  (Показ на карте)

- Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться  точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей. Исходя из своих наблюдений, египтяне изобрели свой календарь.

- Хотите ли вы подробнее узнать о возникновении календаря?

6. Работа в группах.  (Оценивание по ходу)

- Откройте учебники на стр. 1.  Найдите 3,4 абзацы. Прочитайте.

- О каких календарях вы узнали?  Рассказы учеников:

  • о египетском,
  •  юлианском,
  • григорианском календарях.

Физминутка (под музыку, сидя)

- Закрыли глазки. На миг представили, что мы садимся на большой красивый корабль. Плывем по реке Нил, серовато-желтые волны, безграничное пространство и теплый, теплый воздух. И тут нашему взору представились воды Средиземного моря. Поворачиваем на восток через Мраморное море, через пролив Босфор. Мы очутились на Черном море. И спустя несколько минут мы увидели родные  берега.

- Открыли глазки. Вот мы очутились в нашем классе.  Сядьте. Откройте тетради, Запишите число.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 1. Найдите №1. Это задание научит нас работать по календарю.

- Прочитайте 1 вопрос.

- Посмотрите на календарь и запишите:

  • Множество месяцев, в которых 31 день  - 2 группа.
  • Множество месяцев, в которых 30 день  - 1,3  группа

- Обратите внимание, как мы обозначаем множество.

- (Проверка)  Прочитайте.

- Есть ли подряд идущие месяцы, в которых 31 день?

- Найдите №3.  1 вопрос – устно, 2 вопрос  - самостоятельно,  по календарю.

(Проверка)   «Хлопками».

- А сейчас посмотрите внимательно. Прочитайте дату.    1999год,            2000год.

- Рассмотрите календари. Чем они отличаются? Сколько дней в 1999г., 2000г.

- А что обозначают эти года?  (1988, 1992, 1996, 2000)

                                                      (1989, 1993, 1999, 2001)

- Все ли  эти года, оканчивающиеся нулями, являлись и будут являться високосными?

- Давайте, мы подтвердим мысль чтением научного доказательства

 (стр.2, прочитать с 7 абзаца).

- Выбери високосный год.   1700, 1300, 1400, 2800.  Почему?

- Найдите №4, стр.3.  (стоя)

- Назовите месяцы:  зимние, весенние, летние, осенние.

- Сколько длится зима  в обычном году? А в високосном?

- Какое  самое любимое время года? Я предлагаю решить задачу о каникулах.

Задача. Продолжительность летних каникул 92 дня. Из них 61 день Юра провел у бабушки, 2 смены по 12 дней на турбазе. Сколько дней каникул осталось? 

- Прочитайте задачу. 

- Назовите непонятные слова и выражения. Что такое турбаза?

- Какие места отдыха вы знаете?

-О ком говорится в задаче?

- Назовите известные и неизвестные данные в задаче?

- Подберите схему к условию задачи. (Даны 3 схемы).

- Почему вы выбрали эту схему?  Докажите.

- Давайте оживим эту схему. Составим план действия. 1).    ;   2) +;     3) –

(1 решает у доски, остальные в тетрадях)

 (Проверка)

- Составьте задачу, обратную к данной.

8. Итог урока. 

- Что нового узнали?

Сколько дней  в обычном году?  В високосном?

 А какие формы календарей вы знаете?

9. Домашнее задание.

1 уровень -  № 8 - 1 столбик

2 уровень  -  №8, 9 -1 столбик

3 уровень -   №8, 9  - 1, 2 столбик

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Меры времени. Календарь. »

Урок математики в 4 классе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Белебея Зайнуллина Раузалия Рауфовна

Тема: Меры времени. Календарь.

Цель: расширить знания детей о мерах времени, календаре; развивать внимание, творческие способности; научить работать по календарю; прививать интерес к урокам математики.

Ход урока

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

(Музыка – спокойная, тихая)

Дышите ровно.

Расслабьте плечи.

Уроните голову вперёд.

Продолжайте ровно дышать.

Покачивайте головой из стороны в сторону,

Подбородком вычерчивая слегка изогнутую линию на груди.


Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись – раз,

Улыбнулись – два,

И за дело нам пора!

2. Устный счёт.

- А начнём сегодняшний урок с гимнастики для ума.

а) Игра «День и ночь»

20+20:5.2+4-10:2 = (5) 150 – 5- 20: 6 + 7 : 3 + 1 = 10

б) Составьте к каждой схеме задачи (по 2 задачи)

- Что вы можете сказать этих схемах? (это схемы обратных задач).

в) Задача на логику.

Петров на 8 лет моложе, чем Светлов. Петров на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? (Денисов)

3. Введение в тему урока.

- А что такое год?

- А еще, какие единицы измерения вы знаете? (Открывается календарь)

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

4. Сообщение темы и целей урока.

- Да, тема нашего урока «Меры времени», конкретно, мы остановимся на календарях.

- Сегодня мы с вами познакомимся с календарями, узнаем историю возникновения календарей, научимся по ним работать.

- Кто-нибудь сможет сказать, что такое календарь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие по реке времени, отправимся в прошлое. (Шапочки «Историк»)

5. Исторические сведения

- Давайте выясним, что означает слово календарь. А поможет нам в этом энциклопедия «Все обо всем».

