Содержание курса «Занимательная математика» направлено на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Особенности курса «Занимательная математика» в том, что в него включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Формы организации – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - викторины, турниры, игры, конкурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математика для ума»
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности;
- понимание практической значимости математики для собственной жизни;
- принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к занятиям математикой;
- умение адекватно воспринимать требования учителя;
- навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
- элементарные навыки этики поведения;
- восприятие эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;
- понимание красоты решения задачи, оформление записей, умения видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;
- правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- умение выслушивать разные мнения и принимать решение;
- навыки безопасной работы с чертежными и измерительными инструментами.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания, использовать математические термины, символы и знаки;
- самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения различных заданий;
- самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в справочной литературе и дополнительных источниках;
- использовать различные способы кодирования условия математической задачи (схема, таблица, рисунок, чертеж, диаграмма);
- проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения;
- осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
- активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.
Содержание курса
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Особенностикурса «Занимательная математика» в том, что в него включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Формы организации – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - викторины, турниры, игры, конкурсы.
1. Вводное занятие.
Познакомить с целями и задачами курса «Занимательная математика» в 3 классе.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи. Игра «Весёлый счёт». Математические загадки. Упражнения на проверку знания нумерации в пределах 100.
2. Из истории математики.
Старинные системы записи чисел. Из истории чисел. Как люди научились считать. Загадки и ребусы с числами.
3. Занимательная нумерация.
Упражнения на проверку знания нумерации в пределах 100. Задачи на смекалку. Задачи-шутки. Математические лабиринты. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 100).
Практическая работа. Отгадывание ребусов. Занимательные задачи. Упражнения на знание нумерации. Задачи на смекалку. Задачи-шутки. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 100).
4. Отгадай-ка.
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах. Головоломки. Загадки. Кроссворды. Задача-шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Практическая работа. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах. Головоломки. Задачи на смекалку. Задача-шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
5. Геометрические фигуры.
Разрезание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Решение геометрических задач. Аппликация из геометрических фигур. Игры с геометрическими материалами. Учимся чертить. Площадь и периметр прямоугольника. Окружность и эллипс.
Практическая работа. Разрезание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Решение геометрических задач. Аппликация из геометрических фигур. Игры с геометрическими материалами. Упражнения на развитие геометрического зрения.
6. Логические задачи.
Решение логических задач. Логические упражнения на сравнение фигур. Логические задачи на сравнение. Логические задачи, решаемые цепочкой рассуждений. Определение логического значения высказывания (истина или ложь) в зависимости от ситуации задачи. Задачи на развитие мышления. Задачи на быстроту реакции. Логические игры.
Практическая работа. Решение логических задач на сложение и вычитание. Решение логических задач на сравнение. Решение логических задач путем построения устной цепочки рассуждений. Определение логического значения высказывания (истина или ложь) в зависимости от ситуации задачи. Задачи на развитие мышления. Задачи на быстроту реакции. Логические игры.
7. Задачи на упорядочивание множеств.
Правила упорядочивания, группирования и сортирования.
Практическая работа. Дидактические игры. Упорядочивание чисел. Нахождение лишнего предмета. Решение логических задач.
8. Задачи с величинами.
Решение задач с различными величинами, их применение.