Фрагмент урока с использованием технологии критического мышления (КЛАСТЕР) |
Предмет: математика | Тип урока: урок открытия новых знаний. | Основные понятия: километр, метр. |
Тема урока: Величины. Единицы измерения длины – километр. |
Цель урока: познакомить обучающегося с новой величиной измерения длины – километром; дать представление об использовании данной величины в практической деятельности и жизни. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Познакомить обучающихся с новой единицей длины – километром, его соотношением с единицей длины – метром. Формировать умение выражать длину в заданных единицах (м, км). Решать текстовые задачи, содержащие единицы длины. Совершенствовать умения и навыки по чтению и записи чисел; отработка вычислительных навыков. | Метапредметные: Коммуникативные: учить сотрудничать с ребятами, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником. Регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок. | Личностные: Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Развивать познавательный интерес к математике, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний. |
Методы обучения: наглядный; словесный; проблемно-поисковый; эвристический; практический. | Дидактические средства: отрывок из мультфильма «38 попугаев», карточки «миллиметр (мм)», «сантиметр (см)», «дециметр (дм)», «метр (м)», «километр (км)». |
Оборудование: |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы. | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые предметные результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Метод: “Применение стихов-настроев”, словесный. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности. - Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. -Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку. Организуют запись в тетрадь. | |
Актуализация знаний | Форма проведения: фронтальная, индивидуальная. Метод: практический. | Устный счет. 1)Сколько десятков содержит число 620? 2)Сколько сантиметров в 1 дм 7 см? 3)Число 640 уменьшите в 4 раза. 4)На сколько 8 см меньше 8 м? 5)Частное чисел 560 и 7 уменьшите в 10 раз. 6)Число 720 уменьшите на 16 десятков. 7)Уменьшаемое 580, вычитаемое - 68. Найдите значение разности. 8)Маме с сыном вместе 36 года. Сыну 9 лет. Во сколько раз мама старше сына? | Ответы обучающихся: 1)62 2)17 3)160 4)на 792 см 5)8 6)560 7)512 8)в 3 раза | Совершенствуют вычислительные навыки. |
Постановка цели и определение темы. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Форма проведения: коллективная. Метод: наглядный, словесный проблемный. Вид работы: просмотр видео фрагмента, ответы на вопросы учителя. Форма организации: групповая. Метод: кластер (АМО). | -Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из уже знакомого вам мультфильма "38 попугаев". Организация просмотра видео фрагмента. -О чем задумался удав? -Как измеряли его рост? Какую единицу измерения длины взяли за основу в мультфильме? -Какими единицами измерения длины пользуемся мы? С какими единицами измерения мы уже знакомы? -Сейчас я предлагаю вам создать кластер в микрогруппах, в котором вам необходимо перечислить все единицы измерения длина, которые вам известны. Организует демонстрацию готовых кластеров, подводит итог по количеству указанных единиц измерения. -Некоторые среди вас назвали единицы измерения, которые пришли к нам из древности, например дюйм, верста. Сейчас вы просмотрите небольшой видео фрагмент о единицах измерения величин в древности, до того, как появились нынешние единицы. Учителем заготовлено 5 карточек: «миллиметр (мм)», «сантиметр (см)», «дециметр (дм)», «метр (м)», «километр (км)». -Давайте выстроим эти единицы измерения, располагая их в порядке возрастания. Какая единица измерения самая маленькая? Какая самая большая? -Скажите, в чем можно измерить толщину спички? -Длину карандаша? -Ширину окна? -Длину коридора? -А как мы измерим расстояние между двумя населенными пунктами? В каких единицах измерения? -С какой единицей измерения нам предстоит сегодня познакомиться? | Обучающиеся смотрят видео фрагмент и анализируют его. -Удав задумался о том, как измерить его длину. -Рост удава измеряли попугаями. Попугай – единица измерения длины в мультфильме. Ответы обучающихся: -Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр. Обучающиеся работают в группах, создают кластеры. Демонстрируют готовые кластеры. Слушают, анализируют предлагаемую учителем информацию через видео фрагмент. Обучающиеся называют единицы измерения и их соотношение между собой. -Самая маленькая – миллиметр, далее сантиметр (1 см = 10 мм), дециметр (1 дм = 10 см), самый большой – метр (1 м = 10 дм). При ответе обучающихся на доску вывешивается нужная карточка рядом с предметом, о котором идет речь. -Спичку в миллиметрах (мм). Вывешивается карточка «миллиметр (мм)». -Длину карандаша – сантиметрах (см). Вывешивается карточка «сантиметр (см)». Ширину окна – в дециметрах (дм). Вывешивается карточка «дециметр (дм)». Длину коридора – в метрах (м). Вывешивается карточка «метр (м)». У обучающихся возникает затруднение в ответе: километр. -Мы будем знакомиться с единицей измерения – километром (км). | Повторят запись и значения единиц измерения: миллиметры, сантиметры, дециметры, метры. |
Первичное усвоение новых знаний | Используемые методы: словесный, наглядный. Вид работы: ответы на вопросы учителя, работа в тетради. Форма работы: работа с места, работа у доски. Форма организации работы: коллективная, фронтальная. | -Можем ли мы узнать расстояние между населенными пунктами знакомыми нам единицами? -Что нужно для этого сделать? Затратно ли это по времени? -Давайте представим, что расстояние между двумя пунктами составляет 50 000 м. Удобно ли пользоваться такими большими числами? -Для измерения больших расстояний используют более крупную, чем метр, единицу длины – километр. -Что обозначает слово «километр»? - В названии единицы длины – километр часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова «кило» нет. Это слово взято из французского языка и означает «тысяча». - Кто попробует расшифровать сколько в 1 км? -Правильно. Запишите в тетрадь. Кто сможет перевести расстояние между городами из метров в километры? Сравните эти две записи. Какая из записей короче и удобнее? Какой можно сделать вывод? -Каким транспортом мы пользуемся, преодолевая большие расстояния? -А человек может преодолеть расстояние равное 1 км? -Выгляните в окно. Посмотрите на наш стадион. Если вы оббежите его полностью, то вы преодолеете расстояние равное 1 км. | -Да, можем. Например, в метрах. -Для этого нужно посчитать сколько метров вместит в себя отрезок от одного пункта до другого. Да, затратно. -Нет, не удобно. Слушают учителя, воспринимают новую информацию. -Слово километр состоит из двух слов – кило и метр. - 1км =1000м. Записывают в тетрадь: 1 км = 1000 м Переводят 50 000 м в км. 50 000 м = 50 км. Сравнивают и делают вывод: -Для измерения больших расстояний нужно использовать километры (км). -Автомобиль, поезд, автобус, самолёт и другие. -Да, может. Смотрят, осознают информацию, соизмеряют представления с действительностью. | Познакомятся с новой единицей длины – километром; Узнают соотношение км с единицей длины – метром; научатся выражать длину в заданных единицах (м, км). |
Первичная проверка понимания знаний | Форма организации работы: фронтальная, самостоятельная. Используемые методы: практический. Вид работы: работа у доски. | -Прочитайте задание № 149 на стр. 36. - Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? - Ребята, мы выяснили сколько у нас метров в 1 км? -Сколько шагов нужно сделать мужчине? -Отлично, молодцы. -Сейчас мы с вами поработаем у доски. 2000м=…км; 4000м=…км; 8000м=…км -Молодцы. Сколько метров содержит 3км=…м; 7км=…м; 9км=…м? -Выразите расстояние в км: 18048 м = _км _м; 31004 м = _км _ м; 7808м=_км _ м. | Читают задание про себя, один ученик вслух. -Нужно знать, сколько метров в 1 км. -Да, в 1 км 1000м. -Примерно 1000 шагов. Один ученик у доски, остальные в тетради. -2000 м = 2 км, так как в 1000 м =1 км, 2000:1000=2. -4000 м = 4 км, так как в 1000 м = 1 км. 4000:1000=4. -8000 м = 8 км, так как в 1000 м = 1 км. 8000:1000=8. -3км=3000м, 1 км = 1000 м, 3*1000=3000м. -7км=3000м, 1 км = 1000 м, 7*1000=7000м. -9км=3000м, 1 км = 1000 м, 9*1000=9000м. -18048 м = 18км 48м; 31004 м = 31 км 4 м; 7808м=7 км 808 м | Научатся решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; Научатся переводить из одних единиц измерения в другие. |