Ученик. Слово «календарь» возникло от латинского слова «календариум», что означает «деловая книга».

В Древнем Риме должники заносились в эту книгу и расплачивались в первые дни месяца – календы. В Древнерусской литературе прообразами современных календарей служили сначала рукописные, а затем печатные духовные книги. В них содержались жизнеописания святых, молитвы, поучения на каждый день.

- Один из первых печатных календарей на Руси был издан в виде листа 413 лет назад в 1581 г. в городе Остроге первопечатником - Иваном Федоровым. Вместе с перечнем месяцев на листе были помещены его стихи.

- Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной, звездами. Уже древние заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они ещё не умели объяснять эти явления, но старались с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки, год.

- Древние египтяне считали годом промежуток времени о одного разлива Нила до другого. (Показ на карте)

- Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей. Исходя из своих наблюдений, египтяне изобрели свой календарь.

- Хотите ли вы подробнее узнать о возникновении календаря?

6. Работа в группах. (Оценивание по ходу)

- Откройте учебники на стр. 1. Найдите 3,4 абзацы. Прочитайте.

- О каких календарях вы узнали? Рассказы учеников:

  • о египетском,

  • юлианском,

  • григорианском календарях.

Физминутка (под музыку, сидя)

- Закрыли глазки. На миг представили, что мы садимся на большой красивый корабль. Плывем по реке Нил, серовато-желтые волны, безграничное пространство и теплый, теплый воздух. И тут нашему взору представились воды Средиземного моря. Поворачиваем на восток через Мраморное море, через пролив Босфор. Мы очутились на Черном море. И спустя несколько минут мы увидели родные берега.

- Открыли глазки. Вот мы очутились в нашем классе. Сядьте. Откройте тетради, Запишите число.

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 1. Найдите №1. Это задание научит нас работать по календарю.

- Прочитайте 1 вопрос.

- Посмотрите на календарь и запишите:

  • Множество месяцев, в которых 31 день - 2 группа.

  • Множество месяцев, в которых 30 день - 1,3 группа

- Обратите внимание, как мы обозначаем множество.

- (Проверка) Прочитайте.

- Есть ли подряд идущие месяцы, в которых 31 день?

- Найдите №3. 1 вопрос – устно, 2 вопрос - самостоятельно, по календарю.

(Проверка) «Хлопками».

- А сейчас посмотрите внимательно. Прочитайте дату. 1999год, 2000год.

- Рассмотрите календари. Чем они отличаются? Сколько дней в 1999г., 2000г.

- А что обозначают эти года? (1988, 1992, 1996, 2000)

(1989, 1993, 1999, 2001)

- Все ли эти года, оканчивающиеся нулями, являлись и будут являться високосными?

- Давайте, мы подтвердим мысль чтением научного доказательства

(стр.2, прочитать с 7 абзаца).

- Выбери високосный год. 1700, 1300, 1400, 2800. Почему?

- Найдите №4, стр.3. (стоя)

- Назовите месяцы: зимние, весенние, летние, осенние.

- Сколько длится зима в обычном году? А в високосном?

- Какое самое любимое время года? Я предлагаю решить задачу о каникулах.

Задача. Продолжительность летних каникул 92 дня. Из них 61 день Юра провел у бабушки, 2 смены по 12 дней на турбазе. Сколько дней каникул осталось?

- Прочитайте задачу.

- Назовите непонятные слова и выражения. Что такое турбаза?

- Какие места отдыха вы знаете?

-О ком говорится в задаче?

- Назовите известные и неизвестные данные в задаче?

- Подберите схему к условию задачи. (Даны 3 схемы).

- Почему вы выбрали эту схему? Докажите.

- Давайте оживим эту схему. Составим план действия. 1) . ; 2) +; 3) –

(1 решает у доски, остальные в тетрадях)

(Проверка)

- Составьте задачу, обратную к данной.

8. Итог урока.

- Что нового узнали?

Сколько дней в обычном году? В високосном?

А какие формы календарей вы знаете?

9. Домашнее задание.

1 уровень - № 8 - 1 столбик

2 уровень - №8, 9 -1 столбик

3 уровень - №8, 9 - 1, 2 столбик











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Меры времени. Календарь.

Автор: Зайнуллина Раузалия Рауфовна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "разработка урока  на тему " Меры времени. Неделя" "
    ["seo_title"] => string(51) "razrabotka-uroka-na-tiemu-miery-vriemieni-niedielia"
    ["file_id"] => string(6) "139390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "''Календар'' презентация"
    ["seo_title"] => string(22) "kalendar_prezentatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "548573"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1588437321"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Математика для любознательных. "
    ["seo_title"] => string(34) "matiematika-dlia-liuboznatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405850204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "План  - конспект урока по математике тема: «Знакомство с часами: часы, циферблат, стрелки» "
    ["seo_title"] => string(90) "plan-konspiekt-uroka-po-matiematikie-tiema-znakomstvo-s-chasami-chasy-tsifierblat-strielki"
    ["file_id"] => string(6) "227075"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440595565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства