Просмотр содержимого документа
«Материал для проведения внеурочного занятия по математике в 5 классе "Пифагор и его школа"»
ТЕМА.ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
Цели: познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать.
Ход занятия
I. Стадия вызова.
- Какой союз обосновал Пифагор, что входило в сферу интересов союза?
- Почему от пифагорейцев не осталось никаких текстов?
- Как называли пифагорейцы собственные исследования?
II. Стадия осмысления содержания.
1. Слово учителя.
Великий древнегреческий ученый Пифагор родился на острове Самос в VI в. до н. э. В молодости побывал в Египте, где учился у жрецов. Говорят, что он был допущен в сокровенные святилища Египта, посетил халдейских мудрецов
и персидских магов. Около 530 г. до н. э. Пифагор переехал в Кротон - греческую колонию в Южной Италии, где основал так называемый пифагорейский союз. В сферу интересов членов союза входили научные исследования, религиозно-философские искания, политическая деятельность. Они вели суровый образ жизни, превыше всего ценили самообладание, смелость и коллективную дисциплину. Пифагорейцы жили вместе, у них было совместное имущество, и даже свои открытия они считали общим достоянием.
Деятельность союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов от ранних пифагорейцев не осталось. Кроме того, по традиции, они все открытия приписывали Пифагору, о котором уже при жизни ходили легенды. Кто на самом деле является автором того или иного результата, неизвестно.
Пифагорейцы называли собственные исследования «математа», что означает «науки», и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Главной
считалась арифметика - наука о числах. Именно она лежала в основе и геометрии, и астрономии, и гармонии.
2.Разминка.
1) Представьте в виде сотен, десятков и единиц числа 8б; 807;
б04; 310.
Запишите число, которое при счете предшествует числу 600.
Какое число при счете следует за числом 599?
Задумали число, увеличили в 15 раз, получили число 525.
Какое число задумали?
4) Какое число состоит из 35 десятков и 7 единиц? б) Разность чисел 750 и 450 увеличить в 3 раза.
5)Произведение чисел 75 и 20 увеличить в 3 раза и уменьшить на 200.
6)Длина прямоугольника 17 см, ширина 3 см. Вычислите пери-
метр прямоугольника. Найдите площадь этого прямоугольника. 9)Увеличьте число в 10 раз и уменьшите на 10 единиц.
7) Какое число состоит из 6 сотен и 3 десятков?
3. Разгадайте кроссворд.
Название числа, которое иногда получается при делении.
Наименьшее четырехзначное число.
Вывод, который ученик заучивает наизусть.
Особое число, которое записывается с помощью двух цифр.
4. Задача-шутка.
Разделите поровну 5 пряников между шестью мальчиками, не разрезая ни одного пряника, на 6 равных частей.
Решение
Если мы из 5 данных пряников 3 разрежем пополам, то получим 6 равных кусков, каждый из которых и отдадим мальчикам.
Затем разрежем 2 оставшихся пряника каждый на 3 равных части и получим опять 6 равных кусков, которые и отдадим мальчикам. Таким образом, задача решена, причем ни одного пряника не пришлось разрезать на 6 равных частей.
5. Какие оценки?
Когда Аня, Женя и Нина спросили какие им поставили оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: «Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки разные: причем у Ани - не 3, у Нины - не 3 и не 5. Какую оценку получила каждая из учениц?»
Ответ: у Нины - 4, у Ани - 5, У Жени - 3.
6.Задачи с девятками.
l) Представьте число 18 двумя девятками.
2) Выразите число 27 тремя девятками.
3) Напишите число 90 тремя цифрами 9.
4) Выразите число 0 четырьмя девятками и только одним мате-