Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Белебея Зайнуллина Раузалия Рауфовна
Тема: Меры времени. Календарь.
Цель: расширить знания детей о мерах времени, календаре; развивать внимание, творческие способности; научить работать по календарю; прививать интерес к урокам математики.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
(Музыка – спокойная, тихая)
Дышите ровно.
Расслабьте плечи.
Уроните голову вперёд.
Продолжайте ровно дышать.
Покачивайте головой из стороны в сторону,
Подбородком вычерчивая слегка изогнутую линию на груди.
- Что вы можете сказать этих схемах? (это схемы обратных задач).
в) Задача на логику.
Петров на 8 лет моложе, чем Светлов. Петров на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? (Денисов)
3. Введение в тему урока.
- А что такое год?
- А еще, какие единицы измерения вы знаете? (Открывается календарь)
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Да, тема нашего урока «Меры времени», конкретно, мы остановимся на календарях.
- Сегодня мы с вами познакомимся с календарями, узнаем историю возникновения календарей, научимся по ним работать.
- Кто-нибудь сможет сказать, что такое календарь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие по реке времени, отправимся в прошлое. (Шапочки «Историк»)
5. Исторические сведения
- Давайте выясним, что означает слово календарь. А поможет нам в этом энциклопедия «Все обо всем».
Ученик. Слово «календарь» возникло от латинского слова «календариум», что означает «деловая книга».
В Древнем Риме должники заносились в эту книгу и расплачивались в первые дни месяца – календы. В Древнерусской литературе прообразами современных календарей служили сначала рукописные, а затем печатные духовные книги. В них содержались жизнеописания святых, молитвы, поучения на каждый день.
- Один из первых печатных календарей на Руси был издан в виде листа 413 лет назад в 1581 г. в городе Остроге первопечатником - Иваном Федоровым. Вместе с перечнем месяцев на листе были помещены его стихи.
- Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной, звездами. Уже древние заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они ещё не умели объяснять эти явления, но старались с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки, год.
- Древние египтяне считали годом промежуток времени о одного разлива Нила до другого. (Показ на карте)
- Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей. Исходя из своих наблюдений, египтяне изобрели свой календарь.
- Хотите ли вы подробнее узнать о возникновении календаря?
6. Работа в группах. (Оценивание по ходу)
- Откройте учебники на стр. 1. Найдите 3,4 абзацы. Прочитайте.
- О каких календарях вы узнали? Рассказы учеников:
о египетском,
юлианском,
григорианском календарях.
Физминутка (под музыку, сидя)
- Закрыли глазки. На миг представили, что мы садимся на большой красивый корабль. Плывем по реке Нил, серовато-желтые волны, безграничное пространство и теплый, теплый воздух. И тут нашему взору представились воды Средиземного моря. Поворачиваем на восток через Мраморное море, через пролив Босфор. Мы очутились на Черном море. И спустя несколько минут мы увидели родные берега.
- Открыли глазки. Вот мы очутились в нашем классе. Сядьте. Откройте тетради, Запишите число.
7. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 1. Найдите №1. Это задание научит нас работать по календарю.
- Прочитайте 1 вопрос.
- Посмотрите на календарь и запишите:
Множество месяцев, в которых 31 день - 2 группа.
Множество месяцев, в которых 30 день - 1,3 группа
- Обратите внимание, как мы обозначаем множество.
- (Проверка) Прочитайте.
- Есть ли подряд идущие месяцы, в которых 31 день?
- Найдите №3. 1 вопрос – устно, 2 вопрос - самостоятельно, по календарю.
(Проверка) «Хлопками».
- А сейчас посмотрите внимательно. Прочитайте дату. 1999год, 2000год.
- Рассмотрите календари. Чем они отличаются? Сколько дней в 1999г., 2000г.
- А что обозначают эти года? (1988, 1992, 1996, 2000)
(1989, 1993, 1999, 2001)
- Все ли эти года, оканчивающиеся нулями, являлись и будут являться високосными?
- Давайте, мы подтвердим мысль чтением научного доказательства
(стр.2, прочитать с 7 абзаца).
- Выбери високосный год. 1700, 1300, 1400, 2800. Почему?
Просмотр содержимого документа
«Меры времени. Календарь. »
Урок математики в 4 классе.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Белебея Зайнуллина Раузалия Рауфовна
Тема: Меры времени. Календарь.
Цель: расширить знания детей о мерах времени, календаре; развивать внимание, творческие способности; научить работать по календарю; прививать интерес к урокам математики.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
(Музыка – спокойная, тихая)
Дышите ровно.
Расслабьте плечи.
Уроните голову вперёд.
Продолжайте ровно дышать.
Покачивайте головой из стороны в сторону,
Подбородком вычерчивая слегка изогнутую линию на груди.
- Что вы можете сказать этих схемах? (это схемы обратных задач).
в) Задача на логику.
Петров на 8 лет моложе, чем Светлов. Петров на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? (Денисов)
3. Введение в тему урока.
- А что такое год?
- А еще, какие единицы измерения вы знаете? (Открывается календарь)
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Да, тема нашего урока «Меры времени», конкретно, мы остановимся на календарях.
- Сегодня мы с вами познакомимся с календарями, узнаем историю возникновения календарей, научимся по ним работать.
- Кто-нибудь сможет сказать, что такое календарь? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие по реке времени, отправимся в прошлое. (Шапочки «Историк»)
5. Исторические сведения
- Давайте выясним, что означает слово календарь. А поможет нам в этом энциклопедия «Все обо всем».
Ученик. Слово «календарь» возникло от латинского слова «календариум», что означает «деловая книга».
В Древнем Риме должники заносились в эту книгу и расплачивались в первые дни месяца – календы. В Древнерусской литературе прообразами современных календарей служили сначала рукописные, а затем печатные духовные книги. В них содержались жизнеописания святых, молитвы, поучения на каждый день.
- Один из первых печатных календарей на Руси был издан в виде листа 413 лет назад в 1581 г. в городе Остроге первопечатником - Иваном Федоровым. Вместе с перечнем месяцев на листе были помещены его стихи.
- Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной, звездами. Уже древние заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времен года. Они ещё не умели объяснять эти явления, но старались с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки, год.
- Древние египтяне считали годом промежуток времени о одного разлива Нила до другого. (Показ на карте)
- Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, т.к. между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей. Исходя из своих наблюдений, египтяне изобрели свой календарь.
- Хотите ли вы подробнее узнать о возникновении календаря?
6. Работа в группах. (Оценивание по ходу)
- Откройте учебники на стр. 1. Найдите 3,4 абзацы. Прочитайте.
- О каких календарях вы узнали? Рассказы учеников:
о египетском,
юлианском,
григорианском календарях.
Физминутка (под музыку, сидя)
- Закрыли глазки. На миг представили, что мы садимся на большой красивый корабль. Плывем по реке Нил, серовато-желтые волны, безграничное пространство и теплый, теплый воздух. И тут нашему взору представились воды Средиземного моря. Поворачиваем на восток через Мраморное море, через пролив Босфор. Мы очутились на Черном море. И спустя несколько минут мы увидели родные берега.
- Открыли глазки. Вот мы очутились в нашем классе. Сядьте. Откройте тетради, Запишите число.
7. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 1. Найдите №1. Это задание научит нас работать по календарю.
- Прочитайте 1 вопрос.
- Посмотрите на календарь и запишите:
Множество месяцев, в которых 31 день - 2 группа.
Множество месяцев, в которых 30 день - 1,3 группа
- Обратите внимание, как мы обозначаем множество.
- (Проверка) Прочитайте.
- Есть ли подряд идущие месяцы, в которых 31 день?
- Найдите №3. 1 вопрос – устно, 2 вопрос - самостоятельно, по календарю.
(Проверка) «Хлопками».
- А сейчас посмотрите внимательно. Прочитайте дату. 1999год, 2000год.
- Рассмотрите календари. Чем они отличаются? Сколько дней в 1999г., 2000г.
- А что обозначают эти года? (1988, 1992, 1996, 2000)
(1989, 1993, 1999, 2001)
- Все ли эти года, оканчивающиеся нулями, являлись и будут являться високосными?
- Давайте, мы подтвердим мысль чтением научного доказательства
(стр.2, прочитать с 7 абзаца).
- Выбери високосный год. 1700, 1300, 1400, 2800. Почему?