Материал для факультатива по геометрии в 8 классе.
Материал для факультатива по геометрии в 8 классе.
Предлагаю вниманию коллег – учителей математики материал для проведения факультативных занятий по геометрии в 8 классе. Я включила в статью подборку для 6 занятий, цель которых – показать ученикам уже 8 класса, хотя бы ориентировочно, уровень сложности задания № 26 в материалах ОГЭ. Каждое занятие содержит, как материал для самого занятия, так и задачу для домашней работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для факультатива по геометрии в 8 классе. »
8 класс. (Г8-к.р.№2)
Решение многовариантных задач .
Занятие №1 по темам: « Взаимное расположение точки и отрезка, лежащих на одной прямой» и «Теорема Пифагора».
Работа на уроке.
№1. В прямоугольнике ABCD AB = 2 , BC = 3. Точка Е на прямой АВ выбрана так, что
AED =DEC . Найдите АЕ.
Решение.
По свойству параллельных прямых AED = EDC . Следовательно, треугольник DEC равнобедренный, и EC = CD = 2. Получим прямоугольный треугольник ВЕС с гипотенузой EC = 2 и катетом BC =3. По теореме Пифагора BE = 1.
Ключевым моментом этой задачи является расположение точки на прямой
относительно двух данных на ней точек.
1. Если точка Е лежит между А и В (точка 1 E на рис. 5), то AE = 1.
2. Если точка В лежит между А и Е (точка 2 E на рис. 5), то AE = 3.
3. Положение точки А между В и Е невозможно, так как в этом случае AED DEC (сделайте рисунок), т.е. не выполняется условие задачи.
Ответ: 1 или 3.
Домашняя работа.
№2. В прямоугольнике MNEKNE= 4 , EK= 3. Точка A на прямой NE выбрана так, что NAM=MAK. Найдите АN.
Ответ:4- или 4 + .
Самостоятельная работа.
№3. В прямоугольнике ABDK AB = 10 , BD= . Точка M на прямой АВ выбрана так, что AMK=DMK. Найдите АM.
Ответ: 16 или 4.
8 класс. (Г8-к.р.№1)
Решение многовариантных задач .
Занятие №2 по темам: « Взаимное расположение прямой и точки вне прямой. » и «Параллелограмм».
Работа на уроке.
№1.Дан параллелограмм ABCD. Биссектрисы его углов А и D делят сторону BC на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 40.
Решение.
Обозначим точку пересечения биссектрис через М, а точки пересечения биссектрис АМ и DM со стороной BC через N и K соответственно. В зависимости от расположения точки М относительно прямой (отрезка) CD возможны два варианта для чертежа.
1. Пусть точка M расположена вне параллелограмма. Так как биссектриса АМ отсекает от параллелограмма равнобедренный треугольник ABN (см. рис. а), то
AB = BN = NK = KC = x .
Периметр параллелограмма равен 40, поэтому из уравнения
2(x + 3x) = 40
находим x = 5 . Значит, AB = 5 , BC = 15.
2. Если точка M расположена внутри параллелограмма (см. рис. 7б), то
NC = x и AB = BN = 2x . Из уравнения
2(2x + 3x) = 40
находим x = 4 . Значит, AB = 8 и BC = 8 + 4 = 12 .
Ответ: 5; 15 или 8; 12.
Домашняя работа.
№2. Дан параллелограмм MNFT. Биссектрисы его углов N и M делят сторону FT на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 50.
Ответ: 10;15 или 6,25; 18,75.
Самостоятельная работа.
№3. Дан параллелограмм ABCD. Биссектрисы его углов B и C делят сторону AD на три равные части. Вычислите стороны параллелограмма, если его периметр равен 16.
Ответ: 2; 6 или 3,2;4,8.
8 класс. (Г8-к.р.№2)
Решение многовариантных задач .
Занятие №3 по темам: « Выбор обозначений вершин многоугольника» и «Площадь треугольника и параллелограмма».
Теория:
Т1. Медиана треугольника разбивает его на два равновеликих треугольника.
Т2. Диагональ параллелограмма разбивает его на два равновеликих треугольника.
Работа на уроке.
№1.В параллелограмме ABCD один из углов равен 60.Точки E и F являются серединами смежных сторон, образующих острый угол. Площадь треугольника, отсекаемого прямой EF от параллелограмма ABCD, равна S . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки E, F и C .
Решение.
Используя приведенные выше факты и построив пунктиром два дополнительных отрезка (см. рис. 33), получим, что площадь параллелограмма равна 8S. Обозначение буквами вершин параллелограмма можно начать с любой вершины, поэтому возникает четыре разных рисунка, соответствующих условию данной задачи ( см. рис. 34а, б, в, г). Треугольники, площадь которых нужно найти, на каждом из рисунков выделены темным фоном. Площадь треугольника ECF на рис.34а находим следующим образом: SECF= SABCD – SAEF – SEBC – SFDC= 8S – S - SABC - SADC = 8S – S – 2S – 2S = 3S.
В остальных случаях искомая площадь будет равна S .
Ответ: S или 3S .
№2. В параллелограмме ABCD один из углов равен 115Точки E и F являются серединами смежных сторон, образующих тупой угол. Площадь треугольника, отсекаемого прямой EF от параллелограмма ABCD, равна S . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки E, F и C .
Ответ: S или 3S .
Домашняя работа. №3. В параллелограмме MNET угол M равен 40.Точки A и B являются серединами смежных сторон, образующих угол E. Площадь треугольника, отсекаемого прямой AB от параллелограмма MNET, равна 5см2 . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки A, B и T. Ответ: 5см2 и 15см2.
Самостоятельная работа. №4. В параллелограмме KEOA угол K равен 70Точки Q и F являются серединами смежных сторон, образующих угол E. Площадь треугольника, отсекаемого прямой QF от параллелограмма KEOA, равна 7 . Найдите площадь треугольника, вершинами которого служат точки Q, F и A.
Ответ: 7или 21.
8 класс. (Г8-к.р.№1)
Решение многовариантных задач .
Занятие №4 по теме: «Выбор линейного элемента».
Работа на уроке.
№1.Высоты треугольника ABC пересекаются в точке Н. Известно,
что CH = AB . Найдите АСВ.
Решение.
1. Пусть треугольник ABC - остроугольный (см. рис. 37а). Пусть ВЕ и CD – высоты треугольника. Углы АВЕ и HCE равны, как углы с соответственно перпендикулярными сторонами. Треугольники АЕВ и HEC равны по гипотенузе (CH = AB) и острому углу. Отсюда AE = EH, и значит, EAH = AHE = 45. В прямоугольном треугольнике ACF имеем CAF = 45, поэтому ACF = 45. Остальные случаи рассмотрите самостоятельно.
2. Угол ВАС – тупой (см. рис. 37б).
3. Угол АВС – тупой.
4. Угол АСВ – тупой.
5. Угол АВС – прямой.
6. Угол ВАС – прямой.
7. Случай, когда угол АСВ – прямой, невозможен (в этом случае CH=0, а AB0).
Ответ: 45 или 135.
Домашняя работа. №2. Высоты треугольника MNK пересекаются в точке O. Известно, что MO= NK . Найдите градусную меру угла KMN.
Ответ: Если M , то M = 45.
Если M , то M = 135.
Случай, когда M невозможен.
Самостоятельная работа. №3. Высоты треугольника EFK пересекаются в точке A. Известно, что EF= AK . Найдите градусную меру угла EKF.
Ответ: 45 или 135.
8 класс. (Г8-к.р.№5)
Решение многовариантных задач .
Занятие №5 по теме: «Задачи с параметрами».
В геометрических задачах в качестве параметра может быть линейная или угловая величина. Количество возможных решений находится в зависимости от условия задачи и области изменения параметра.
Теория.
Т1.Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, лежит на середине гипотенузы.
Т2.Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны.
Работа на уроке.
№1.Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом при вершине В и углом при вершине А. Точка D – середина гипотенузы. ТочкаC1 симметрична точке С относительно прямой BD.
Найдите угол AC1 B.
Решение.
Так как прямая BD является серединным перпендикуляром к отрезку CC1, то DC = DC1. С другой стороны, точка D – центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника. Поэтому DC = DB = DA . Отсюда следует, что точка C1принадлежит описанной окружности. Построение чертежа к этой задаче зависит от того, каково значение параметра. Возможны три случая:
1) 45;
2) 4590;
3) 045.
1) 45, то центральный угол BDC = 2BAC = 2. = 90 (по свойству внешнего угла треугольника BDA ). В этом случае ось BD перпендикулярна гипотенузе AC . Точка C отобразится в точку A , и угол AC1 B не будет определен.
2. Пусть 45 , тогда центральный угол BDC = 2BAC = 2 90 (см. рис. 51а). В этом случае точки C и C1 расположены по одну сторону от хорды AB . В прямоугольном треугольнике BCA :
ACB = 90 - .Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны. Поэтому
AC1B = ACB = 90 - .
3. Пусть 45 , тогда центральный угол BDC = 2BAC = 2 90 (см. рис. 51б). В этом случае точки C и C1расположены по разные стороны от хорды AB . Четырехугольник AC1 BC вписан в окружность, поэтому AC1B = 180ACB = 180- (90 - ) = 90 + .
Ответ: 1) 45, то С1 совпадает с точкой А и угол не определён.
2) Если 4590, то AC1B = 90 - .
3) Если 045, то AC1B = 90 + .
Домашняя работа. №2. Дан прямоугольный треугольник NME с N=90 и E=. Точка O – середина гипотенузы. ТочкаM1 симметрична точке M относительно прямой NO. Найдите NM1E.
Ответ: аналогично №1: .
Самостоятельная работа. №3. Дан прямоугольный треугольник FKT с прямым углом при вершине K и углом при вершине T. Точка A – середина гипотенузы. ТочкаT1 симметрична точке T относительно прямой KA. Найдите угол KT1F.
Ответ: аналогично №1: .
8 класс. (Г8-к.р.№2)
Решение многовариантных задач .
Занятие №6 по теме: «Задачи с параметрами».
Работа на уроке.
№1.Периметр равнобедренного треугольника равен Р см, одна из его сторон равна
а см. Найдите вторую и третью стороны треугольника.
Решение. 1) Если основание треугольника равно а, то боковая сторона равна .
Используя неравенство треугольника, получаем систему
2)Пусть боковая сторона треугольника равна а, тогда основание равно P - 2a .
Используя неравенство треугольника, получаем систему
Ответ: Если а0 или а, то решений нет;
если а, то одно решение: а, , ;
если , то два решения: а, , и а, а, Р – 2а.
№2. В треугольнике АВС угол А равен 60, AB = 1, BC =a. Найдите АС.
Ответ: если а , то решений нет; если а , то одно решение AC= ;
если то два решения AC = + или AC = - ;
если то одно решение AC = + .
Домашняя работа.
№3.В треугольнике MNK, MN= 3, KN=b. Найдите MK.
Ответ: Ответ: если b , то решений нет; если b , то одно решение MK=;
если то два решения MK= + или MK= - ;
если то одно решение MK= + .
Самостоятельная работа.
№4.В треугольнике АВС угол А равен 30, AB = 2, BC =a. Найдите АС.
Ответ: если а , то решений нет; если а , то одно решение AC= ;