kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для факультатива по геометрии в 8 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию коллег – учителей математики материал для проведения факультативных занятий по геометрии в 8 классе. Я включила в статью подборку для 6 занятий, цель которых – показать ученикам уже 8 класса, хотя бы ориентировочно, уровень сложности задания № 26 в материалах ОГЭ. Каждое занятие содержит, как материал для самого занятия, так и задачу для домашней работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для факультатива по геометрии в 8 классе. »

8 класс. (Г8-к.р.№2)

Решение многовариантных задач .

Занятие №1 по темам: « Взаимное расположение точки и отрезка, лежащих на одной прямой» и «Теорема Пифагора».


Работа на уроке.

1. В прямоугольнике ABCD AB = 2 , BC = 3. Точка Е на прямой АВ выбрана так, что

AED =DEC . Найдите АЕ.

Решение.

По свойству параллельных прямых AED = EDC . Следовательно, треугольник DEC равнобедренный, и EC = CD = 2. Получим прямоугольный треугольник ВЕС с гипотенузой EC = 2 и катетом BC =3. По теореме Пифагора BE = 1.

Ключевым моментом этой задачи является расположение точки на прямой

относительно двух данных на ней точек.

1. Если точка Е лежит между А и В (точка 1 E на рис. 5), то AE = 1.

2. Если точка В лежит между А и Е (точка 2 E на рис. 5), то AE = 3.

3. Положение точки А между В и Е невозможно, так как в этом случае AED DEC (сделайте рисунок), т.е. не выполняется условие задачи.

Ответ: 1 или 3.



Домашняя работа.

2. В прямоугольнике MNEK NE = 4 , EK = 3. Точка A на прямой NE выбрана так, что NAM =MAK . Найдите АN.

Ответ: 4- или 4 + .

Самостоятельная работа.

3. В прямоугольнике ABDK AB = 10 , BD = . Точка M на прямой АВ выбрана так, что AMK =DMK . Найдите АM.


Ответ: 16 или 4.



8 класс. (Г8-к.р.№1)

Решение многовариантных задач .

Занятие №2 по темам: « Взаимное расположение прямой и точки вне прямой. » и «Параллелограмм».


Работа на уроке.

1.Дан параллелограмм ABCD. Биссектрисы его углов А и D делят сторону BC на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 40.

Решение.

Обозначим точку пересечения биссектрис через М, а точки пересечения биссектрис АМ и DM со стороной BC через N и K соответственно. В зависимости от расположения точки М относительно прямой (отрезка) CD возможны два варианта для чертежа.

1. Пусть точка M расположена вне параллелограмма. Так как биссектриса АМ отсекает от параллелограмма равнобедренный треугольник ABN (см. рис. а), то

AB = BN = NK = KC = x .

Периметр параллелограмма равен 40, поэтому из уравнения

2(x + 3x) = 40

находим x = 5 . Значит, AB = 5 , BC = 15.

2. Если точка M расположена внутри параллелограмма (см. рис. 7б), то

NC = x и AB = BN = 2x . Из уравнения

2(2x + 3x) = 40

находим x = 4 . Значит, AB = 8 и BC = 8 + 4 = 12 .

Ответ: 5; 15 или 8; 12.


Домашняя работа.

2. Дан параллелограмм MNFT. Биссектрисы его углов N и M делят сторону FT на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 50.


Ответ: 10;15 или 6,25; 18,75.


Самостоятельная работа.

3. Дан параллелограмм ABCD. Биссектрисы его углов B и C делят сторону AD на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 16.


Ответ: 2; 6 или 3,2;4,8.

8 класс. (Г8-к.р.№2)

Решение многовариантных задач .

Занятие №3 по темам: « Выбор обозначений вершин многоугольника» и «Площадь треугольника и параллелограмма».

Теория:

Т1. Медиана треугольника разбивает его на два равновеликих треугольника.

Т2. Диагональ параллелограмма разбивает его на два равновеликих треугольника.

Работа на уроке.

1. В параллелограмме ABCD один из углов равен 60.Точки E и F являются серединами смежных сторон, образующих острый угол. Площадь треугольника, отсекаемого прямой EF от параллелограмма ABCD, равна S . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки E, F и C .

Решение.


Используя приведенные выше факты и построив пунктиром два дополнительных отрезка (см. рис. 33), получим, что площадь параллелограмма равна 8S. Обозначение буквами вершин параллелограмма можно начать с любой вершины, поэтому возникает четыре разных рисунка, соответствующих условию данной задачи ( см. рис. 34а, б, в, г). Треугольники, площадь которых нужно найти, на каждом из рисунков выделены темным фоном. Площадь треугольника ECF на рис.34а находим следующим образом: SECF = SABCD – SAEF – SEBC – SFDC = 8S – S - SABC - SADC = 8S – S – 2S – 2S = 3S.

В остальных случаях искомая площадь будет равна S .

Ответ: S или 3S .

2. В параллелограмме ABCD один из углов равен 115Точки E и F являются серединами смежных сторон, образующих тупой угол. Площадь треугольника, отсекаемого прямой EF от параллелограмма ABCD, равна S . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки E, F и C .

Ответ: S или 3S .

Домашняя работа. №3. В параллелограмме MNET угол M равен 40.Точки A и B являются серединами смежных сторон, образующих угол E. Площадь треугольника, отсекаемого прямой AB от параллелограмма MNET, равна 5см2 . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки A, B и T. Ответ: 5см2 и 15см2.

Самостоятельная работа. №4. В параллелограмме KEOA угол K равен 70Точки Q и F являются серединами смежных сторон, образующих угол E. Площадь треугольника, отсекаемого прямой QF от параллелограмма KEOA, равна 7 . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки Q, F и A.

Ответ: 7 или 21 .

8 класс. (Г8-к.р.№1)

Решение многовариантных задач .

Занятие №4 по теме: «Выбор линейного элемента».


Работа на уроке.

1. Высоты треугольника ABC пересекаются в точке Н. Известно,

что CH = AB . Найдите АСВ.

Решение.


1. Пусть треугольник ABC - остроугольный (см. рис. 37а). Пусть ВЕ и CD – высоты треугольника. Углы АВЕ и HCE равны, как углы с соответственно перпендикулярными сторонами. Треугольники АЕВ и HEC равны по гипотенузе (CH = AB) и острому углу. Отсюда AE = EH, и значит, EAH = AHE = 45. В прямоугольном треугольнике ACF имеем CAF = 45, поэтому ACF = 45. Остальные случаи рассмотрите самостоятельно.

2. Угол ВАС – тупой (см. рис. 37б).

3. Угол АВС – тупой.

4. Угол АСВ – тупой.

5. Угол АВС – прямой.

6. Угол ВАС – прямой.

7. Случай, когда угол АСВ – прямой, невозможен (в этом случае CH=0, а AB0).

Ответ: 45 или 135.


Домашняя работа. №2. Высоты треугольника MNK пересекаются в точке O. Известно, что MO = NK . Найдите градусную меру угла KMN.

Ответ: Если M , то M = 45.

Если M , то M = 135.

Случай, когда M невозможен.


Самостоятельная работа. №3. Высоты треугольника EFK пересекаются в точке A. Известно, что EF = AK . Найдите градусную меру угла EKF.

Ответ: 45 или 135.




8 класс. (Г8-к.р.№5)

Решение многовариантных задач .

Занятие №5 по теме: «Задачи с параметрами».


В геометрических задачах в качестве параметра может быть линейная или угловая величина. Количество возможных решений находится в зависимости от условия задачи и области изменения параметра.

Теория.

Т1.Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, лежит на середине гипотенузы.

Т2.Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны.

Работа на уроке.

1. Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом при вершине В и углом при вершине А. Точка D – середина гипотенузы. Точка C1 симметрична точке С относительно прямой BD.

Найдите угол AC1 B .

Решение.

Так как прямая BD является серединным перпендикуляром к отрезку CC1, то DC = DC1. С другой стороны, точка D – центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника. Поэтому DC = DB = DA . Отсюда следует, что точка C1 принадлежит описанной окружности. Построение чертежа к этой задаче зависит от того, каково значение параметра. Возможны три случая:

1) 45;

2) 4590;

3) 045.

1) 45, то центральный угол BDC = 2BAC = 2. = 90 (по свойству внешнего угла треугольника BDA ). В этом случае ось BD перпендикулярна гипотенузе AC . Точка C отобразится в точку A , и угол AC1 B не будет определен.

2. Пусть 45 , тогда центральный угол BDC = 2BAC = 2 90 (см. рис. 51а). В этом случае точки C и C1 расположены по одну сторону от хорды AB . В прямоугольном треугольнике BCA :

ACB = 90 - .Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны. Поэтому

AC1B = ACB = 90 - .

3. Пусть 45 , тогда центральный угол BDC = 2BAC = 2 90 (см. рис. 51б). В этом случае точки C и C1 расположены по разные стороны от хорды AB . Четырехугольник AC1 BC вписан в окружность, поэтому AC1B = 180ACB = 180- (90 - ) = 90 + .

Ответ: 1) 45, то С1 совпадает с точкой А и угол не определён.

2) Если 4590, то AC1B = 90 - .

3) Если 045, то AC1B = 90 + .


Домашняя работа. №2. Дан прямоугольный треугольник NME с N=90 и E=. Точка O – середина гипотенузы. Точка M1 симметрична точке M относительно прямой NO. Найдите NM1E.

Ответ: аналогично №1: .


Самостоятельная работа. №3. Дан прямоугольный треугольник FKT с прямым углом при вершине K и углом при вершине T. Точка A – середина гипотенузы. Точка T1 симметрична точке T относительно прямой KA. Найдите угол KT1F .


Ответ: аналогично №1: .


8 класс. (Г8-к.р.№2)

Решение многовариантных задач .

Занятие №6 по теме: «Задачи с параметрами».

Работа на уроке.

1. Периметр равнобедренного треугольника равен Р см, одна из его сторон равна

а см. Найдите вторую и третью стороны треугольника.

Решение. 1) Если основание треугольника равно а, то боковая сторона равна .

Используя неравенство треугольника, получаем систему


2)Пусть боковая сторона треугольника равна а, тогда основание равно P - 2a .

Используя неравенство треугольника, получаем систему

Ответ: Если а0 или а, то решений нет;

если а, то одно решение: а, , ;

если , то два решения: а, , и а, а, Р – 2а.


2. В треугольнике АВС угол А равен 60 , AB = 1, BC =a. Найдите АС.

Ответ: если а , то решений нет; если а , то одно решение AC= ;

если то два решения AC = + или AC = - ;

если то одно решение AC = + .

Домашняя работа.

3. В треугольнике MNK , MN = 3, KN =b. Найдите MK.

Ответ: Ответ: если b , то решений нет; если b , то одно решение MK=;

если то два решения MK = + или MK = - ;

если то одно решение MK = + .

Самостоятельная работа.

4. В треугольнике АВС угол А равен 30 , AB = 2, BC =a. Найдите АС.

Ответ: если а , то решений нет; если а , то одно решение AC= ;

если 1 то два решения AC = + или AC =- ;

если то одно решение AC =+ .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Материал для факультатива по геометрии в 8 классе.

Автор: Плахотная Светлана Геннадьевна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по факультативу: " Геометрия вокруг нас"- 5класс "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-po-fakul-tativu-gieomietriia-vokrugh-nas-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "149214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420019443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Факультатив для 5-класса: " Геометрия вокруг нас"-программа "
    ["seo_title"] => string(61) "fakul-tativ-dlia-5-klassa-gieomietriia-vokrugh-nas-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "149211"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420017485"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» для 6 классов "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika-dlia-6-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "187214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426489984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа факультатива по математике «За страницами учебника» "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-za-stranitsami-uchiebnika"
    ["file_id"] => string(6) "189235"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426845086"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства