kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы решения тригонометрических уравнений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы решения одного тригонометрического уравнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы решения тригонометрических уравнений"»

Учитель математики: Девятьярова Любовь Григорьевна

Тема урока: Методы решения тригонометрических уравнений

Класс: 10 класс

Тип урока: урок – исследование

Технология: технология развивающего обучения.

Метод: исследовательская деятельность

Цель урока: формирование знаний и умений об основных методах решения тригонометрических уравнений

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений».

Развивающие:

- формировать и развивать общеучебные умения и навыки: обобщение, сравнение, анализ, поиск способов решения.

Воспитательные:

- воспитание культуры слушать своего одноклассника, способность работать в паре.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация в POWER POINT

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы самооценки, листы контроля, листы самозащиты.

Ход занятия (представлен таблицей)

Список используемой литературы:

1. Блошкин Б.Ф. «Самостоятельные и контрольные работы по математике 9-10 классы». М., Просвещение 1969 Богомолов И.В., Сергиенко Л.Ю. 2. «Сборник дидактических заданий по математике. М., Высшая школа, 1986

3. Зильберберг Н.И. «Алгебра и начала анализа в 10 классе» (для углубленного изучения математики) Псков, ПОИПКРО, 1994

4. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы по алгебре 10-11 классы» М., Дрофа, 2001

5. Ивлев Б.М. «Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа». М., Просвещение, 1990

6. Ивлев Б.М., Саакян С.М., Шварцбурд С.И. «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 класс». М., Просвещение, 1997

7. Кононов А.Я. «Устные занятия по математике в старших классах» М., Столетие, 1997

8. Краснова Л.Г., Матвеева Е.Д., Степанова М.И. «Сборник контрольных заданий» Чувашия, РИПКРНО, 1983

9. Самусенко А.В. «Математика: типичные ошибки абитуриентов» Минск, Высшая школа, 1995

10. Щукина В. «Репетитор. Математика. Физика» М., НПО Перспектива, 1993

11. http://www.falto.ru/article/article4_1.html

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Цель

Содержание взаимодействия

с учащимися

Методы и приемы работы

Ф

И

Г


Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Вывод

1 этап:

Организационный

Проверка

готовноси

обучающихся, их настроя на работу

Правильному применению методов можно научиться, только применяя их.. (Цейтен)


Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Выход на тему, цель, учебные задачи, устный счет

Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока. Составление плана урока.

1 задание. Устный счет – используя основные формулы тригонометрии, упростите выражение. На экране проецируется задание, затем появляются ответы

А) (sin a – 1) (sin a + 1)

Б) sin2 a – 1 + cos2 a

В) sin2 a + tg a ctg a + cos2 a

Г) √1- 2 tgх + tg2 х

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого повторяются основные формулы тригонометрии

Устно решают и объясняют почему получились такие ответы

Выявить, знают ли учащиеся основные тригонометрические формулы

2 этап:

Тестирование

Проверка понимания нахождения значений тригонометрических функций

Вариант 1.

sin (-π/3); cos2π/3; tg π/6;

ctg π/4; cos(-π/6); sin 3π/4

Вариант 2.

cos(-π/4 ); sin π/3; ctg π/6

tg π/4; sin (-π/6); cos 5π/6

Самостоятельная работа по вариантам, рефлексия, контроль

И,

Ф

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление обучающихся.

Выполняют задания на листках контроля с последующей самопроверкой

Выявить, умеют ли учащиеся находить значения тригонометрических функций

Тестирование

Проверка понимания нахождения значений обратных тригонометрических функций

Вариант 1.

arcsin√2/2; arccos1; arcsin(-1/2);

arccos(-√3/2); arctg√3

Вариант 2.

arccos√2/2; arcsin1; arccos(-1/2)

arcsin (-√3/2); arctg√3/3

Самостоятельная работа по вариантам,

рефлексия, контроль

И,

Ф

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление обучающихся.

Выполняют задания на листках контроля с последующей самопроверкой

Выявить, умеют ли учащиеся находить значения обратных тригонометрических функций

Устный счет

Проверка знаний формул решения простейших тригонометрических уравнений

На экране проецируется задание, затем появляются ответы sinx =а; cosx = а;tg х = а

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого повторяются формулы решения простейших тригонометрических уравнений

Устно решают и объясняют почему получились такие ответы

Выявить, знают ли учащиеся формулы решения простейших тригонометрических уравнений

Устный счет

Проверка знаний формул решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений

На экране проецируется задание, затем появляются ответы

sinx =0; cosx = 0; tg х = 0;

sinx =1; cosx = 1; tg х = 1;

sinx =-1; cosx = -1;

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого повторяются формулы решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений

Устно решают и объясняют почему получились такие ответы

Выявить, знают ли учащиеся формулы решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений

3 этап урока: Решить уравнение sin x + cos x = 1 шестью различными методами.

Класс разбивается на шесть команд. Каждая команда решает уравнение одним из предложенных методов, с последующей защитой своей работы у доски, указывая все его достоинства и недостатки

Решить

уравнение с помощью введения вспомогательного угла с целью закрепления и повторения данного метода


Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.


Решить

уравнение с помощью введения универсальной тригонометрической подстановки с целью закрепления и повторения данного метода

Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.

tgx / 2 не существует.

Наличие или отсутствие решений x +2n, n Z. может быть установлено проверкой

Решить

уравнение с помощью сведения к однородному уравнению с целью закрепления и повторения данного метода

Надо перейти к аргументу x/2 и применить формулы половинного аргумента к функциям в левой и правой частях уравнения sin x + cos x = 1.

2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin2x/2 = sin2x/2 + cos2x/2

Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.


Решить

уравнение с помощью преобразования суммы в произведение с целью закрепления и повторения данного метода

Выразим cos x через sin(/2 – x):

Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.


Решить

уравнение с помощью замены cos x на : с целью закрепления и повторения данного метода

Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.

Решая этим методом нужно обязательно делать проверку.

Решить

уравнение графически с целью закрепления и повторения данного метода


Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.

Этим методом можно пользоваться не всегда

Решить

уравнение с помощью возведения в квадрат обеих частей с целью закрепления и повторения данного метода

sin x + cos x = 1,

(sin x + cos x) 2 = 1,

2 sin x cos x + 1= 1,

2 sin x cos x = 0,

sin x cos x = 0,

Проблемная ситуация.

Ф,

Г,

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

Именно этим способом решают данное уравнение, используя различные приёмы.

Этот метод нецелесообразен,

т. к. проверка бывает затруднительной

4 этап урока:

Решить самостоятельно уравнение

5sin x –

-12cos x = 13

тремя различными способами

Проверка целесообразности понимания и применения методов решения тригонометрических уравнений

Оценка «5» ставится за три правильно решенных способа,

«4» за два способа, «3» за один способ.

Проблемная ситуация.

И

Ставит перед учащимися задачу, определив способ решения

решают данное уравнение, используя различные приёмы.


Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом


Рефлексия, контроль

Ф,

Г,

И

Задает вопросы о задачах урока

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои


Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Решить уравнение:

2sin x + 3cos x = 1.

На «3» используя один из предложенных способов.

На «4» используя два из предложенных способов. На «5» используя три из предложенных способов.

Повторить тригонометрические формулы

Ф,

И

Проводит разбор и пояснение домашнего задания.

Записывают задания на дом, задают вопросы


Заключительный этап и рефлексия

Обеспечение позитивного настроения на получение знаний

Поставьте лодочку в том месте графического решения уравнения, которое отражает ваши ощущения на уроке: чувствовали ли вы себя на гребне волны или же, наоборот, тонули и были в самой нижней точке.

Рефлексия

КОД (контрольно-оценочная деятельность)

Ф

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке математики

Получают позитивный настрой от урока

Одно и тоже уравнение можно решать различными методами




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Методы решения тригонометрических уравнений"

Автор: Девятьярова Любовь Григорьевна

Дата: 20.12.2018

Номер свидетельства: 491784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Методы решения тригонометрических уравнений». "
    ["seo_title"] => string(54) "mietody-rieshieniia-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "203241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429444976"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Методы решения тригонометрических уравнений "
    ["seo_title"] => string(56) "mietody-rieshieniia-trighonomietrichieskikh-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "220258"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434558572"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок на тему "Методы решения тригонометрических уравнений""
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mietody_rieshieniia_trighonomietrichieskikh_uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "417544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495430967"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическая разработка по математике на тему "Методы решения тригонометрических уравнений" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-po-matiematikie-na-tiemu-mietody-rieshieniia-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "136098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417025818"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект " Методы решения тригонометрических уравнений""
    ["seo_title"] => string(62) "proiekt_mietody_rieshieniia_trighonomietrichieskikh_uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "374660"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483086262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства